Жесткая хватка

Не часто, но случается, что на испытаниях-состязаниях после успешной подачи подружейной собакой дичи (на 5 баллов) эксперт берет ее в руки, ощупывает и вдруг объявляет сияющему хозяину собаки, что снижает оценку за подачу. Владелец, предвкушавший уже полевой диплом высокой степени, обескуражен. В чем дело, как же так? «Жесткая хватка», – как обухом по голове, звучит приговор комиссии.


Жесткая хватка – это такая манера подачи, при которой собака давит или уродует птицу. Имеется достаточно много причин такой хватки – от наследственной до благоприобретенной при неправильном воспитании щенка. Существует мнение, что это вообще проявляется иногда, случайно, в конкретной ситуации.

Так или иначе, а похоже, что целенаправленно этим вопросом кинологи всерьез не занимались. Если все теории имеют право на существование, то и мое представление о причинах «жесткой хватки», надеюсь будет интересно.

Назову свою теорию для спаниелей, не имеющих дурного наследства, «механо-рефлексной». По этому поводу вспомнился случай из жизни, рассказанный одним из корифеев-спаниелистов. Была такая собачка Гита. На испытаниях ей забросили на подачу бекаса. Она взяла его так, что из пасти остались торчать только ноги, принесла и остановилась перед хозяином. Он протянул руку и скомандовал: «Дай!» Гита сделала глотательное движение, и – бекас исчез. Смеху было!.. Мне представляется, что у Гиты вообще была манера глубоко брать дичь в пасть при любой ситуации. От этого недалеко и до глотательного рефлекса…

Наблюдая за манерой спаниелей держать мелкую дичь в пасти во время подачи, вы легко заметите, что некоторые держат ее глубоко, за клыками, на «коренных» зубах, а другие – до клыков, резцами. Челюстной механизм хищника, в том числе и собаки, грубо можно сравнить с многоцелевыми клещами, приводимыми в действие челюстными мышцами, которые, в свою очередь, реагируют на сигналы, посылаемые мозгом. А эти сигналы иногда бывают на подсознательном уровне и не всегда адекватны сложности ситуации.

Известно, что при замахе кого-либо одни вжимают голову в плечи, закрываются руками, закрывают глаза, а другие пытаются отвести угрозу, машинально производя упреждающие действия, при этом не всегда могут контролировать их силу. Думается, что это свойственно всем высшим существам, а значит, и спаниелям.

Следовательно, собачий мозг может послать неконтролируемый (рефлексный) сигнал в определенной ситуации, например, сжать крепче челюсти при угрозе, что добычу могут отнять, забрать (а с ней не очень-то хочется расставаться). И естественно, труднее отнять добычу, если она захвачена в челюстях глубоко, за клыками. И чем реальнее угроза, тем сильнее (непроизвольно) сжимаются челюсти. Это понятно и объяснимо.

Многоцелевой механизм челюстей собаки состоит функционально из трех частей. В передней части резцы, которыми трудно что-либо сильно сжать. Дальше идут острые клыки, предназначенные прокалывать и удерживать что-либо. На них приходится большее усилие. За клыками расположены премоляры и моляры, предназначенные давить и дробить попавшие на них предметы.

Из законов физики известно, что при одной и той же силе воздействия на клещи (челюсти) реализуемые усилия в разных частях будут существенно различны: на резцовой части наименьшие, на коренной наибольшие. Отсюда вывод: глубокий захват дичи предрасполагает к «жесткой хватке», а внешнее воздействие может вызвать у собаки непроизвольное импульсивное сжатие челюстей, вплоть до глотательного рефлекса.

Т.е. если у собаки присутствует манера нести хозяину дичь в передней части морды, то проявление «жесткой хватки», уродующей птицу, маловероятно и, соответственно, наоборот…

Теперь коснемся причин появления «жесткой хватки» у спаниеля. Если она, как утверждают некоторые авторитеты, явление наследственное, то и профилактика, конечно, должна идти соответствующая: не брать щенка, предки которого этим страдают. Однако мне представляется такой путь не слишком реальным при коллективно-общественном ведении породы.

Не способствует этому и так называемый «человеческий фактор», когда будущему спаниелисту хочется поскорее получить щенка, особенно от очень понравившейся собаки, у которой такой обаятельный хозяин. Не всегда этому может эффективно противостоять и кинолог-породник на общественных началах. Порой общественник не готов, образно говоря, «пролить кровь» за чужое счастье. Особенно если вяжутся собаки из удаленных друг от друга регионов.

Им было бы немного легче в работе, если, скажем, разработать и внедрить систему соответствующих отметок в родословных для ориентировки экспертов по конкретной собаке для подбора пар (например, отдающая голос при подъеме или злобность и т.д., но это уже другая тема).

