Спаниели, как порода охотничьих собак известна очень давно. Есть утверждения некоторых историков, что еще отец Александра Македонского охотился со «спаниелеподобными» собаками. Само название спаниель несет в себе испанские мотивы, откуда и ведется происхождение этой породы. Всего в настоящее время известно более 10 разных пород спаниелей. Из них наиболее широко известен нашей широкой ковровской публике английский кокер-спаниель. В Коврове еще лет 15–25 назад собаки породы английских кокеров встречались и у охотников. Потом кокеры «глянулись» нашим дамам, и теперь их можно видеть только на диванах. Английские кокеры для охоты кончились. Но мы не об этом. Объективно говоря, английские кокеры несколько слабоваты и неудобны для типичных российских уремных угодий. Учитывая эти обстоятельства, московские любители «охоты по перу», целенаправленно скрещивая уцелевших в СССР во время войны спаниелей разных пород, начали формировать новую охотничью породу. Память хранит имена основателей новой породы: Б.Е. Вагин, писатель В.Е. Герман, Н.А. Валов, А.А. Пелевин и др. В 1951 году был разработан первый стандарт на новую породу русский охотничий спаниель (РОС). Разносторонние охотничьи качества способствовали росту популярности и численности русских охотничьих спаниелей. Кроме традиционных центров разведения спаниелей — Москвы и Ленинграда, появились новые центры в Кирове, Саратове, Тамбове, Рязани, Череповце и др. Не пускаясь в исторический экскурс развития русских охотничьих спаниелей в стране, остановимся на появлении и распространении их в нашем славном городе Коврове.
Конечно, сейчас никто не вспомнит, кто и откуда привез первого РОСа в Ковров.
Из воспоминаний старых охотников можно предположить, что РОСы появились в Коврове где-то в середине 50-х годов прошлого столетия. Может быт, и несколько ранее, но сведений об этом нет.
По воспоминаниям потомственного охотника-спортсмена Митрофанова Виктора Васильевича, его отец — заядлый Ковровский охотник (директор школы ДОСААФ) Василий Васильевич Митрофанов — в эти годы держал бело-черного русского спаниеля по кличке Дик. Держал его во дворе дома и охотился с ним. Дик родился от суки Лады, принадлежавшей другому заядлому охотнику ковровчанину — Зайцеву Борису Алексеевичу, директору лесхоза.
Есть также упоминания, что рыже-пегую спаниеля суку по кличке Лада держал в 50-е годы известный ковровский охотник Юрий Алексеевич Валежнов — начальник цеха ЗИД, потом предисполкома города. За неимением другой информации можно считать этих спаниелей первыми РОС в Коврове. Очень вероятно, что спаниелей породы РОС держали и другие ковровские охотники. Приобретали они спаниелей в Москве, Владимире и, естественно, друг от друга. Однако документально подтвержденных данных о ковровских РОСах той поры пока не имеется.
Первый РОС, о ком сохранились документальные данные, был черно-пегий кобель Чарли Евгения Васильевича Игнаточкина от московских кобеля Каро Сидякина В.М. и суки Дианы (ВРКОС 1004/с ) Себера В.И. Чарли был зарегистрирован в книге ПРКОС в Ковровском ДСООх под № 10/с. Следовательно, было в те годы еще 9 спаниелей. Но записи не сохранились. На Ковровских выставках, где Чарли выставлялся дважды, он получил оценку за экстерьер «очень хорошо». Судил тогда эксперт А.Н. Юшков.
По родословной Чарли, его прадедом был Дик-2 Вагина Б.Е., а прапрародителями — кобель Чарли и сука Дели писателя В.Е. Германа. Таким образом, в 50–60-е годы, почти с самого основания породы, ковровские охотники держали и использовали на своих охотах спаниелей породы РОС. Это говорит о значительных преимуществах новой породы. Например, о большей приспособленности РОСов к местным условиям охоты; о возможности содержать этих милых собачек не только в доме, но и во дворе, что в условиях острой нехватки жилья для людей в послевоенное время было большим плюсом.
Охотились со спаниелями преимущественно на тетеревов и уток.
Своих ковровских линий РОСов в то время не было: плановыми вязками РОС в Коврове никто не занимался.
Так, например, известный ковровский охотник Л. Жирнов приобрел щенка у писателя Германа от его знаменитых московских спаниелей. Как он потом с гордостью говорил, от «германского» щенка. Но крови этого представителя РОСов были потеряны. Они растворились в случайных вязках, потому что, со слов Льва Жирнова, в то время для него был важнее сам процесс охоты…
Первым, кто целенаправленно начал внедрение РОСов ковровских линий, стал Гашок Владимир Васильевич — известный охотник, владелец спаниеля-суки по кличке Марта (ВПКОС № 2408/с) и позднее — по кличке Марта-2 (1984 г.р.). Как вспоминал позднее Владимир Васильевич, в те годы на выставки в Коврове допускались и полукровки, а с него начались настоящие ковровские спаниели. Интересно, что происходит Марта по восходящей линии от той же самой вязки московского кобеля Каро Сидякина В.М. и суки Дианы (ВРКОС 1004/с ) Себера В.И.,но, от другого щенка из этого же помета. Оценку за экстерьер Марта имела на Ковровских выставках «очень хорошо», на областной выставке была оценена почему то только на «хорошо». Есть в родословных Марты и два полевых диплома 3-й степени. Гашок занимался вопросом разведения ковровских линий РОСов серьезно. И сейчас в родословных можно встретить запись: Марта — Гашок В.В.
