И с этими приятными мыслями я, видно, и заснул. Как всегда встречал брат. Погрузились в машину и домой. Надо ли рассказывать, что всю дорогу делились друг с другом об успехах и неудачах на охотничьем поприще, о семейных делах, о работе. Дома ждал шикарный обед и встреча с родственниками.
Вечером обсудили предстоящие охоты, наметили маршруты. Главной и хорошей новостью было то, что выжловка – Шельма, поправилась после долгой хвори, набрала вес и была в отличной физической форме. Это вселяло надежду и некоторую уверенность в успех, всё-таки за спиной у гончей две осени, много с ней было нахожено в окрестных полях.
Полетели первые дни охот по чернотропу. Собаку было не узнать, она вся до капли отдавалась процессу. Гоняла вязко, сколы выправляла намного быстрее и чаще, чем в прошлые годы.
Было много моментов, когда мы сами были виноваты в наших неудачах, то я сошел с лаза, а русак пронесся как раз там, то под гон не успели подстроиться. Но вывод был один, собака заработала, словно прозрев в заячьей науке. Гоняла и лис, и зайцев.
Заметили две особенности. Первая - если собака поднимала русака недалеко от пойменного леса, то заяц непременно бежал туда, там Шельма его и гоняла по крепям. Русак и не думал выбегать обратно на открытые пространства полей. А подстроиться под гон в таких условиях нам с братом не удавалось.
Вторая – чаще чем в полях, собака будила зверя именно в пойменном лесу. Мы были в растерянности, т.к. беляка в этих угодьях нет, копытные очень редки. Но по гону, по его малым кругам, уж больно на зайца беляка смахивает. Неужели завелся?
Нашу думу разрешил выпавший снег. 15 ноября повалил он не на шутку, пролежав до 2-3 декабря, причем и морозы хорошие были, Самарские соврать не дадут. Почти все следы русаков, после жировок в полях, вели в лес. А там они такие тропы натоптали, что мы сразу уяснили где теперь их искать… Правда до снега, по чернотропу, одного зайца и лису мы уже добыли.
На границе полей был густой и широкий кустарник, метров 300 длиной. Я пошел по одной стороне, брат по другой. Углубился в него. Собака носилась недалеко, активно вынюхивая… Вдруг лай, метрах в 20 от меня, по голосу знаю, это на глазок. Вижу, как мелькает сквозь траву и ветки заяц. Вскидываю ружье, дуплет разрывает тишину. Косой продолжает движение.
На бегу переламываю ружье, эжектора выплёвывают гильзы, засовываю один патрон. Но толи я быстро бегу, толи косой слабеет, до него 25 метров. Тут я останавливаюсь, хотел его добрать, но собака догоняет его и душит. Значит его я ранил.
Подбежал брат, вместе радуемся моему успеху! Чмокаю в нос Шельму, глажу её, молодец девочка, молодец…
Другой день. Собаку оставили на отдых. За день зайцев не подняли, перешли к острову леса, изрезанного небольшими овражками и густыми кустами. Прочесывали заросли чилиги. Я шел крепкими местами, брат более открытым местом, между нами было порядка 50м.
Слышу выстрел, поворачиваюсь, вижу как брат ведет стволами по угонной цели. Ещё раз он стреляет, бежит в сторону стрельбы, на ходу перезаряжаясь. Тогда понятно, подранок! Бегу на перерез к нему. Ещё дуплет. Брат объяснил, что тяжело ранил лису, но она убежала в заросли чилиги.
Подбежали в район того места, где последний раз брат увидел плутовку. Замерли, слушаем. В кустах шорох, мигом туда. Вот она, лежит, ещё минута и лиса испускает дух. Мы все мокрые от пота, но ужасно довольные!!! Первая лиса брата. Но нас ждало разочарование, лиса перелиняла, но хвост не до конца… Половина уха у лисы было откушено. Шкура получилась неважная...
