С 1 февраля 2024 года заработная плата оленеводов Чукотки вырастет на 50% - сейчас она варьируется в районе 70 тысяч рублей. Власти региона пытаются спасти отрасль, в которую крайне неохотно идет молодое поколение, даже несмотря на традиционный уклад жизни Чукотки. Люди уезжают работать в города, предпочитая современные условия и иной уровень оплаты труда, а также карьерный рост.
Похожая ситуация существует и в Ненецком автономном округе – арктическая зона никак не привлекает людей со стороны, остаются в сфере лишь те, кто родился на Севере, но большая часть их них также стремиться к другому будущему для себя и своих семей. Тяжелые условия труда, вечная мерзлота, частое отсутствие минимального комфорта отпугивают новое поколение.
Краткие цифры и причины дефицита кадров
В 2021 году на Чукотке на 14 муниципальных оленеводческих предприятиях и в двух крестьянских (фермерских) хозяйствах было занято 600 человек. Для сравнения: в 2018 году численность занятых составляла 783 человека на 16 муниципальных предприятиях.
По данным правительства Чукотки, в этом сезоне в округе планируется заготовить около 400 тонн оленины. В Ненецком автономном округе планируется заготовить 1300 тонн оленины.
В 2020 году в Якутии стартовала программа поддержки оленеводов в возрасте до 35 лет «Молодой оленевод». По этой программе оленевод, проработавший в отрасли не менее четырех лет, может рассчитывать на однократную выплату в 1 млн рублей, после которой он обязан проработать в отрасли еще пять лет. В этом году на финансирование программы предусмотрено 28 млн рублей.
В 2021 году в России также была принята программа господдержки традиционной хозяйственной деятельности 19 коренных малочисленных народов Севера, которая, в том числе, предполагает подготовку кадров для занятий традиционными видами деятельности. Но для подготовки этих кадров надо сначала опять-таки привлечь в эти виды деятельности молодежь, которая не спешит посвящать себя подобной судьбе.
Власти Ямала в 2021 году пытались устроить дела в регионе таким образом, чтобы не терять людей в профессии. Были введены сертификаты на покупку чума, а также ввели программу получения жилья для молодых людей. К примеру, за государственный счет можно построить зимний чум из нюка (покрытие из оленьих шкур), и летний из брезента, состоящий из двух нарт и печи. А чтобы получить жилье – необходимо иметь троих детей, при том сами родители быть в возрасте до 36 лет.
В 2023 году власти Ненецкого автономного округа расширили субсидию на производство оленины (ранее субсидии давали только на переработку мяса, а теперь хозяйства получают поддержку и для реализации своей продукции в населенных пунктах, где они находятся), что позволило поднять зарплату оленеводам. В сфере региона задействовано порядка 900 человек, поголовье оленей в последние годы стабильно держится на уровне 160 тысяч особей.
Сложности профессии заключаются в ее универсальных умениях. Оленеводы обязаны уметь обращаться с оружием, уметь производить забой, уметь разделывать мясо, иметь навыки выживания в суровых условиях Севера, а также при всем этом отвечать за стада животных, которые иногда идут не на десятки и даже не на сотни, а на тысячи голов.
На больших пастбищах пастухи могут неделями жить на одном месте в походных условиях, и при этом подвергаться нападениям волков, собак, росомах, а порой и браконьеров, которые угоняют стада. Иногда такие разборки не обходятся без стрельбы.
Династии оленеводов России также отмирают – молодое поколение, стремящееся работать в тяжелых условиях Севера, приходится готовить с рождения. Нанять со стороны таких кадров практически невозможно. А северные регионы России похвастаться ростом демографии не могут, как и большинство других областей страны. В холодных регионах не хватает школ и детских садов, инфраструктура развита не так хорошо, как в иных субъектах РФ.
По последним данным, в стране на данный момент из числа народов Севера оленеводством занимаются чуть более 50 тысяч семей. В основном, это коренное население регионов, отмечает «Ведомости».
Постепенно на Север приходят и новые технологии, значительно облегчающие работу в суровых условиях – цифровые ошейники для животных, квадрокоптеры, современные снегоходы и прочее. Однако все это пока мало помогает остановить спад профессии оленевода в стране.
Комментарии (0)