Обучение апортировке

Считаю, что в охотничьей литературе незаслуженно мало внимания уделено обучению собак с раннего возраста правильной апортировке. Практические охотники поймут важность и необходимость данной составляющей охоты.

Идет процесс охоты. Собака нашла затаившуюся дичь, обозначила ее присутствие стойкой. Следует посыл собаки на подъем, и дичь срывается с места. Выстрел. Птица сбита. А дальше что? Купание в осенней воде, поиск в кустах и т.д.?

Нет, дальше наступает момент истины для владельца подающей (апортирующей) собаки и сознание степени ее подготовки к реальной охоте. Кстати, получить диплом по водоплавающей птице без подачи с суши и с воды невозможно.

Подача – умение собаки подносить добытую дичь и подранков, а также другие предметы и отдавать их хозяину или ведущему.  Охотничья собака должна собрать всю сбитую охотником дичь в неимоверно трудных условиях (студеная вода, труднопроходимый кустарник). Дичь весит иногда более 2 кг (заяц-русак более 6 кг), а мелкую надо подать аккуратно. При этом собаку учат делать свою работу красиво. А сколько длится сама охота, иногда и целый день. И поэтому надо учить ее работать правильно и четко.

Твердо решив приобрести охотничью собаку, будущий владелец должен четко понимать, для каких видов охот он ее заводит, в какой из них она сможет принести наибольшую пользу. Какие поведенческие особенности собаки он будет развивать, закреплять и какими способами и методами он этого добьется, с какой литературой необходимо ознакомиться и с какими специалистами необходимо пообщаться. Надо помнить, что собака не бытовая техника. Нажал на зеленую кнопку – заработала, на красную – выключилась. Процесс воспитания, обучения и дрессировки собаки всегда считался и считается очень ответственным занятием, и этот процесс длится всю собачью жизнь, все углубляясь, усложняясь и расширяясь. Но особо он важен в первый год жизни собаки.

Многие владельцы считают, что в охотничьих собаках заложена врожденная склонность к подаче, но это не совсем верно. Некоторые собаки склонны к апортировке, про таких говорят – апортирующая, или подающая собака, другие – нет. Определенная часть собак подает с воды, и то дичь доносят только до ее уреза. Некоторые не подают вовсе, некоторые подают только палочки или пластиковые бутылки. Вот здесь-то и требуется помощь владельца или специалиста-кинолога, которые обучат питомца основам мастерства.

Итак, в вашем доме появился щенок одной из охотничьих пород. Обычно заводчики раздают их в 1–1,5-месячном возрасте. Этот период жизни щенка характеризуется высокой скоростью образования условных рефлексов, но как скоро они вырабатываются, так и недолго они хранятся в памяти. Поэтому процесс воспитания и обучения должен быть постоянным и последовательным.
Несколько дней щенку понадобится на адаптацию к новому месту жительства и к новой семье (членам стаи). Как только щенок освоился, приступаем к воспитанию. Здесь хозяину важно определить, какие именно команды нужны ему для управления собакой, и довести их выполнение до жесткого стереотипа.

Но в первую очередь даем щенку кличку, которую он должен знать как дважды два. Обучаем командам: «место», «возьми», «ко мне», «лежать», «сидеть», «ищи», «держать» и «нельзя». Команды хорошо сопровождать соответствующими жестами. Щенок не понимает смысла слов, но прекрасно понимает интонацию и тон сказанного.
Постоянное повышение голоса и запрещающие команды притупляют восприимчивость, но не делают его послушнее. Не отдавайте команду, предполагая, что щенок ее не выполнит. Также важно не подменять команды одни другими. Собака играет, допустим, с мячиком.

Вы подаете неверную команду «подойди», и собака не может понять, что от нее хотят, условный рефлекс не сработал, нет раздражителя, более жесткой команды «ко мне», можно бегать и играть дальше.
Помните, это всего лишь собака, и очеловечивать ее не стоит.