Ещё про неудачи. Шли метрах в трехстах от края поселка, увидели след русака. Подбежала собака и рванула по нему с голосом. Ушастый выскочил с лежки в 40-45 метрах от брата. Он вскинул ружье, поводка, но выстрела не было… Оказалось, что когда мы обедали в поле, спускали курки, я взвёл потом, а брат забыл… Так как уже почти стемнело, то под гон подстраиваться не стали, а просто послушали, куда он пошел, приметили, где можно вставать на номер.
Следующий день, 19 ноября, брат на работе, я решил сходить на то место на окраине поселка, где вчера вечером побудили зайца. Время обеденное, морозец -7, солнце, одним словом – красота… Вышел из дома в 14.15, проулками вышел с поселка, прошел крайние дома, вышел к полю. Следов море. Собака скрылась из видимости, обнюхивая заячьи наброды. Я стал собирать ружье. Вдруг замечаю движение, поднимаю голову.
Выскочил с лежки русак и рванул к середине поля, к большому острову чапыжника. Видно спугнул его звук, когда я открыл собранное ружье. Пробежав метров 200, русачок остановился, повернулся в мою сторону и глядит. Быстро выхватил бинокль, смотрю на него. Двадцать крат увеличивают его отлично, но волнение дает о себе знать, руки ходуном, сердце молотит. Заяц вновь срывается и в чапыжник.
Подзываю собаку, навожу на след, она с голосом и жаром бросается в погоню. Я бегу в сторону чапыжника, вставать на возможный лаз. Эх брата нет, перекрыли бы мы заячьи пути отхода, почти все, теперь знаем, как они ходят, не зря вчера вечером слушали тут гон…
Во время гона Шельмы, срывается с лежки ещё один русак. Оказывается, первый зайчик пробежал очень близко с лежкой другого! Собака на глазок гонит уже второго, он тоже рвет когти в чапыжник, в центре поля…
Я бегу, что есть сил. Шельма уже голосит в кустах. Встаю за чахленьким кустиком, в надежде, что хотя бы один их зайцев выскочит на мою сторону поля из чапыжника. Буквально через 10 секунд выкатывает на меня заяц, в 15 метрах. Вскидка, поводка, прицел в кончик носа, выстрел. Русак кубарем катится по снегу. Есть!!!
Зайца не беру, жду когда дойдет собака. Через две минуты вылетает Шельма, голосит по следу, добегает до меня и… видит зайца. Обнюхивает его, особенно лапки и под хвостом. Пару раз слегка его прикусывает, но моё неодобрение её останавливает.
Я очень рад, ведь это первый добытый заяц из под Шельмы, из под её гона. Отрезаю пазанок, тискаю и глажу собаку, ведь она подарила мне этого зайчишку. Собака смотрит на меня, наверное, с пониманием, норовит облизнуть мне лицо. Прошло всего 28 минут, как я вышел из дома. Одеваю ошейник на собаку, цепляю поводок. Второго зайца мы погоняем тут в другой раз.
Достаю камеру, снимаю, потом ещё достаю фотоаппарат. Открываю термос, достаю сало, хлеб. Собаку угощаю от души, спасибо Шельма!!! По рации делюсь с братом успехом, что взят первый заяц из под гона собаки. Брат рад ещё больше моего!!! Чай допил, и пошел домой. На сегодня хватит.
Много дней потом мы проводили на охоте в лесу. Сомнений уже не было, облюбовали его русаки. Собака ходила крепями, будила зверя, а мы, по мере сил, подстраивались под гон, да всё неудачно. То не успеем, то промажем, то заяц отвернет на другую тропку в метрах 60 от засады охотника. Нагляделись на ушастых вдоволь, когда же добудем «приспособленцев» ? Но всё-таки удача повернулась ко мне.
