Начав гонять на первом году жизни, Метель обслуживала охоты высокого начальства и гостей. За первый год из-под нее было взято больше восьмидесяти зайцев. Множество рассказов слышал я от разных охотников про эту удивительную собаку, но в деле увидеть ее долго не удавалось.
Однажды меня попросили привить щенков в этом охотхозяйстве. Думая, что вернуться придется быстро, я даже не предупредил жену, что поеду далеко от города. Мы позвонили в город и предупредили домашних о моей задержке. Утром Иван выделил мне резиновые сапоги, теплые ватные брюки, вязаные перчатки и старенький ТОЗ-34 с десятком патронов.
На улице была оттепель после пороши — прекрасная погода для охоты с гончей. Метель без сворки пошла рядом с Иваном у ноги, что сильно меня удивило. Поднявшись от охотбазы метров на двести по лесной дороге, Иван сказал Метели:
— Иди пошарь, моя умница. Тут он где-то, «степашка» эдакий.
Метель внимательно посмотрела на хозяина умными карими глазами и ушла в полаз.
— Выбирай место на дороге, — сказал Иван. — Сейчас Метла «степана» поднимет.
Мы разошлись в разные стороны. И тут такой зарев, метрах в двухстах от меня, что даже мурашки по коже пошли. Без перемолчек, очень быстро Метель прогнала зайца кругом с полкилометра и завернула назад. Ах!! Какой это был концерт в зимнем лесу!!! Гон буквально летел как на крыльях, заяц выскочил на меня по дороге с такой скоростью, что первым выстрелом я обзадил и отбил ему заднюю лапу. Второй выстрел остановил зверька. Метель вынеслась из-за поворота, посмотрела на меня, лизнула зайца и тут же ушла опять в полаз.
— С полем, барин! — поздравил меня Ваня. — Вешай косого на дерево, потом на снегоходе соберем.
Метель тем временем опять ярко погнала. Чувствуя, что опаздываю, бегу наперехват. Впереди метрах в семидесяти мелкий осинник — «карандашник». Именно оттуда и льются звуки гона. Вижу зайца, летящего по осиннику во весь опор, и почти висящую на хвосте, метрах в пяти сзади, гончую. Опережаю метра на два. Жму спуск. Заяц кувыркнулся и ползет. Не успел я выстрелить второй раз, как Метель посмотрела в мою сторону и, видя, что я опустил ружье, деловито придушила зайца, после чего, не останавливаясь, снова ушла в поиск.
— Ну, сегодня у тебя фарт, — сказал подошедший Иван. — А я не успел подвалить. Смотри, опять погнала.
В это время гон стал еле слышен. Гончая ушла вниз к озерам, в пойму Медведицы.
— Пойдем к базе, сейчас она его начнет по озерам кружить, там и перехватим, — сказал Иван. И добавил: — Это профессор на кабаньи лежки собак уводит. Метель первый раз возле базы гоняет.
Спустившись в пойму, поняли, что заяц ходит на малых кругах по камышам близлежащих озер.
— А кабаны Метель не травмируют?
— Да она умная, копыта не гоняет.
С дороги видимость была очень плохая, все озера окружены ивовыми кустами и плотно заросли камышом. Удивительно, но собака гоняла уже больше часа по таким густым местам, а сколов не было. Такого раньше я никогда не видел.
Гон приближался к нам, но различить ничего было нельзя. Наконец в сплетении веток я разглядел какое-то движение. Это был крупный заяц. Он сидел и слушал приближающуюся к нему собаку. До него было метров семь. Я решился и выстрелил через ветки в голову зайцу. Когда осыпалась снежная кухта, я увидел бьющегося косого и подвалившую Метель. Подошедший Иван вынес наш третий трофей и спросил собаку:
— Метла, домой пойдем?
Метель вздохнула, подошла к хозяину и пошла рядом с ним у ноги. Придя на базу, Ваня получил известие, что его жена Нина родила ему дочку.
— Ну давай располагайся. Я за водкой в деревню поеду на «Буране». Заодно и твоих зайцев соберу по дороге. Витя, сынок, иди Метлу покорми и с дядей Игорем ужин сварганьте. Я мигом.
Уже ночью Ванька приехал вовсю «веселый», чуть не упал со снегохода. Оказывется, он по пути заезжал к соседнему егерю и наугощался. Витя первым делом спросил:
— Пап, а «степашек» привез?
— Привез, сынок, привез, — ответил Иван.
Ночью приехали еще охотники, приглашали назавтра опять на охоту, а я уже ничего не хотел. Во сне мне привиделся зимний лес, и в ушах моих звучал необычайный концерт под названием «Метель»…