Фото: Сёмина Михаила 

Этим вы нарушите основной принцип обучения и дрессировки, основанный на выработке условных рефлексов высших порядков и традиционный метод обучения, при котором собака ставится в условие выполнить команду или нет, третьего не дано. Не перегружайте щенка «учебой», 10–15 минут утром и столько же вечером, желательно на голодный желудок. Помните, что щенок, как и дети, любит играть, обучайте, играя, особенно на первоначальном этапе обучения. Как только вы заметили, что щенок устал, и процесс дрессировки его не интересует, прекращайте занятие. Команды отдавайте в разной последовательности, не создавайте стереотип однообразности, утром первая команда «сидеть», вечером «лежать». Занимайтесь с собакой, только находясь в хорошем расположении духа.

Как только щенок усвоит основные команды, перечисленные выше, приступаем к обучению подаче.
Обучение подаче щенка, находящегося в городской квартире. Для этого потребуется ошейник, нетолстый шнур (корда), длиной, равной длине комнаты, что-нибудь вкусненькое и некрупная любимая игрушка. Игрушки у щенка не должны бить пищащими, дабы не выработать у него желания усилием сжатия челюсти вызвать писк, ведь мы не хотим, чтобы битая дичь была испорчена от жесткой подачи. Усаживаем щенка командой «сидеть» рядом собой и, удерживая его за ошейник с закрепленной на нем кордой, кидаем любимую игрушку к дальней стене комнаты.

Скорее всего, щенок обязательно попытается броситься за игрушкой, но удержите его от этого, и только выждав примерно 5 секунд (в дальнейшем время выдержки постепенно увеличиваем), подав команду «подай», отпустите щенка. Он схватит игрушку, но не для того чтобы подать хозяину, а для того, чтобы поиграть с ней.

Вот тут и понадобится шнур-корда и угощение. Подбадривая щенка командами «ко мне» и «подай», подтягивайте его к себе за корду, подбадривая щенка одной рукой, во второй держите угощение. Далее возможны три варианта поведения щенка:
1. Самый желательный: он возьмет игрушку в пасть и благодаря своему упрямству и если потребуется вашей помощи, додержит ее в зубах до подхода к вам. Похвалите его и щедро наделите его угощением.
2. Щенок возьмет игрушку в пасть, но, не поняв, чего от него хотят, бросит игрушку. В этом случае необходимо помахать ею перед мордой щенка или толкнуть ее ногой, стимулируя хватку игрушки. И очень аккуратно попытайтесь довести его до исходной позиции, поощряя командами «держать» и «подай». Если не получилось, начинайте все заново.
3. Щенок не берет игрушку. Тогда ее следует дать с руки, командуя «возьми», «держать» и поощряя щенка за хватку игрушки и даже недлительное удержание ее в зубах.
Теперь, независимо от того, как себя повел щенок, этот урок необходимо повторять несколько раз в день, как, впрочем, и все последующие уроки. За правильно выполненное действие всегда хвалите и поощряйте щенка, за неправильно выполненное – выказывайте свое недовольство словами, но не наказывайте.

Помните, поощрение (положительное подкрепление) должно всегда доминировать над отрицательным подкреплением. И только если щенок стал приносить игрушку сам, из процесса обучения надо убрать корду. Очень важно из игрушки сделать рабочий инструмент, т.е. после каждого урока убирать эту игрушку, не давая щенку играть с ней свободно.
В дальнейшей работе необходимо придерживаться правила: от простого к сложному. В процесс обучения вносим новшества, т.е. усложняем.

Следующая задача обучения заключается в том, что необходимо научить щенка подавать несколько игрушек одну за другой. Для этого усаживаем его, даем команду «сидеть», а сами отходим на несколько шагов и кладем на пол две игрушки в ряд, на небольшом расстоянии друг от друга. Подходим к щенку, даем команду «подай», он приносит одну игрушку, забираем ее, хвалим и поощряем. И вновь даем команду «подай» и указываем рукой на оставшуюся на полу игрушку.
Следующее усложнение – поиск игрушки и ее подача.