27 ноября, полдень, прямиком с собакой в лес. Мороз давит. Шельма гоняет в лесу ушастого по крепям. Подстроится под гон не могу. Сижу пью чай с задубевшим Сникерсом. Иду по лесу один, троплю следы. Через час прибегает собака. Дохожу до конца леса, поворачиваю в сторону дома. Сместился в сторону от своего следа метров на 200. Идем обратно. Собака носится по кустам.
Силы меня покинули, один валенок больно давит в подъеме. А до дома еще 4,5км. Вышел на лесную дорогу, тут идти проще. Иду, собака отстала, прочесывает очередные крепи. Погрузившись в мысли, что весной шел по этой дороге на тягу, неожиданно услышал лай собаки. По зрячему – 100%!!! Где-то совсем рядом!
Прижался к дереву около дороги, гляжу. Вот и заяц, перемахнув её, понёсся из леса в сторону поля. Проходит чуть-чуть, вылетает Шельма, и уже по следу, с голосом, за ним. Посчитал, до зайца от меня было 50 метров. Уже наученный опытом прошлых дней, из леса выходить не стал, тут он большой, и русак, набегав сейчас на поле, непременно вернется обратно, в спасительный бурелом.
Вернулся на свое место, где я первый раз перевидел зайца. Там 3 деревца сплелись, за них я и встал, повернувшись в сторону поля, до которого метров 300 лесом. Гон сошел со слуха.
Минут через пять гон стал приближаться, скол, снова гон, вроде уже в мою сторону. Замер. Слышу движение, вглядываюсь.
Вот он, русак, катит прямо на меня !!! Чтобы не отвернул, чтобы не отвернул! (Поясню, что дорога, где я стоял, в низине, а от дороги, в горку идет лес, а дальше поле. Поэтому я хорошо видел русака где-то с 80 метров, как он пролезал под ветками, пробегал под кустами.)
Спускается косой ко мне, все ближе ! До него метров 50, вскидываю плавно ружье, снимаю предохранитель, подпускаю ближе, замираю, жду. Он неожиданно останавливается около куста, смотрит в мою сторону. Тут же гремит выстрел, зайца не вижу.
Перебегаю дорогу, спотыкаюсь о ветки, чуть не падаю, бегу в сторону русака. Вот он лежит, ура !!! Собака ещё на гону, зайца не трогаю. Достаю фотоаппарат, но он не включается, аккумулятор сел на морозе. Достаю видеокамеру, хоть ей, но снимаю пару минут, тоже села. Как раз прибежала Шельма, успел заснять и её.
Тут уж Шельму я расцеловал не на шутку, она же меня облизала так, что тут же моё лицо начало ещё сильнее мерзнуть и стягиваться на морозе. Достаю термос, недоеденный задубевший Сникерс. Шельма усаживается рядом. Предлагаю шоколадку собаке. Она нюхнув, отошла и опять села рядом. Намек понял, пазанки просит. Вот тебе и второй заяц из под собаки, настоящий, гонный заяц, русак!!!
Что вынудило русаков уходить на лежки глубоко в лес, да и ходить под гоном там, не выходя на открытые пространства, остается только догадываться. Возможно, огромное количество лис. В лесу легче спрятаться и уйти от погони, да и услышать врага. А возможно и «фарщики» внесли свою черную лепту, вытеснив их с привычных мест лёжек, на полях следы автомобилей видели часто.
Кто-то из знакомых говорил, что это может быть тумак, т.е. гибрид беляка и русака, но как мы знаем, тумаки бесплодны, а зайцев там уйма. Да и все черты русака присущи были нашим «приспособленцам». За их популяцию я спокоен, «фарщики» и лисы им не страшны, а детишек они своих научат также…
Удачно прошел отпуск, взял трех русаков, побив результат прошлых двух лет, где брал по два. Даже не в количестве дело, а в собаке, в Шельмушке, которая оправдала возложенные на неё надежды, начала работать, дала возможность прочувствовать прелесть охоты с гончей. Спасибо Шельма, спасибо...
P.S. Через восемь месяцев после описанных событий Шельма умерла при родах, спасти ни ее, ни щенков не удалось...