Когда мне исполнилось 14 лет, отец купил мне одностволку, Т03-16. В любом магазине «Культовары» продавались порох, капсюли, дробь, гильзы и пыжи. Начинал я, как и все молодые охотники, с уток.
Через месяц после приобретения ружья был добыт мною первый трофей – чирок. Домой я не шел, а летел как на крыльях. В 16 лет я пошел работать, и первая зарплата была потрачена на новое ружье, Т03-63, с хромированными стволами, и я проходил я с ним 18 лет. Было добыто много зайцев, лис и различной птицы. В моей охотничьей жизни было много разных случаев – и конфузных, и смешных. Вот некоторые из них.
История первая
Как-то вдвоем с товарищем пошли мы с гончими. Переплыли на лодках наш пруд и вошли в лес. Прошли 5-6 км, но собаки не подняли ни одного зайца. Решили отдохнуть. Время близилось к обеду, и мы остановились у речки. Я взял котелки и стал чистить картошку. Товарищ, занимаясь костром, пошел ломать хворост и буквально в 5-7 метрах из куста выгнал зайца. Собаки с воем и визгом погнали его. Но стрелять мы не могли – гончие были у него на хвосте. И так заяц ушел «со слуха». Мы сварили суп, чай, а собак все не было.
Друг уже выкурил две сигареты, когда вернулись собаки. Моя подошла ко мне, а вторая прошла мимо нас и направилась к кусту, из которого выскочил заяц, проверить, нет ли там еще косого. Мы не придали этому никакого значения, а зря. Из этого же куста выскочил совершенно белый заяц. Перескочил через остатки костра и в лес. Собаки за ним. Я схватил за ремень ружье, но это оказался ремень рюкзака. Товарищ зацепился ружьем за кусты. В общем, и этот заяц ушел от нас, как и первый.
История вторая
Случилось это в начале октября. Выпал первый снег, растаявший через два дня. Мы шли вдоль заброшенной узкоколейки к посадкам ели, которые называли авиапосадками за их ширину 10-15 метров и длину до 1 километра. Заросли эти были очень густые и не просматривались.
Вот тут-то собаки и подняли зайца. И пошел гон на полтора часа. Он шел круг за кругом; мы стояли на расстоянии 8-10 метров друг от друга и не видели ни собак, ни зайца. Нервы были напряжены. Мы передвигались, чтобы хоть где-то между елками найти просвет, ложились на землю, чтобы стрелять по низу, но все было напрасно. А заяц все крутил и крутил между нами.
В голову пришла мысль залезть на большое дерево. Я оглянулся вокруг и увидел ветвистую березу высотой 8-10 метров. Ее ветви начинались в полутора метрах от земли. Недолго думая, я скинул рюкзак, бушлат, закинул ружье за спину и быстро залез на дерево. Обзор был отличный, и на очередном круге заяц был добыт. Каково же было удивление моих друзей!
История третья
Уже дважды выпадал снег, таял. Листья со всех деревьев и кустарников опали, трава пожухла и полегла. Одним словом – настоящий чернотроп. Заяц полинял полностью. Можно было идти за ним без собаки, но одну собаку мы все-таки взяли. Итак, три охотника и гончая вошли в лес. Первого – совершенно белого! – зайца взяли через 20 минут. Дальше мы шли в полной изготовке для стрельбы навскидку.
Вышли на старые гари. Собака опять подняла зайца и ушла «со слуха». Стоять на месте без движения было нудно, и я пошел вдоль оврага. Кругом я видел обгорелые пни и коряги. Зная, что на старых гарях много зайца, был очень внимателен. Пройдя немного, увидел белое пятно не на земле, а в старом горелом пне. Подумал: может, это береза? Но рядом их не было. Может, бумага? Но откуда ей взяться? Была не была – патрона не жалко! Выстрел – из пня выпал мертвый заяц.
Заяц в рюкзаке
А этот курьезный случай до сих пор вызывает смех среди охотников.
Шли по опушке когда-то большой поляны, поросшей мелким кустарником и сосняком. Когда-то здесь был лагерь пленных венгров. Кругом еще стояли столбы с обрывками колючей проволоки, виднелись развалины бараков и других помещений. Вот тут и решили поохотиться, прочесать поляну. Собаки азартно работали в поиске зайца. Одна из них, сделав круг, вернулась к бугру, сделав второй, опять вернулась.
Подошли и мы. Из бугра торчала труба, диаметром 15–20 см. Подошел к трубе и заглянул в нее. В трубе сидел заяц. Я позвал друзей. Долго совещались. Выгнать зайца – собаки разорвут, стрелять – нельзя. Решили на один конец трубы надеть рюкзак и пугнуть косого. Так и сделали. От удара по трубе заяц забился в рюкзак, дернулся раз, другой и затих. Подумали, что подох от разрыва сердца. Был полдень, и мы решили пообедать. Быстро разложили «стол», поели, «обмыли» зайца, взятого без выстрела; покормили собак. Сидим, курим.
Один из нас говорит: «Давай посмотрим, что за заяц – белый или серый?» Развязали рюкзак – лежит белый заяц. Одна из собак подошла к рюкзаку. Что было в следующий момент, никто не понял. Наш «мертвый» молнией выскочил из рюкзака, собаки с визгом и лаем бросились за ним, мы за ружья, но беляк был уже в лесу. Он увел собак со слуха, и больше мы его не видели.
Долго мы еще смеялись друг над другом: это надо же! – трех охотников и двух собак обвел вокруг «хвоста»!