Если «жесткая хватка» не наследственная, то она появляется при неправильном воспитании щенка. Например, с ним часто играют в игру, похожую на перетягивание каната. Вот вам и выработка склонности к «жесткой хватке». Молодая собака приучается хватать глубоко, чтобы никто, даже хозяин, не смог отнять. Результаты подобных игр дают себя знать много позднее, когда собаку приходится отучать от этого, и иногда жестокими приемами.

Теоретически всем известно, что легче учить, чем переучивать. Часто слышишь: «Да, мне собака нужна только для охоты, а все эти «забавы» – состязания-испытания – мне не нужны». Проходит время, и такой спаниелист вдруг понимает, что он многое упустил. Но, как говорится, «поезд уже ушел».

Иногда глубокий захват появляется у молодого спаниеля при знакомстве в поле с настоящей дичью, когда он жадно хватает ее (естественно, глубоко) и не хочет отдавать «сладкую» поноску. Здесь налицо собака-недоучка и нетерпеливый хозяин, которому хочется быстрого результата (столкнулся с этим как-то во время натаски). Тогда мне удалось, крепко сжав пальцами морду собаки за коренными зубами, открыть пасть и другой рукой вытащить из глотки перепела.

Процедура для молодой собаки, конечно, малоприятная, и похоже, она ее запомнила навсегда. Во всяком случае попыток глубоко хватать дичь больше не было, и ни один эксперт на разных состязаниях, вплоть до всероссийских, не обнаружил намеков на «жесткую хватку».

Тем же способом довелось другой молодой собачке «объяснить», что она неправа, зажимая птичку в пасти. И с тех пор глубоких хваток за ней не наблюдалось. Но хотя я и держу в своем арсенале этот прием, другим этот способ не рекомендую.

«Жесткая хватка» встречается не только у спаниелей. Такие же проблемы существуют и у других подающих подружейных пород – например у лабрадоров и легавых. Общее мнение экспертов разных пород: молодого пса возможно отучить от «жесткой хватки». Есть разные методы и приемы. Наиболее широко известен один достаточно надежный, но довольно жесткий.

Рекомендуется изготовить специальные поноски с колющими элементами: гвоздями, кнопками, колючей проволокой, которые замаскированы крыльями или перьями птицы. По некоторой информации в охотничьих магазинах западных стран продаются такого рода приспособления для дрессировки «мягкой хватки». Чем сильнее собака будет сжимать в пасти эту хитрую поноску, тем больнее ей будет. И естественно, она постарается брать аккуратнее. Собака не только перестанет давить птицу, но и избавится от поджевывания.

В личной практике я не решился испытать вышеизложенный способ на своем ушастом. У него не было «жесткой хватки», но явно проявлялась жадность при отдаче дичи. Ткнув птицу мне в руку, молодой спаниель с большой неохотой отпускал ее из пасти. Особенно это замечалось в начале сезона охоты. Силу я не применял, чтобы не приучить его к борьбе со мной за дичь, но что-то делать было надо.

Предположив, что жадность – это следствие недостаточности контактов с дичью, что собаке держать ее в пасти в радость, я заставлял пса при каждом удобном случае носить добычу за мной и внимательно следил. Заметив, что процесс ношения такой желанной поноски, как свежая дичь, переходит из приятного в рутину, забирал ее. И так день за днем. Постепенно проявление жадности исчезло.

Нужно отметить, что каждая собака индивидуальна. Поэтому нет абсолютных рецептов воспитания или волшебных слов, пригодных одинаково для всех. К каждой собаке нужен свой подход. В связи с этим я довольно часто слышу рекомендации воспользоваться эффективными методиками признанного немецкого профессионального дрессировщика и натасчика Г. Оберлендера.

Не подвергая ни малейшему сомнению его советы, все же думаю, что обычному владельцу спаниелей трудно будет настойчиво и методично следовать им. По крайней мере в своем окружении я не встречал никого, кто бы их применял.

Итак, чтобы не пришлось переживать из-за «жесткой хватки» четвероногого, ушастого члена семьи, рекомендую:

-не брать щенка от производителей, имеющих «жесткую хватку»;
-при воспитании молодой собаки избегать игр типа «перетягивание каната»;
-чтобы дичь в пасти пса не была редкостью для него, на реальной охоте стараться восполнить дефицит контактов собаки со свежедобытой дичью;
-внимательно следить и управлять развитием помощника, не доводя дело до применения «хитрых поносок»

В короткой заметке не изложить всего, что касается причин возникновения «жесткой хватки» и приемов профилактики и исправления. Но, надеюсь, кому-то мой взгляд на эту проблему поможет в воспитании своего четвероногого помощника.

ОТ РЕДАКЦИИ

«Жесткая хватка», желание мять и трепать дичь часто встречаются у собак с излишне возбудимой нервной системой. Чтобы охотничья страсть не переходила в порок, необходимо обучать щенка поноске и подаче как можно раньше в процессе игры.

Что еще почитать