В 80-е годы РОСы завоевали большую популярность среди охотников Коврова и Ковровского района. В этот период на ежегодных Ковровских районных выставках охотничьих собак демонстрировалось до 30 спаниелей….
В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века наиболее заметный след в деле популяризации и развития спаниелей породы РОС оставил знаменитый ковровский охотник, мастер спорта по стендовой стрельбе, чемпион спартакиады народов СССР Жирнов Лев Викторович. Он воспитал прекрасного коричнево-пегого кобеля по кличке Тимур, чемпиона выставок и полевого чемпиона, имевшего 6 дипломов I ст. Тимур вместе с Мартой Гашока, стали прекрасными производителями ковровских РОСов. Нужно отметить, что Тимур в прадедах по родословной имеет 3 раза Чарли Михайлова Г.Ф. а по кровной линии происходит из того же помета, что и Чарли Игнаточкина Е.В. (от Каро Сидякина и суки Дианы (ВРКОС 1004/с ) Себера В.И.), следовательно, родословная ведется от тех же московских спаниелей Вагина и Германа (интересная ситуация: три достоверно установленных ковров ских РОСа — Чарли Игнаточкина, Марта Гашока и Тимур Жирнова происходят от трех разных щенков одного и того же помета повязанных Каро Сидякина и суки Дианы Себера В.И.).
Ведущим экспертом по спаниелям в Коврове в то время был В.Н. Розов. Тимур Жирнова Л.В. дал много хороших потомков, за которыми, можно сказать, «охотились» ковровские охотники. Вот некоторые из счастливцев: Туман Мохова, Том Парфентьева, Чок Варначева и др.
Из их числа и черно-пегая п.ч. Грета Душина С.Е., которая дала два помета и продолжила кровную линию чемпионов. Наиболее ярким из ее гнезда стал высокопородистый черно-пегий кобель Айтос (род. 10.06.1996) Карантаева Л.Н. Айтос — победитель экстерьерных рингов во Владимире, Москве, Иванове, Нижнем Новгороде. Имел с выставок 36 малых и больших золотых медалей. Неоднократный чемпион областных, региональных открытых монопородных и межпородных состязаний по болотно-полевой и водоплавающей дичи. Ч. и п.ч. Айтос был к 4-м годам признан абсолютным лидером и стал выставляться только показательно, чтобы не падал интерес к состязаниям у других владельцев спаниелей нашей области. Более 100 его прямых потомков нашли себе хозяев не только в России, но и за рубежом.
В конце 90-х годов экспертом по спаниелям в Коврове стал Матахин Василий Васильевич.
Нужно отметить, что с началом перестройки и финансовыми трудностями населения в России среди Ковровских охотников-спаниелеводов отмечался некоторый спад активности, что выразилось в снижении количества экспонируемых охотничьих собак на районных и городских выставках.
Новый подъем интереса к спаниелям породы РОС начался на волне золотых медалей с выставок и яркой работы в поле по болотно-полевой и водоплавающей дичи и на реальной охоте ч.-п.ч. Айтоса Карантаева Л.Н.. Среди новой регенерации охотников Коврова появились молодые интересные собаки Тагир Первушина А.С., п.ч. Малыш Нефедова В.А., п.ч. Дарси Данилевского В.А., Шерри и п.ч. Аргос Хромова В.С., Дина Карпова Б.А., Сабрина Душина С.Е., п.ч. Бакс Иванкова В.Е., Айтос-2 Князева М.В., и др. Из приведенного перечня видно, как отличные рабочие качества Айтоса передались потомкам, как много среди них полевых чемпионов (п.ч.).
На выставках количество экспонируемых спаниелей стало постепенно вновь увеличиваться.
С 2001 года экспертом-кинологом по спаниелям в Коврове стал Карантаев Л.Н.
В последние годы ковровские охотники-спаниелисты открыли для себя новые спортивные объекты охоты: наряду с традиционной охотой на утку появился больший интерес к охоте на болотно-полевую дичь. Это в первую очередь коростель и бекас. Кстати, бекас по-английски «снайп». Вот отсюда и пошло название метких стрелков — снайпер.
В настоящее время в Коврове славные линии высокопородных русских охотничьих спаниелей достойно продолжают Бруна Клеветова А.Б., Бакс Иванкова В.Е., Арес Хромова В.С. и др. Признанным лидером этой команды бесспорно является Бархат Душина Р.С.. Есть в городе и другие спаниели из славной высокопородной линии ковровских чемпионов, которые могли бы достойно продолжить свою породу. Но, к сожалению, их случайные хозяева не понимают, что за собаки им достались: не показывают их на выставках охотничьих собак, не показывают их и на полевых испытаниях, так что их отличные экстерьерные и полевые качества не послужат породе РОС.
Конечно, понимаем, что в этой заметке из-за отсутствия фактического материала отражена лишь малая часть истории русского охотничьего спаниеля в Коврове. Если у кого из читателей есть документы, фотографии, воспоминания об охотниках-спаниелистах и их прекрасных ушастых партнерах по охоте 50-х, 60-х, 70-х годов и есть желание и возможность ознакомить с ними, просьба обращаться к нам.
Выражаю свою признательность Амплееву С.И., Гашоку В.В., Митрофанову В.В. и Игнаточкину Е.В., оказавшим помощь в подготовке этого материла.