Часто собаки живут меньше, чем им дано судьбой, по причине, пусть это звучит парадоксально, нашей чрезмерно большой любви к ним.
Мы не хотим, чтобы любимцы обижались, мы готовы признать в них равноправных партнеров. Подняв тему «Собака в автомобиле», автор расскажет о случаях, свидетелем которых он становился.
Не исключаю, что каждый из моих знакомых, участников историй, которые вы узнаете, видел ситуацию как-то по-другому. Но я поделюсь своим видением того, что происходило. Описанные случаи в большей или меньшей степени возникали из-за неправильно выстроенных иерархических отношений с собакой. Когда не хозяин что-то запрещает или разрешает питомцу, а когда пес, чувствуя себя равным человеку, начинает требовать и… получает то, что требует.
Сегодня наше охотничье «поле» начинается и заканчивается у дверей машины. На охоте — да, мы равны! Но там, где прекращается охота, должно переставать существовать и наше временное равенство. Если эта статья спасет хотя бы одну собачью жизнь, я буду считать, что написал ее не напрасно.
Ура! Я и моя с собака едем на охоту! Но перед тем как отправиться за двести верст, мне нужно заехать на дачу к маме. Это по дороге. И вот съехавший на грунтовку «паркетник» встречают его старые «подруги» — две большие колдобины. В этот момент собака Ева, узнав своим телом родные ямы, сразу же очнулась ото сна. Она чувствует, что всего через пять минут ее ждут приятные неожиданности — припасенные мамой угощения. Однако, для того чтобы выйти из машины, собака, конечно же, дождется моего разрешения. Так всегда было и так всегда будет…
Когда-то, собираясь приобрести первого охотничьего щенка, я определил главный фактор своего выбора — транспортабельность взрослой собаки. Спаниелька легко научилась ездить в рюкзаке. В нем она совершала переезды не только в электричках и автобусах, но и в столичной подземке.
Тогда, в конце семидесятых, я был счастливым обладателем первого дипломированного кокера Дианы. Действительно счастливым! Появились у меня и новые знакомые, такие же, как я, спаниелисты. Среди них своей импозантностью, умом и чувством юмора выделялся Юра.
К дому Юры, в центре Москвы, обвешанный двумя рюкзаками и ружьем, я привычно добрался на метро. Из столицы наш путь лежал на юго-восток Костромской области, за Унжу, в настоящее охотничье эльдорадо! И мы начинаем путешествие, сидя в самом просторном и удобном автомобиле во Вселенной — «Волге»! Юра за рулем, я на переднем пассажирском сиденье. Мы замечательно общаемся. Моя собака лежит в ногах и спит, а его кобель, расположившись на заднем сиденье, все время смотрит вперед…
Пока ехали по городу, «впередсмотрящий» вел себя спокойно. Но как только «ГАЗ-24» выбрался на трассу, кобель в прямом смысле «потянулся к хозяину». Сначала пес возложил голову на плечо водителя, потом поставил лапы между передними сиденьями…Через десять минут спаниель уже восседал на Юриных коленях. Кобель был не из мелких, хозяин явно ощущал его тяжесть, но, как «настоящий интеллигент», терпел неудобство — Юра очень любил свою собаку. Так мы и ехали.
Пожалуйста, никогда такого не допускайте! Слава богу, тогда с нами ничего не случилось, но следует понимать, что на рубеже 70—80-х годов и водители были спокойнее, и машин было меньше.
Чувствующий себя в машине главным кобель, конечно же, и выходил из машины тогда, когда он сам этого хотел — в момент открывания дверей. Сколько собак погибло и покалечилось под колесами, самовольно выбежав из автомобиля хозяина! Ведь открывание салона для таких псов равносильно команде — «Выходи!». Но так не должно быть!
Владелец обязан научить собаку выпрыгивать на землю только по соответствующей команде. Независимо от того, в салоне или в багажнике универсала ехала собака. Дрессируется это очень легко. Нужно представить себе возможные последствия самоволки, и тогда каждый из нас всего за пару дней научит молодую собаку не покидать машину без разрешения.
Культура охоты с подружейной собакой во многом зависит от умения владельца выстроить отношения со своим помощником. Я помню, как хорошо понимали это участники соревнований по практической охоте, проводимых на протяжении ряда лет клубом «Сафари».
Охотники не позволяли им никаких вольностей. Понятно, что такие легавые были отлично поставлены и послушны в поле. Но еще до выхода в поле, вне зависимости от породы, все собаки совершенно спокойно находились в машинах с открытыми дверями. Хотя еще до того, как встретиться с участниками охотничьих соревнований, я знал, что собаки могут покидать автомобиль не только через двери...
…Мы подъезжали к водоему. Приятель приехал из Москвы, я — с дачи, поэтому каждый был на своей машине. Мне было отлично видно все, что происходило впереди. Как только «Нива» закачалась на ухабах, Володина собака, взлаивая, начала носиться по салону.
Хозяин не выдержал такого напора. Притормозив, он опустил стекло, и собака, что, видимо, было для нее привычно, тут же выпрыгнула на землю. Какое-то время автомобиль и курцхаар двигались вровень. Потом собака рванула вперед, но, как только оказалась в двух метрах от бампера, она присела... Водитель не успел затормозить, и собаку с переломанными ребрами затащило под машину. Хорошо, что у «Нивы» большой дорожный просвет — благодаря ему курцхаар и остался жив.
