Собак бояться – в лес не ходить

Случается, особенно в межсезонье, меня охватывает сильное, на уровне первобытного подсознания, влечение: непреодолимо тянет в лес, в родовое гнездо человека. Подходит срок и эта гипнотическая зависимость заставляет оставить все дела и заботы.

Особенно люблю тихие солнечные дни золотой осени и первую нежную зелень ранней весны. Люблю бродить среди проталин и порой, прислонившись к старому корявому дубу, любоваться и дышать прозрачным воздухом, настоянном на запахе талой воды и влажных деревьев.

Люблю, сидя на замшелой валежине, пить ароматный крепкий чай с добавлением трав, слушать, смотреть, мечтать. Для меня это своеобразный ритуал.

И эта необъяснимая извечная потребность известна многим из нас. Но пусть изредка, а все же приходится убеждаться в актуальности изречения: лес полон опасности.

Исходя из своего опыта, к самой большой из них я бы отнес столкновение человека со стаей бродячих псов, количество которых в последнее время бесконтрольно увеличилось. В одной Москве около 50 тысяч бесхозных собак! И почти 30 тысяч ежегодных обращений за медпомощью.

К тому же, весной и осенью они становятся особенно агрессивны, что связано с циклами размножения. Мои встречи с «бродягами» периодически происходят, обычно дело ограничивается облаиванием, ложными выпадами и сопровождением до границ участка обитания стаи. Но дважды я подвергался реальному и не спровоцированному мною нападению.

Прошлым летом, возвращаясь с вечерней рыбалки по лесной тропе через довольно широкий лесной массив, уже в опустившейся на лес темени услышал приближающееся рычание и был атакован группой бродячих хищников. В одиночку они, как правило, не нападают. Стая и даже две особи очень часто проявляют агрессию.

Псы начали бросаться, когда я поднимался по склону вверх. Это очень помогло отбивать атаку, так как зверье нападало лишь с одного направления, с нижней части склона. А я отступал спиной вперед, отмахиваясь «веером» – легкими углепластиковыми удилищами, которые имитировали, видимо, знакомые собакам палки.

Так продолжалось несколько секунд, пока я наконец не извлек из захламленного разной всячиной кармана брюк дежурный газовый баллончик. Аэрозоль раздражающего действия, рассчитанная на собак и людей, сработала и на этот раз. Стая откатилась назад, баллончик уже третий по счету, вернулся на свое постоянное место.

А я лишь после всего произошедшего ощутил реальную угрозу своей жизни, которая, к счастью, миновала, и очень пожалел об отсутствии крепкой дубинки. И если собаки не испугались взрослого здорового мужчину, то страшно подумать о ребенке на моем месте. Моя дочь уже имеет, к сожалению, печальный опыт контактов с собаками, закончившийся курсом инъекций от бешенства.

Особого внимания требует нахождение в части леса, примыкающей к зоне коттеджной застройки. Здесь нередка встреча с «резвящимся», естественно, без намордника и на значительном удалении от хозяина догом, ротвейлером, доберманом, бойцовой собакой и, не дай Бог, кавказской или среднеазиатской овчаркой, бегство или безоружное сопротивление против которой бесполезно и даже опасно для жизни.

Автору этих строк чудом удалось избежать увечий, встретившись со среднеазиатским зверем в лесной зоне.
Хозяин вывозил собаку на машине туда для прогулок, очевидно, считая это место безлюдным. А собака бегала сама по себе. Грибной сезон был в разгаре и потому оружием моим был только небольшой и бесполезный складной ножик, намертво зажатый в руке.

По советам бывалых, следует лежать на животе, прикрывая шею, и не двигаться, но этому совету я следовать не решился. Внимание волкодава, неподвижно смотревшего на меня, привлекла моя маленькая собачка, не проявившая к грозному собрату ни интереса, ни страха, затем послышались крики собаковода.

Азиат удалился, оставив ощущение холода на моей спине, ибо, много лет занимаясь собаками, я знаю, что может порой означать такой пристальный собачий взгляд. Такие сильные и опасные животные должны постоянно находиться под контролем, и в случае несчастья виновен будет только человек. К сожалению, у нас принято замечать  эту опасность слишком поздно.

fotolia.com 

Проблема бродячих и проблема содержания несущих потенциальную угрозу человеку собак в России – это отдельный, долгий и весьма болезненный разговор. Ее нужно решать и при участии охотников в том числе. Главное, с вышестоящим контролем не переусердствовать.

Однажды весной 2004 года во время утренней прогулки с моим норным терьером вблизи большого поселка недалеко от пригородного леса, протянувшегося на многие километры, довелось увидеть волко-собачьих гибридов – умных безжалостных и потерявших страх перед человеком хищников.

Издали показалось, что из лесу вышли какие-то странные, небольшие, бурого окраса овчарки. И двигались они тоже странно: синхронно и слаженно, как одно целое. Потом дошло: не овчарки это. Заметив меня, стая не изменила направления. Не искушая судьбу, я сразу поспешил к поселку, так как место было безлюдное. А в свете последних тенденций, ведущих к увеличению поголовья волка на Украине, можно будет рассчитывать на встречу и с этим кровожадным санитаром-убийцей.

Еще вполне реальна встреча с диким кабаном. Часто слышу об этом осенью от грибников во время «смиренной охоты». Дважды в осеннее время мне приходилось нарушать покой секача, принимающего грязевые ванны. В обоих случаях вепри и не думали спасаться бегством. О спасении скорее приходилось думать мне, присматривая подходящее дерево.

Помню, как, поднявшись из купалки, вепрь внимательно разглядывал меня, отходил, останавливался и опять смотрел, шумно вдыхая воздух. Затем, не спеша, скрылся в зарослях. Признаков агрессии не было, хотя я и пытался криком прогнать его.

А вот свинью с выводком лучше не тревожить, это хорошо известно людям, бывающим в лесу и в камышовых зарослях, во время рыбалки, например. Сам же я стараюсь издавать побольше шума, обозначая присутствие человека, приближаясь к густым зарослям и крепям, чтобы предупредить полосатое семейство.

Дважды сталкивался с благородными оленями ранней осенью, самки быстро убегали, оставался лишь крупный красавец-рогач, также некоторое время оценивавший ситуацию, до тех пор, пока я криком не вынуждал его, «сохраняя достоинство», удалиться. Во всех случаях дистанция до зверей была 15–20 метров.
Наконец, важно не заблудиться в лесу, тем более в зимнее время, что не раз происходило с автором этих строк.

Не хочу давать советы, но для того чтобы чувствовать себя в лесу более комфортно и получать наслаждение и отдых от общения с природой, отправляясь в лес, беру с собой минимальный набор «оружия» в целях безопасности. Это нож, иногда топорик и аэрозольный баллончик с газом против собак.

Но необходимо отметить, что аэрозоль имеет срок годности и эффект применения зависит от погодных условий. На месте обязательно обзавожусь крепкой палкой, действенным упреждающим средством. Угроза, которую она в себе таит, чаще всего заранее «отбивает» желание напасть. Проверено.

Я считаю, лучше подстраховать себя и своих близких, ведь риск подвергнуться нападению бродячих собак в пригородном лесу достаточно велик.