Поэзия в металле. Оружейное производство Ivo Fabbri

Изображение Поэзия в металле. Оружейное производство Ivo Fabbri
Изображение Поэзия в металле. Оружейное производство Ivo Fabbri

Кто же лучший в самой Италии? Какие бренды стали эталоном там, где целые области заселены потомственными оружейниками, и по каким критериям можно определить их превосходство над теми, кому по праву принадлежит мировое первенство?

Италия — удивительная страна. Две тысячи лет назад ее территория стала центром величайшей мировой цивилизации, давшей человечеству основы демократии, римское право, принципы организации армии, государства, торговли и банковского дела. Тысячу лет назад ее народ задавал темпы развития мировой экономике, объединив торговые интересы Европы, Африки, Ближнего Востока, Средней Азии и Китая на Апеннинском полуострове. Полвека назад Италия стала центром создания и массового производства лафетного и ручного огнестрельного оружия.

Вряд ли в каком-то уголке планеты найдется человек, не слышавший о таких компаниях, как Benelli, Beretta, Marocchi, Perazzi, Franchi. Итальянские предприятия без всякого преувеличения главные поставщики лучшего в мире огнестрельного оружия. Их продукция на протяжении долгих лет занимает ступень первых среди равных даже там, где сильны собственные традиции оружейного конструирования.

Изображение Гравировка на ружьях напоминает картины.  Фото автора.
Гравировка на ружьях напоминает картины. Фото автора. 

В связи с этим иногда возникает вопрос: кто же лучший в самой Италии? Какие бренды стали эталоном там, где целые области заселены потомственными оружейниками, и по каким критериям можно определить их превосходство над теми, кому по праву принадлежит мировое первенство?

Несмотря на сложность вопроса, ответ на него существует. Воздерживаясь от оценочных суждений и категоричности, приведем в качестве примера историю жизни и профессиональный путь Иво Фаббри. Окончательные выводы пусть каждый делает сам.  

Иво родился в селении под названием Поджо Берни (Poggio Berni), расположенном неподалеку от г. Форли в провинции Эмилия-Романья, в северной части Италии. Благодатный климат и сложный, пересеченный рельеф сделали этот регион настоящей Меккой для охотников Европы. Птица, копытные и мелкие хищники, обитавшие там, служили объектами охоты для местного населения на протяжении веков.

По этой причине простой деревенский мальчишка Иво Фаббри был страстным охотником с детства. Благодаря своему увлечению он был знаком с лучшими стрелками своего региона и часто беседовал с любителями охот из других стран. Те, будучи общительными людьми, не отказывали пареньку, когда он просил подержать в руках их охотничье ружье.

Изображение Фото автора.
Фото автора. 

С годами увлечение оружием крепло, и юный Фаббри начал обращать внимание на закономерности конструкторских схем, использованных при создании моделей, побывавших в его руках. В подростковом возрасте Иво начал охотиться самостоятельно. В этот период его чрезвычайно занимала мысль о том, что практически все осмотренное им оружие имело иностранное происхождение.

На ствольных блоках и колодках он видел английские, чешские, бельгийские, французские и даже американские клейма, а родных, итальянских, не встречал. Единственным ружьем, произведенным в Италии, которое он запомнил, была модель Luigi Franchi Imperial, с которой охотился один из его старших приятелей. Это обстоятельство показалось ему странным, и после осмотра «империала» Иво Фаббри посетила мысль, что было бы неплохо начать производство охотничьего оружия самостоятельно.

Первым практическим результатом его намерений стало кустарное изготовление двух гладкоствольных дробовиков, все детали которых были произведены из подручных материалов.

Будущий мастер располагал минимумом слесарных инструментов, не имел ни одного металлообрабатывающего станка, а финальную подгонку деталей при сборке производил вручную с помощью алмазного надфиля.

Созданное им оружие получилось грубоватым, а рабочий ресурс механизмов был невелик. Однако обе модели оказались вполне работоспособными, что неоднократно демонстрировал на охотах их создатель.

Изображение С прямой ложей ружье выглядит очень гармонично. Фото автора.
С прямой ложей ружье выглядит очень гармонично. Фото автора. 

В начале 1950-х Иво Фаббри призвали на военную службу. К тому времени он уже стал опытным стрелком, разбирался в баллистике и обладал слесарными навыками. Местом прохождения службы была область Брешиа в Северной Ломбардии — колыбель итальянского оружейного производства.

По счастливой случайности (или по воле провидения) Фаббри служил в артиллерийских войсках, где мог углубить свои познания. После демобилизации Иво решил не возвращаться в Поджо Берни. Первым местом его работы стало автомобильное предприятие Fiat, производственные площадки которого находились там же, в Брешии, неподалеку от места дислокации артиллерийской части, в которой служил будущий оружейник.

Несмотря на плотный рабочий график, Фаббри продолжал ходить на охоту и посещать местное стрельбище. Однажды он решил обзавестись новым ружьем и с этой целью посетил магазин известного оружейника Дезенцани, предприятие которого специализировалось на производстве охотничьего оружия.