Для этого усаживаем щенка в комнате, а игрушку относим в другую комнату (коридор или кухню), кладем на пол, на видное место. Возвращаемся к щенку и командуем «ищи», «подай». Если все эти занятия отработаны и щенок все делает правильно, переходим к следующему этапу обучения – работе с поноской. Поноска – это специальный инструмент в виде гантели, изготовленный из дерева мягких пород (липа, клен, береза). Длина поноски 35 см, диаметр 10 см. Поноска пригодится и в дальнейшем, при обучении на улице, в охотничьих угодьях и на воде. При работе с поноской отрабатываем команды «держать» и «дай». В дальнейшем добиваемся от собаки отдавать поноску только по команде «дай».
Проводим несколько занятий с поноской, чтобы щенок привык к работе с ней. Теперь пришло время знакомить щенка с пером. Если у вас остались крылья ранее добытых птиц – хорошо, если нет, попросите у охотников-собаководов. Все уроки, проведенные ранее, повторяем с крыльями.

Очень внимательно следите за тем, чтобы щенок не грыз крылья, а брал бы их мягко (используем команду «тише») и быстро подавал.
Затем к поноске привязываем крылья, и все повторяем заново. Только добавим один элемент – поиск верхним чутьем и подачу. Для этого, усадив щенка в комнате, уходим в другую и кладем поноску с привязанными крыльями не на пол, а на стол или стул, далее все, как было ранее. И опять усложнение.

Щенок подходит к вам с поноской в зубах, вы даете команду «держать», «сидеть» и, выждав несколько секунд, даете команду «дай», приняв после этого поноску. В дальнейшем время паузы увеличиваем, и только по вашей команде «дай»собака должна выпускать из пасти подаваемую поноску. Выдержка вообще необходима при обучении дома и на других этапах обучения для более правильного выполнения команд.
И вновь усложнение, заключающееся в обучении щенка подаче любого предмета. Для этого усаживаем щенка, отходим от него на несколько шагов, кладем на пол предмет, к примеру фонарик в пластмассовом корпусе. Подходим к щенку, подаем команды «возьми», «подай» и указываем рукой на предмет. Если предыдущие уроки были проведены правильно, щенок быстро и безотказно выполнит команду. Если он не хочет брать предмет в пасть, вновь указываем рукой на предмет и командуем «возьми».

Если вновь неудача, усаживаем щенка перед собой, вкладываем ему в пасть предмет и, поддерживая рукой нижнюю челюсть, командуем «держать». Удержание несколько секунд. Затем время удержания увеличиваем. И когда добились положительного результата, вновь приступаем к уроку по подаче. Дальше приучаем к подаче предметов из железа, стекла, бумаги и камня. Кто-то спросит, а зачем это нужно? В ответ приведу пример из моей жизни. Весной, после охоты на вальдшнепиной тяге, возвращался на базу почти в полных сумерках. Ожидая товарища по охоте, присел на поваленную березу. С подошедшим товарищем продолжили путь. Стало совсем темно, решил подсветить дорогу фонарем. Однако в кармане куртки, в которой он лежал, я его не обнаружил.

Подзываю свою собаку породы дратхаар по кличке Лаба и командую ей: «Ищи, забыл». Лаба по моему следу вернулась к березе метров 200–250 и через несколько минут мы с товарищем уверенно шагали к базе, подсвечивая дорогу фонарем.
На этом хорошем примере обучение подаче в квартире закончено. Однако не следует ожидать четкого выполнения команд собакой на улице. Уж слишком много отвлекающих факторов и раздражителей она ему представит, и скорее всего собака променяет работу с хозяином на общение с себе подобными, «охоте» на пташек и кошек. И выполнение команд будет не четким и не быстрым. Но все это исправляется. Как это правильно сделать, мы поговорим позже. Ведь вы с вашим питомцем сделали только первые, нетвердые еще шаги по дороге, ведущей к достижению высот охотничьего мастерства.