К сожалению, вынужден принести свои извинения, т.к. не только объем такого материала не для газетной статьи, но и объективных научных данных на сегодняшний день недостаточно, чтобы расставить все точки над «i».
Предлагаю просто порассуждать, проанализировать определенную часть информации, которая, по моему мнению, окажется полезна для любителей стрельбы по быстрым целям.
Естественно, по основной своей профессии тренера, в «собеседники» привлек лиц известных в спортивной стрельбе по тарелочкам. Возможно последует критика, мол стенд и охота большая разница, здесь знак равенства ставить не стоит.
Я это учел и мой первый собеседник Джордж Дигвид, ему слово: «Хотя я больше известен для многих как стендовик, но я сам считаю себя сельским жителем, принимающим участие в соревнованиях по стендовой стрельбе.
Я стреляю на стенде семь месяцев в году, а в остальное время с упоением предаюсь охоте. Охочусь на голубей, фазана, куропатку, грауса.
Каждая охота прекрасна по-своему, и мне трудно сказать, какой именно охоте я отдаю предпочтение – охоте на голубей в Эксмуре или на утку на острове Шеппи, грауса в Шотландии или на куропатку в Нортумберленде».
Наибольшее несогласие в публикациях «Монологов» первой и второй частей было с определением длины ложи, т.е. рекомендацию измерение длины приклада автором, кое-кто посчитал ошибочной, ссылаясь на «древние» картинки, переходящие из одного охотничьего пособия в другое.
Заглянем в одно такое пособие от ружейного гуру прошлого века Э. Штейнгольда.
Ружье низит: вертикальный отгиб очень велик; ложа коротка в носке приклада; ложа вообще коротка; ружье имеет плохой баланс из-за длинных и тяжелых стволов; усилие на спусковые крючки слишком велико; стрелок захватывает цевье слишком близко к ствольной коробке.
Ружье высит: вертикальный отгиб ложи слишком мал; ложа длина в носке приклада; ложа вообще длина; ружье имеет плохой баланс из-за коротких и очень легких стволов; стрелок захватывает цевье очень далеко от ствольной коробки; усилия на спусковые крючки очень мало.
А теперь посмотрим на фото стрелков, их ружья, манеру хвата, расположению головы на гребне ложи.
Что характерно для стрелков в разных стендовых дисциплинах. Положение головы на явно укороченной ложи. Ружья с длиной стволов 760-810 мм, хват левой руки цевья (советую обратить на это особое внимание).
В общем по-штейнгольду получается не совсем.
Пару слов о питче: угол между плоскостью затылка приклада и продолжением прицельной линии ружья (так называемый "питч") – «гуру» определил соответствие форме грудной мышцы стрелка и назначению ружья (для стрельбы по наземным или воздушным целям).
Определив точность боя ружья в зависимости от длины ложи в носке приклада (собственно величины питча). Я по этому поводу уже высказывал своё полное несогласие, но к этому добавлю, посмотрите насколько плотно нижняя часть затыльника прижата к плечу.
Ручаюсь что у девяти из десяти стрелков, особенно худощавых, часть затыльника (порой 1/3) вообще висит (торчит) не касаясь корпуса. Как говориться, информация к размышлению.
Посмотрев фото, многие заметят, мол это спортивные специализированные ружья, для охоты не совсем пригодные. За меня отвечает Д. Дигвид: «Perazzi МХ2000, из которого я стрелял до последнего времени, имело стволы длиной 81 см и дульные сужения чок/чок. С этим ружьём я стрелял как на стенде, так и на охоте».
Предлагаю для читателей два схематических рисунка, как форма ложи «управляет» не только точностью прицеливания, но и глазами стрелка. Лично у меня возникает вопрос, что мешает охотнику совместить прицел с целью? Почему приходится смотреть мимо мушки?
В заключение совет от Дигвида: «Оружие, конечно, главный предмет в спорте. Совершенно необязательно, чтобы ружье вам идеально подходило. Если при стрельбе будете надлежащим образом следить глазами, больше вам ничего не понадобится.
Ваша техника стрельбы компенсирует неподходящее вам оружие. Я никогда не делал ружья на заказ, я стрелял всегда просто из ружья. Главное, чтобы во время выстрела ружье стало частью вашего тела. И многие думают, что если ружье правильно подобрано, оно сделает все за вас».
Еще более краток был Торрольд: «…нужно выбросить из головы: патроны, чоки, ружья, стрельбу других стрелков, все, что может отвлечь от самого главного».
Приношу свои извинения, если не оправдал ожидания читателей. От себя добавлю, что стрелять тебя могут научить, а хорошо стрелять ты можешь научиться только сам. Так что, как говорят чемпионы: «Все только в наших глазах, руках и головах».
И, главное, не забывайте о мерах безопасности.