Выбор предложенных ему моделей был обширным, но ни одна из них не удовлетворяла его запросам в полной мере. Представленные ружья пользовались спросом среди местных охотников и даже экспортировались за рубеж, но в каждом из них, с точки зрения Иво, содержался какой-либо недочет — конструктивный или технологический. В итоге ни одна из моделей, произведенных Дезенцани, Фаббри не приглянулась, а хозяин фирмы сказал несостоявшемуся покупателю: «Если вас что-то не устраивает, сделайте себе ружье сами». И эту фразу Иво принял как руководство к действию.

Спустя некоторое время он начал работу над собственными проектами охотничьего оружия, которые реализовывал в виде чертежей и схем. Ему удалось познакомиться с владельцем одной авторитетной фирмы — Даниэлем Перацци. На тот момент продукция, носившая его имя, была известна как в самой Италии, так и за ее пределами. Синьор Перацци заинтересовался идеями Фаббри и предложил ему поработать вместе.

Изображение Ствольный блок подгоняется к колодке с максимальным сопряжением. Фото автора.
Ствольный блок подгоняется к колодке с максимальным сопряжением. Фото автора. 

Так проекты Иво Фаббри смогли воплотиться в металле и дереве на рабочих площадках компании Perazzi. Главным результатом наработок Иво стало создание серии спортивных бокфлинтов Perazzi MX8. Отличительной особенностью этого проекта является целенаправленная разработка ружья, предназначенного для профессиональных спортсменов. Конструкторская схема, использованная при этом, стала первой и на долгое время единственной в своем роде.

В 1964 году итальянский спортсмен Эннио Маттарелли, выступавший с ружьем Perazzi MX8, стал золотым призером Олимпийских игр в Токио, а к Даниэлю Перацци пришла мировая известность. Что касается Иво Фаббри, то он принял решение об организации собственного оружейного производства.
Его мастерская начала работу в 1965 году. Располагалась она там же, в Брешии. Спустя четыре года, в 1969 году, производственный цех и штаб-квартира новой фирмы передислоцировались в коммуну под названием Кончезио (Concesio), находящуюся на территории того же округа. Главным помощником и партнером Фаббри стал его сын Туллио.

Формирование концепции развития компании Fabbri и ее маркетинговой политики — полностью заслуга Фаббри-младшего. Главный упор в производстве с самого начала существования фирмы был сделан на эксклюзивное, штучное оружие высокого разбора.

Производственные мощности фирмы расположены в двухэтажном здании. На первом этаже изготавливаются и обрабатываются заготовки. Подгонка, финальные доводочные операции и сборка готовой продукции выполняются на втором этаже. Общая численность сотрудников компании Fabbri составляет 17 человек, включая обслуживающий персонал: охранника, дворника, уборщиков.

Изображение Колодка оружия украшена классическим растительным орнаментом. Фото автора.
Колодка оружия украшена классическим растительным орнаментом. Фото автора. 

Ярким показателем отношения коллектива к своей работе являются объемы изготавливаемой продукции. Общее количество ружей, производимых в течение года, не превышает 30 экземпляров. Каждый образец создается по единой конструкторской схеме, представляя собой гладкоствольный бокфлинт переломного типа. Отличительной особенностью вертикалок от Фаббри является применение проверенных временем конструкторских схем, воплощенных в металле с помощью новейшего оборудования, оснащенного ЧПУ.

На площадках фирмы осуществляется полный и замкнутый цикл производства всех комплектующих — от ствольных заготовок до крепежа, цевей и прикладов. Единственным исключением является материал, предназначенный для производства деталей лож. В качестве такового используется древесина благородного ореха. На начальных этапах массив поставлялся из Турции. Современные модели комплектуются ореховыми ложами, материал для изготовления которых закупается во Франции.

Для ствольного производства используется патентованный сплав под названием Vacuum arc remelting Steel, самостоятельно разработанный Иво Фаббри. В его состав входят хром, никель, медь, марганец, кремний и молибден. Кричное железо подвергается двойной вакуумной переплавке для полного очищения от шлаков, а затем многократно проковывается. Готовые ствольные блоки, устанавливаемые на ружья, поставляются в полной гамме калибров от 12-го до .410-го.

Сталь, из которой производятся ствольные коробки, содержит титан. Благодаря его наличию готовые элементы отличаются сочетанием небольшой массы и габаритов при высочайших коэффициентах механической прочности.  

Изображение Все детали отполированы до зеркального блеска. Фото автора.
Все детали отполированы до зеркального блеска. Фото автора. 

Система запирания нижняя. В передней точке ствольный блок опирается на полуцапфы коробки, в задней фиксируется подпружиненной планкой Перде. Продольные боковые выступы казенной муфты опираются на поверхности боковин коробки, увеличивая площадь ее контакта со ствольным блоком.
Механизм удаления стреляных гильз представлен автоматическим неотключаемым эжектором.

Ударно-спусковой механизм внутрикурковый, с одним спусковым крючком. Боевые пружины двуперые. Тяги-взводители размещены на подушке ствольной коробки, без выхода за ее пределы. Механизмы замков собраны на подкладных досках. Переключение УСМ осуществляется за счет инерции отдачи, возникающей при выстреле. Возможности селективного переключения очередности стрельбы конструкция не предусматривает. Очередность ведения огня неизменна: первый выстрел производится из нижнего ствола.

