Что мешает племенному разведению собак с сохранением рабочих качеств?
Мешает непонимание рядовыми охотниками значения родословных (кстати, это одна из застарелых причин, почему FCI не признает ряд прекрасных охотничьих пород России, на которых отсутствует единая база данных, – они не были в свое время оформлены должным образом).
Мешает превращение породистых собак в собак-компаньонов, т.е. в собак ни для чего, что сопровождается резким падением рабочих качеств.
Действия чиновников мешают. Так, в угоду богатым клиентам, которым удобно стрелять прикормленных кабанов с вышек, в ряде угодий запрещена натаска гончих и нахаживание лаек: кабанов, мол, распугиваете! А ведь именно эти собаки являются основными зверовыми собаками русского охотника. Сохранение отечественных пород никого не интересует.
Наконец мешают конфликты между разными структурами, «заведующими» собаками. (например, РОРС и РКФ).
Что делать?
Охотничьи организации забили тревогу. Опытных кинологов давно волновало расхождение между победителями различных выставок и рабочими собаками. В Законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 июля 2009 года сказано, что «допустимым для использования орудий охоты» являются «собаки охотничьих пород». А что означает «собаки охотничьих пород»? Это собаки, чья породность подтверждена родословными.
В прошлом году Росохотрыболовсоюз запретил охоту с собаками без родословных в своих охотхозяйствах. Это вызвало бурю негодования среди массы простых охотников. Причины вполне понятны. Первая из них – та самая проблема, которой посвящена статья.
«Охотничьи оригиналы» пород резко отличаются от выставочных «версий». Тогда вообще зачем и для кого их разводить? Для любителей «диванных собачек»? В их распоряжении имеется огромное количество декоративных пород. Стандарты создавались под рабочих собак. И «диванный» вариант, несмотря на его замечательную красоту, теряет скорость, выносливость, чутье, а также сообразительность. Данная порода перестает быть первоначальной породой.
Вторая причина – социальная. У провинциальных охотников нет денег на то, чтобы приобретать дорогих породистых собак, вывозить их на состязания по полевым испытаниям и на выставки. Отсюда обещание: «Охотился и буду охотиться с той собакой, которая у меня есть».
«Как быть с охотниками-промысловиками, исконно использовавшими различные отродья лаек?» – спросит читатель? А много ли их осталось?
Аборигенным субпопуляциям лаек Сибири (или, скажем, ездовых собак Крайнего Севера) грозит полное исчезновение в результате привоза чужих пород и их бесконтрольного содержания или нашествия беспризорных собак. Определенные морфологические типы с рабочими качествами растворяются в безликой массе метисов, никакими полезными качествами не обладающими. О чем мы и хотели предупредить читателей, разобрав курьезный случай с «алахааром».
Вероятно, без суровых мер при нынешнем племенном разведении собак в России уже не обойтись. Кстати, на Западе проблема разделения породистых собак на рабочий и шоу-класс также актуальна. Питомники с высоким рейтингом стали проводить кроссы рабочих и выставочных линий, пытаясь достичь соответствия между ними. И покупают в этих питомниках охотничьих собак именно для охоты.
Может быть, пойти еще дальше – продавать щенков охотничьих собак только людям, имеющим охотничьи билеты, как это было раньше? А также вернуться к обязательной проверке племенного поголовья на рабочие качества. Между продавцом и покупателем заключать грамотные юридические договоры.
Например, если собака оказывается неспособной к охоте, то покупатель получает обратно деньги, а если покупатель не выкупает родословную, не показывает собаку на выставке и не получает полевые дипломы в оговоренные сроки, то выплачивает за нее продавцу дополнительный штраф. Или возвращает собаку.
Как легализовать собаку, обладающую фенотипическими породными признаками?
В нашей стране, увы, наблюдается тенденция обходить любые законы. Всегда можно купить поддельный документ. Но существуют и вполне легальные методы, хотя и довольно сложные.
1. Нужно проклеймить собаку в клубе или ООиР, которые имеют зарегистрированное в РФОС и РКФ свидетельство с указанием кода клеймения.
2. Сфотографировать собаку в фас и профиль в 3-х экземплярах.
3. Попасть на сертификатную выставку для показа собаки в ринге «определение породы». Необходимо, чтобы трое судей РКФ-FCI сделали описание собаки, проверили клеймо и поставили оценку. Документы следует послать через РФОС в РКФ для оформления регистровой родословной (без указания предков). С собакой, имеющей такую родословную, можно охотиться. Стоит ли использовать ее в племенном разведении – другой вопрос.
Вечный спор
Так все-таки собака – это предмет роскоши или средство для практического использования? Не использовать по прямому назначению живое существо с еще не убитыми рабочими качествами – жестоко. Потомству, без сомнения, передаются способности родителей, хотя без правильного обучения собака рабочей не станет.
При переходе в разряд «компаньонов» любителям «диванных собачек» приходится глушить мощный охотничий потенциал терьеров, такс, легавых или борзых. Мы каждый день видим на улицах маленьких терьеров, остервенело, с лаем рвущихся с рулетки. Дома многие из них ведут себя как домашние тираны, «строя» всю семью. Неужели жизнь с подобной собакой снимает стрессы и является проявлением любви к природе?! Скорее, это проявление невежества, в котором владелец публично расписывается.
ОТ РЕДАКЦИИ
В Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» кинологическая работа ведется с целью развития полевых качеств охотничьих собак. Каждый год проводится более полутора сотен полевых мероприятий только областного ранга и выше.
В областных обществах охотников регистрацией вязок, организацией выставок и состязаний заняты квалифицированные кинологи, состоящие в штате обществ. Развитие охотничьего собаководства России может стимулировать создание преференций для владельцев охотничьих собак: держишь породную, рабочую охотничью собаку – выходи раньше на охоту, получай лицензию на зверя!