А судьи кто, или нужны ли нам такие выставки?

Даже не сама выставка, а судейство в рингах. Хотелось бы смолчать, но, как говорят, сил терпеть нет. Причем не обладая полнотой информации, как проходило судейство в рингах островных, континентальных легавых, норных или лаек, я хочу остановиться только на том, что дорого и хорошо знакомо для меня.

Еще на выставке мы, участники выставки, слышали о фактах пристрастного или, скажем, неквалифицированного судейства на различных рингах пород собак, но то, что происходило на моих глазах в течение двух дней, где оценивались сравнительно новые для России породы и в числе них, эпаньоль бретоны, выходит за рамки мыслимого и требует серьезного разговора, анализа и принятия действенных и неотложных мер.

Уже пять лет как я являюсь владельцем эпаньоль бретона. Началось это с ныне здравствующей Арлетт Де Жу, одной из лучших рабочих собак в России (более десяти полевых дипломов), а теперь к ней добавились еще два маленьких пока бретона.

Внимательно изучая эту породу в течение всех пяти лет, пройдя не одну выставку и состязания и серьезно относясь к будущему этой незаурядной породы собак у нас в стране, я оцениваю то, что происходило на выставке в ринге «Прочих легавых» (по поводу «прочих» шутили даже эксперты, а было их, прочих, всего три: венгерская выжла, веймарская легавая и эпаньоль бретон) при оценке эпаньоль бретонов как «беспредел». Иначе это назвать невозможно!

Начнем с младшей и средней возрастных групп.При бонитировке одному из трех экспертов не понравилось, что в записи о состязаниях не указано, по какому виду дичи они проводились. Понятно, что часто в охотничьих книжках указываются лишь названия состязаний, как например, «Состязания на кубок Каданка» и пр. Когда я сказала, что у моей собаки более чем в половине случаев указаны только названия состязаний, эксперты поменяли тактику и стали придираться к нечеткому написанию числа проведения соревнований, полевой оценке и пр.

В результате диплом был таки признан не действительным, и молодая собака не прошла бонитировку. А собака, между прочим, была поставлена экспертами на ринге первой! Излишне говорить о реакции хозяина собаки. Самым дельным и вежливым было замечание, что эксперты (причем все они относятся к одному цеху и знают друг друга) должны с большей долей почтения относиться к оценкам, данным собаке их коллегами, не ставить их под сомнения, но если (о ужас!), оценка вызывает недоверие или может трактоваться двояко (почерк – штука индивидуальная), это не должно влиять на оценку собаки, но служить предметом разбирательства внутри экспертного сообщества.

Когда дело дошло до средней возрастной группы, оказалось, что хозяин одной из собак опаздывает. И о чудо! – эксперт переносит ринг до приезда этой собаки! Оказывается, что «семеро одного ждут», что регламент выставки – ничего не значащая бумажка и т.д. Эх, знать бы раньше, кого ждем! Знаменательно, что по приезду, хозяин собак (а их оказалось пять штук разных пород, включая эпаньоль бретона!) первым делом по-свойски обнялся со всеми членами экспертной комиссии и чуть ли не милостиво разрешил продолжить работу в ринге.

Нужно ли говорить, что именно его собаку ставят первой в ринге, ей единственной ставят оценку «отлично», и более того, объявляют голову этого кобеля «идеальной головой эпаньоля». Ради любопытства надо отметить, что буквально за десять минут до появления «человека с пятью собаками» председатель экспертной комиссии в заринговой обстановке во всеуслышанье назвал архангельского бретона по кличке «Хельмут» – эталоном для экспертов.

По его словам, по этой собаке они (эксперты) сложили в своих головах эталон породного кобеля. Грустно было наблюдать за лицом архангелогородца, когда в течение двадцати минут его собака была низвержена с небес, и оценена на «очень хорошо» только на основании того, что его кобель «несколько крупноват». Необходимо заметить, что опоздавший кобель при бедном шерстном покрове совсем не уступал ему в габаритах, однако не был измерен, а все выкрики зрителей по этому вопросу остались не услышанными. Ответ председателя комиссии экспертов поразил всех своей оригинальностью: «у меня глаза есть, мерить не надо».

Интересно, как хорошо председатель комиссии, эксперт Всероссийской категории г-н Д.Л. Рабинович, и его коллеги по комиссии знают стандарт породы, если в нем черным по белому написано про пропорцию головы бретонов – череп: морда – 3:2, и кобель с формулой близкой 1:1 не может ходить первым в ринге, а уж объявлять его «идеалом» – чистое безумие!

Всего в средней группе было представлено два кобеля и две суки. Про кобелей уже все было сказано. Обеим сукам ставят оценку «оч. хорошо», при том, что одна с хорошей породной головой, прекрасно сложена и развита для своего возраста и, кстати, за неделю до выставки получившая сертификат «Юный чемпион России» (правда, диплом РКФ), вторая – очень маленькая и не удивлюсь, если меньше нижнего предела стандарта, лещеватая с не очень правильными пропорциями головы!

Не увидеть разницы между двумя собаками не мог только слепой и члены экспертной комиссии. Может быть дело в том, что маленькая сучка принадлежала известному московскому эксперту, т.е. своему, члену клана? Да в добавок ко всему аффилированому по кровям с «человеком с пятью собаками»?

Первый день закончился разочарованием и грустью, потому как на выставках хочется не только получить адекватную и грамотную оценку экстерьера собак, но и показать или увидеть самим, какой должен быть на самом деле эпаньоль бретон! А мы увидели?

Во второй день в старшей возрастной группе выставлялись три суки. На то, как они будут расставлены, принимались ставки. Да и честно говоря, все уже было понятно! Но все же оценка «очень хорошо», поставленная одной из собак за то, что она одна из трех собак в ринге находилась в рабочей, а не выставочной форме? И эту особенность отмечает эксперт Рабинович в сезон охоты? А вот лучшей и первой в ринге оказалась «производительница» с отвисшими сосками, не имеющая даже намека на «подрыв», что окончательно «добило» и участников ринга, и зрителей.

Правда, именно ее хозяика так волновалась в первый день, где же «человек с пятью собаками». Хозяева суки подали апелляцию, собаку осмотрел главный эксперт выставки, объявил, что собака соответствует стандарту и, конечно же, должна была получить оценку «отлично», но, к сожалению, изменить ничего нельзя...

По существующим правилам, эксперт в ринге всегда прав. А история с сукой в рабочей форме получила продолжение. Помните, в первый день в младшей группе у одного из кобелей не признали рабочий диплом? По странному стечению обстоятельств это был потомок нашей «работяги». И из-за этого отличная рабочая собака, давшая потрясающих рабочих потомков (в первое поле два из трех уже имеют дипломы!), не получила класс «элита»!

Я знаю, что во всех породах происходит то же самое. Очень часто, у кого есть деньги, власть и связи, тот и «рулит», но порода эпаньоль бретон только начинает «приживаться» в нашей стране, и очень жаль, что уже достаточно много людей попали в сети разведенцев, непорядочных и алчных, коммерсантов, которым наплевать на охоту, породу и ее бущее.

Хочу обратиться к охотникам: господа, вы берете собаку - друга, помощника на охоте, так будьте внимательны, не доверяйте красивым вывескам и словам. Внимательно изучайте стандарт породы, ее историю, присмотритесь с пристрастием к заводчикам,поговорите с друзьями охотниками и помните, что «не все то золото, что блестит».