Наша геологоразведочная партия базировалась в Коктале весной после выезда на полевые работы. Там из-под невысокой скалы бил родничок с холодной и пресной питьевой водичкой, единственный источник живительной влаги во всей округе. От родника бежал ручей протяженностью около полусотни метров. Его русло обрамляли заросли тростника и рощица из невысоких редких деревьев. Ручеек вытекал из этого зеленого оазиса и терялся в песке с проплешинами белевших на фоне песка солончаков.
Судя по следам на песке, родник посещали сайгаки, лисицы, волки, чернобрюхие рябки и саджа. С нашим появлением возможности попить водички днем у зверей не стало, однако по утрам я все равно обнаруживал у воды их свежие следы. Пришлось животным приходить на водопой по ночам, а рябки и саджа прилетали днем, недоверчиво кружились вокруг, не приближаясь к ряду палаток и фанерных домиков, иногда садились к небольшим лужицам в отдалении и торопливо утоляли жажду.
Но жара набирала обороты, лужи вскоре высохли, ручеек тоже все уменьшался, водопой работать совсем перестал, и как обходились пустынные жители без воды в дальнейшем, большой вопрос, ведь на десятки километров вокруг Коктала никаких родников не было, во всяком случае мы о них даже не слышали.
Деревья в рощице казались странными. Их причудливо искривленные и скрюченные стволы изобиловали дуплами, имели довольно густую зеленую крону, а вершины у них почему-то выглядели сухими. Но самое поразительное — у деревьев были разные листья. На нижних ветках они походили на листья ивы обыкновенной, а верхние листья не отличались от осиновых. Такое я увидел впервые, удивился, и было подумал, что дерево какой-то мутант, ошибка природы, но оказалось что другие деревца такие же.
То была туранга — пустынный или среднеазиатский тополь. Имеет он и другие названия, в том числе тополь разнолистный. Считается, что это самое живучее дерево на земле, способное выживать в таких условиях, где нет никакой другой растительности. Корни туранги проникают в почву на глубину до 30 метров и оттуда умудряются высасывать водичку, порой даже соленую. В результате стволы деревьев часто бывают пропитаны солью, подолгу не гниют и не разрушаются. Древнейшее дерево на нашей планете, пережившее даже ледниковый период, и единственное дерево в пустыне, дающее спасительную тень живым существам в самую сильную жару.
Туранга занесена в Красную книгу Казахстана. А поскольку ее рощицы способны укреплять берега пересыхающих рек и речушек и не позволять им превращаться в безжизненную пустыню, она издавна считается священным деревом, и вырубка туранги в былые времена даже каралась смертной казнью.
Осенью листья туранги приобретают желтую окраску, так же, как и у других деревьев, опадают, но увидеть эту картину мне не довелось. Родник на Коктале стал стремительно иссякать, ведро воды набиралось только за 10 минут, потом за полчаса, а за ночь наша 500-литровая емкость наполнялась лишь наполовину, и мы вскоре переехали на другой участок. Позже мне приходилось встречать диковинные деревья и в других пустынях, и в разное время, в том числе зимой, и всякий раз эти встречи были неожиданными и совсем редкими.
До сих пор неизвестно, отчего у пустынного тополя разные листья, хотя вполне возможно, что этим вопросом всерьез никто не занимался. Видно, у людей есть дела поважней, и им не до исчезающих навсегда трав, деревьев и животных, и все меньше зеленых рощиц в пустынях. Вот и получается, что выжившее со времен ледникового периода дерево сейчас находится на грани исчезновения с нашей земли, и виной тому расплодившееся человечество с его прихотями, пороками и так называемыми благами цивилизации.
Переносит теперь пустынный ветер вместе с песочком пластиковый хлам, засоряя окрестности и обрекая на гибель все живое вокруг, даже в безлюдных пустынях. Не проклянут ли нас и нынешнее время наши потомки? Если они вообще у нас будут…
Комментарии (0)