Автомобильные травмы могут быть и некалечащими, вроде бы и не очень серьезными, но изменяющими экстерьер собаки так, что ей перекрывается путь в племя. В большинстве стран щенкам континентальных легавых принято купировать хвосты. Поэтому они, в отличие от «длиннохвостых» собак, имеют меньше шансов получить одну весьма и весьма специфическую автомобильную травму…
Раньше мы достаточно часто встречались с владелицей пойнтера. Прут ее собаки казался мне не совсем гармоничным относительно корпуса. Однажды, приглядевшись, я увидел на конце прута рубчик, аналогичный тому, что имеют собаки с купированным хвостом.
На мой вопрос, что произошло, хозяйка пояснила, что это последствия автомобильной травмы, произошедшей, когда хвост щенка оказался зажатым между порогом и дверью. Двери автомобиля, как и металлические двери наших подъездов, весьма опасные устройства. Пожалуйста, помните об этом в тот момент, когда члены вашей семьи и ваша собака заняли свои места в салоне машины.
Кстати, а что является для наших собак «своим местом в машине»? Охотники по-разному подходят к выбору такого места. Знаю сельчан, возивших сразу несколько лаек в холодном и темном багажнике жигулевской «шестерки». Но, признаюсь вам, в моих глазах такое отношение к зверовым собакам из вольера не выглядело жестоким или неэтичным.
Многие охотники возят псов на сиденьях и периодически стирают чехлы. Кто-то приобретает специальный собачий гамак. Конечно, нужно учитывать размер собаки и породу, особенно если собак несколько. Легких в движениях лаек, легавых, терьеров можно быстро научить запрыгивать в багажник джипа. Но тяжелому лабрадору или таксе, не приспособленной к прыжкам в высоту, без посторонней помощи или без специального мостика так высоко не забраться.
Я видел, как борзятники, снимая в «Ниве» переднее пассажирское сиденье, делали возможным разместиться на освободившемся месте сразу трем псам. И это было отличным решением! Моя легавая располагается в автомобиле там, где обычно находятся ноги переднего пассажира. Что происходит за окном, она не видит.
В пути собака ни на что не отвлекается. Экономя силы для охоты, она спит. Пассажиры, если и ездят со мной, то всегда на задних сиденьях. На переднем расположено то, что всегда должно быть под рукой, — фотоаппарат, телефон, бинокль, документы, термос или бутылка с водой и пара журналов для егеря.
Владельцы собак, для которых выбор модели автомобиля определен приоритетом охотничьего хобби, сегодня все чаще приобретают импортные пикапы. В кунге такой машины легко помещаются пять легавых — проверено.
Но если у вас один, максимум два питомца, то лучше всего (и главное безопаснее!) перевозить собак в специальной клетке. Транспортировка в ней решает практически все вопросы, которые я затронул. Даже в случае дорожно-транспортного происшествия клетка спасает от серьезных повреждений всех, кто находится внутри машины.
Недавно автомобиль, в котором ехали два знакомых мне дратхаариста и их собаки, перевернулся. Люди были пристегнуты, собаки сидели в клетке, и серьезно пострадавших, слава Богу, не было. Но судьба может и отвернуться...
Свидетелем самого печального случая мне довелось однажды стать в Новгородской области. Тогда на пару с другом был придуман отличный сценарий для недельного отпуска. Взяв находящихся в непростом возрасте сыновей, мы оказались в местности, называемой географами Шереховецкими высотками. Конечно, с нами были собаки. Моя такса, мой спаниель и кокер Сергея. Открытие… проспали. Торопиться было некуда. Мы были в полной уверенности, что наши утки никуда не денутся и неспешно завтракали, когда друг попросил сына подогнать машину поближе к дому.
Еще до этого злополучного дня я обращал внимание на то, что собака друзей часто лежит под задним колесом их автомобиля. Грелась ли она там, искала ли убежище от летнего солнца или тихо караулила свой дом на колесах, сейчас не скажет никто.
Шестнадцатилетний Сашка бросился выполнить поручение отца. Заведя машину, парень тронулся, подъехал к дверям и выключил двигатель. В этот момент мы услышали тихое поскуливание Мэйки. Трогаясь, машина ее переехала… Первые выстрелы в этот день были не по птице — ребята хоронили собаку…
Но и стоящий без движения автомобиль может стать причиной собачьей смерти. Главным виновником трагедии, если она происходит с питомцем, всегда остается хозяин. Иногда хозяина можно по-человечески понять. Но при таких трагических происшествиях человеку не может быть никакого оправдания. Я имею в виду случаи, когда владелец оставляет собаку в жару в закрытой машине без доступа воздуха.
Я знаю и таких хозяев, но, увы, никаких советов здесь давать не могу. Таких советов просто не может быть! Здоровый человек сам решает, о чем ему надо помнить. И если допускает подобную «забывчивость», значит, держать собаку — не для него. Пусть поищет себе другие удовольствия…
Конечно, это хорошо, если пес относится к машине как к своему дому. И в квартире, и в салоне он не будет проявлять агрессию по отношению к вещам. Например, рвать обивку сидений, что тоже не раз приходилось видеть. Дружок! Пойми, что если хозяин оставил тебя в «доме на колесах», то до его прихода нужно, отдыхая, максимально копить силы. Но и хозяин должен понять — чтобы научиться отдыхать в машине, дружок должен быть хорошо «умотан» на охоте или интенсивно, до утомления, выгулян.
Можно еще долго говорить о «собаке в автомобиле». Что нужно делать, если вашего пса укачивает? Может ли собачка простудиться из-за кондиционера? Стоит ли собакам, живущим в квартире, ночевать в машине при минусовых температурах? Как себя вести, если пес, сидя в салоне, становится агрессивным к людям? Что делать, если собака в машине постоянно лает?
Но эти вопросы не связаны напрямую с жизнью наших питомцев или необратимыми последствиями для их здоровья, поэтому все они уже для другой, не моей статьи.