О современном состоянии борзых

РУССКАЯ ПСОВАЯ БОРЗАЯ

С организацией РКФ образовалось много клубов и частных питомников, порода оказалась раздробленной. Клубы ведут замкнутую  работу, мало интересуясь проверкой охотничьих качеств собак. Каждый клуб имеет своего эксперта, не допуская посторонних.

 

Появилось много «рисованных» дипломов и, конечно, только высоких степеней. На многочисленных сертификатных выставках легко дают высокие оценки. Помимо больших выставок клубы устраивают и свои, клубные.

C приглашением иностранных экспертов изменился взгляд на породу и у многих русских экспертов. Зарубежные придают очень большое значение обилию псовины, не замечая недостатков в сложении, например коротконогости, выраженной холки. Однако известно, что характернейшим признаком борзой является длинноногость и невыраженность холки.

В связи с появлением возможности свободно выезжать за границу стали привозить кобелей из разных зарубежных питомников, не разбираясь особенно в предках привозимых собак, неизвестного генотипа. За рубежом ценится прежде всего красивая обильная псовина. Много собак имеет серьезные недостатки в общем сложении и, в частности, в строении конечностей.

Во многих зарубежных питомниках собаки прямоплечие, с прямыми задними конечностями из-за нарушения пропорций костей (соотношение бедра, голени и плюсны). В некоторых странах культивируют излишне длинные задние конечности, как у современной немецкой овчарки.

Нарушение пропорций приводит к общему нарушению сложения собаки: резко скошенный круп, что совсем не свойственно псовой, высокий постав шеи. В некоторых питомниках замечается коротконогость, а русская псовая, как известно, длинноногая собака. Из-за отсутствия должного движения – плоская лапа и часто укороченные пальцы. Недостаточно опущенное ребро скрывается под длинной псовиной.

При вязках с зарубежными собаками эти недостатки стали появляться и у наших псовых. За рубежом эта порода называется просто «борзой», и этот тип не соответствует стандарту и виду нашей русской псовой борзой. Но западный тип все чаще появляется у нас.

В питомниках некоторых стран имеется генетическое заболевание глаз – переразвитое третье веко. Не исключено попадание этого дефекта к нам. Зарубежный стандарт допускает прямой прикус. Такие собаки уже появляются.

Западные заводчики и многие наши любители предпочитают крупных собак, рослых, что идет  вразрез с понятием об охотничьей  борзой. Рослые собаки совершенно не пригодны к охоте.

Таким образом, получилось разделение породы на выставочных и сохранившихся у любителей полевого досуга охотничьих псовых борзых.

fotolia.com 

РКФ организовал курсы по подготовке экспертов по бегам, курсингу, на которые с удовольствием идут эксперты охотничьего собаководства, считая, что курсинг заменяет собакам полевые испытания, и хотят поставить вопрос о присуждении на курсинге диплома III степени. Это полная безграмотность совершенно не совместима с испытаниями по вольному зверю.

ХОРТЫЕ

На территории Северного Кавказа – в Ставрополье и Ростовской области – всегда охотились с борзыми собаками. Это были, в основном, хортые. После Великой Отечественной войны энтузиасты-охотники собирали и восстанавливали из многочисленных метисов борзых хортую. Основную работу в Ростовской области вел эксперт всесоюзной категории К.М. Эсмонт.

В поездках по отдаленным хуторам отбирал собак, близких по типу к хортой и «вислоушке». Им проделано большое количество промеров, которые в дальнейшем послужили материалом для написания  в 1951 году стандарта.

Собаки, отвечавшие требованиям хортой, естественно, проверялись в поле – охотой и полевыми испытаниями. Трудами Эсмонта в Ростовской области закрепился тип современной хортой. Эсмонт привил охотникам вкус к определенному типу, называемому хортой. Спрос на хортую рос, и росло у охотников понятие о породе.

В дохрущевские времена, когда не распахивались целинные земли, в Ростовской области было много конных заводов. Работники заводов держали хортых, соревнуясь на испытаниях, проводимых ежегодно. На испытаниях и состязаниях К.М. Эсмонту всегда помогали эксперты всесоюзной категорий Б.Н. Арманд, В.И. Казанский, Э.И. Шерешевский. Ежегодно проводились районные выводки. Охотобщество и охотинспекция поддерживали и поощряли работу с борзыми.

На Ставрополье после войны сложилась своеобразная, очень однотипная группа хортых – более легких, изящных форм. Этому способствовали несколько иные климатические условия и близкородственное разведение. Собаки обладали хорошими охотничьими качествами и являлись украшением областных выставок.

Во многом помогало руководство общества охотников, помогали бывшие в ту пору эксперты. Эксперт всесоюзной категории Попова Н.Л., будучи специалистом по норным, и позднее ее ученица А.В. Сакаева хорошо разбирались в хортых. Конец 70-х – начало 80-х годов можно считать расцветом хортых на Ставрополье. Собаки стали записываться во ВПКОС.

В Москве на базе ИМЭЖ РАН имени Северцова несколько владельцев хортых решили сохранить и вести дальше породу. К тому времени у них были хорошие хортые, привезенные из Ставрополья. Они добились успеха и выводили на московские выставки правильных, породных собак.