Изображение Фото автора.
Фото автора. 

Для деревянных элементов ружей Fabbri характерна ярко выраженная фактура древесины, которая проявляется с помощью тщательной зеркальной полировки и обработки масляной пропиткой. Массив для изготовления прикладов подбирается таким образом, чтобы тело элемента было произведено из той части древесного комля, которая скрыта под землей. Она отличается меньшей твердостью, но обладает красивой свилеватой структурой. При этом шейка или рукоять выполняются из наземной части комлевой заготовки. Их фактура представлена прямыми слоями. Она выглядит не столь оригинально, как рисунок приклада, но отличается большей плотностью и механической прочностью.

Часть приклада, на которой расположена зона хвата, имеет два варианта исполнения. Это либо английская «винтовочная» шейка, длинная и прямая, либо изогнутая полупистолетная рукоять. Поверхности шейки (рукояти) и область удержания цевья содержат мелкую насечку с размером сегмента менее 1 мм. Наносится она исключительно вручную. Насечку того же типа содержит и окончание приклада. Отдавая дань традициям производства ружей высокого разбора, компания Фаббри не оснащает прикладов затыльниками. Их окончания покрыты насечкой того же типа, что и зоны хвата.

Приклады ружей изготавливаются исключительно вручную, с учетом индивидуальных параметров будущего владельца. Станочной обработке подвергаются только заготовки для производства цевей. После придания формы на станке каждое цевье доводится до состояния готовности также вручную.

Фиксация цевья относительно ствольного блока осуществляется с помощью кнопки, размещенной на торце. Она управляет подпружиненной тягой, установленной с внутренней стороны элемента. На окончании тяги размещена запирающая пластина, которая взаимодействует с крюком, напаянным на нижний ствол.

При всей простоте своей конструкции бокфлинты от Fabbri отличаются высочайшим рабочим ресурсом. Благодаря тщательной ручной подгонке деталей и качеству используемых материалов его показатель способен достигнуть одного миллиона выстрелов и даже превысить данный порог. Широкое применение электроэрозионного оборудования в процессе обработки деталей позволило добиться значений погрешности, составляющих сотые доли микрона.

В мировом стрелковом сообществе бренд Fabbri пользуется всеобщим уважением. Клиенты этой компании — монархи, знаменитости, крупнейшие бизнесмены. Срок ожидания заказанного ружья может составлять несколько лет, а стоимость исчисляется сотнями тысяч долларов.

В нашей стране имя Иво Фаббри известно немногим. Причиной тому является уровень только еще формирующейся оружейной культуры «стреляющей России» и меньшая по сравнению с западными коллегами платежеспособность отечественных стрелков. Общая численность россиян, владеющих ружьями Fabbri, не превышает трех-пяти человек.

Компоновка модели представляет собой классический пример оружия, созданного для охоты. Ее ствольный блок оснащен сплошной соединительной планкой, размещенной в межствольном пространстве, и цельной невентилируемой прицельной планкой. На дульном срезе размещена металлическая бисерная мушка.

О том, что представленный экземпляр ружья создавался не для спортинга, говорит факт наличия приклада английского типа. Зона хвата выполнена в формате прямой «винтовочной» шейки.

В практическом плане такой дизайн приклада позволяет вести огонь навскидку по внезапно появившейся цели. Прямая шейка дает возможность быстро вскинуть ружье и комфортно вложиться даже в том случае, если оно лежит на столе или подвешено на погонном ремне спусковой скобой вверх.

Поверхность приклада представляет собой характерный образец творчества ложейников Fabbri. На боковых сторонах можно разглядеть резкие и контрастные линии слоев древесины, свивающиеся по спирали.

Насечка, выполненная в зонах хвата шейки и цевья, настолько мелкая, что при первом осмотре ее можно принять за некий защитный слой. Поверхности обоих элементов покрыты ею полностью. Древесина ореха, из которой произведен описываемый экземпляр, имеет французское происхождение.

Неповторимый облик ружью придают декоративные орнаменты, нанесенные на поверхность ствольной коробки, спусковой скобы и защелки отпирания стволов. Художественная отделка составляет предмет особой гордости компании Fabbri, работающей с лучшими в мире художниками-граверами. Данный же образец ружья представляет собой одну из работ известнейшего мастера Манрико Торколи — ученика легендарных граверов Клаудио Тумасони и Фимо Фракасси.

Ствольная коробка покрыта мелким растительным орнаментом, нанесенным вручную с помощью резца-штихеля. Особенность композиции заключается в том, что на некотором расстоянии от глаза ее элементы начинают казаться объемными, а изображение — многоуровневым, в то время как все канавки, составляющие его, прорезаны на одной глубине.

Общее впечатление от ружья Fabbri, когда берешь его в руки и вкладываешься, можно сравнить с прослушиванием классической музыки, оперного пения или стихов поэтов эпохи Возрождения. Вне всяких сомнений, бокфлинт от Фаббри — это поэзия, воплощенная в металле.