Какое-то время в московском поголовье хортых был спад, но сейчас интерес к породе снова возник, появились энтузиасты, помогающие работать, и порода стала развиваться в новом русле.

Ростовские хортые другого типа, нежели ставропольские. Они более крупные, простые, часто были метизированы с русской псовой, но метизированные собаки отбирались и в разведение не шли. К сожалению, в 80-е годы некоторое количество лучших хортых было продано и вывезено в Польшу.

И на этом племенном материале за несколько поколений поляки восстановили своего польского харта, который был совершенно потерян во время Второй мировой войны. Видимо, грамотные кинологи благодаря строжайшему отбору вывели однотиптых, породных собак, которые дают потомков в своем типе.

ЮЖНОРУССКАЯ (СТЕПНАЯ) БОРЗАЯ

Эта породная группа собак образовалась во время Великой Отечественной войны, когда мужское население ушло на фронт, и собаки оказались бесхозными и предоставленные сами себе. Они ушли в степь, чтобы найти пропитание. 

Выжили самые быстрые и ловкие в  охоте на зайца собаки. Вернувшиеся с войны  охотники использовали борзообразных собак как промысловых для добычи шкурок зайца, лисицы, за которые конторы заготживсырья давали  в ту пору муку, крупу, сахар.

В конце 40-х годов Главохота МСХ СССР организовала комиссию из экспертов всесоюзной категории В.И. Казанского, К.М. Эсмонта, Э.И. Шерешевского для осмотра большой группы промысловых борзых, их породного типа. Выделение однотипных собак вызвало решение дать их описание, на основании которого и был составлен первый стандарт на породную группу южнорусская (степная) борзая в 1951 году.

С окончанием промысла, когда жизнь несколько улучшилась, охотники стали интересоваться чистопородными собаками, чтобы, помимо охоты, можно было участвовать также в выставках и испытаниях. К началу 60-х годов на полевых испытаниях южнорусские борзые не попадались. Охотники южных регионов перешли полностью на хортых.

В 1989 г. в связи с отсутствием собак этой породной группы Всесоюзным кинологическим советом при МСХ СССР было решено не переиздавать стандарт на породную группу южнорусская (степная) борзая из-за  ее отсутствия. Но по оплошности кинолога и других чиновников, наряду с переизданием стандартов на все охотничьи породы, этот стандарт был перепечатан и снова попал в стандарты пород борзых.

Из разговоров охотников мы узнавали, что подобные собаки иногда появлялись у охотников, но проведя сезон охоты, они исчезали снова. По рассказам стариков, эти собаки, появлявшиеся время от времени, были «мешанными» с другими как породными, так и беспородными собаками.

fotolia.com 

С 2000 года некоторые кинологи и любители решили возродить породную группу южнорусских (степных) борзых. Просмотренные в полях отдельные собаки этой породной группы не показали никаких результатов, но, тем не менее, желание восстановить ее есть. Первоочередная задача – отобрать для возрождения наиболее типичных особей, проверить их по потомству. Тогда будет возможность, коль имеются такие, возродить эту группу.

ГРЕЙХАУНД

Первые представители породы грейхаунд были привезены в Россию в конце 80-х годов ХХ века. Это было поголовье собак из бывших соцстран (Польша, Венгрия, Чехословакия, ГДР), где разведение базировалось на использовании кровей беговых и шоу-линий. Основные центры разведения грейхаундов – Москва,  Ростовская область и Ставропольский край.

Грейхаунды разительно отличались своей резвостью от остальных пород борзых, и охотники стали приобретать грейхаунда, который практически всегда мог догнать любого зайца и, если не заловить его сразу, то «дождаться» помощи других собак своры. Первые привезенные грейхаунды хотя и имели хорошую резвость, но не обладали поимистостью, да и были у них проблемы с травматизмом конечностей, что наследственно получено от шоу-собак.

На полевых испытаниях, которые проводились в центральных и южных регионах, грейхаунды показывали хорошие результаты. Неоднократно они становились чемпионами всероссийских состязаний борзых. Позднее, с импортом собак из Великобритании чисто бегового разведения, исчезли проблемы с травматизмом, возросла резвость, жадность и поимистость.

На охоте за полевой сезон с грейхаундами охотники добывают много зайцев и лисиц. Сельские охотники стали интересоваться племенной работой, охотно заниматься разведением грейхаунда, который, как оказалось, удачно акклиматизировался к климату юга России. Но некоторые охотники, недовольные резвостью своих хортых, стали подмешивать к ним грейхаунда, и в зависимости от того, на кого будут похожи щенки – грейхаунда или хортую, – оформлять подложные родословные документы.

Сейчас это приобрело массовый характер, поскольку можно оформлять так называемые «нулевки» РКФ. В результате такой «работы» мы теряем совершенно хортую и портим грейхаунда.

Для охотничьего собаководства возникла общая проблема с оформлением охотничьих родословных документов. Многие охотничьи общества прекратили выдачу охотничьих родословных собакам, не имеющим номера и родословной РКФ.