Собака в качестве игрушки

Имидж породы идет на пользу коммерции, но отнюдь не всегда на пользу владельцам собак. Люди верят, что собака, обладая внешними признаками той или иной породы, обладает и всеми положенными этой породе достоинствами.

 

Ведь именно для этого и существует разведение породистых животных! Однако слепая уверенность в том, что достоинства прилагаются к родословной или разовьются сами по себе (без обучения), вызывает изумление. У собак, как и у людей, сами по себе прекрасно развиваются лишь недостатки, также присущие той или иной породе. И очень часто владелец оправдывает испорченность своей собаки «породными особенностями».
Для чего вообще человек заводит собаку? Можно сколько угодно оправдывать свое желание практическими целями, но зачастую причины таятся в нашем подсознании. Никто не спорит, что в век высоких технологий собаки используются на охоте и в спорте; продолжают нести службу в армии, милиции и МЧС.

Собаки часто становятся членами семьи, они скрашивают одиночество, но ни в коем случае не заменяют людей! Главное, чему мы обязаны собакам – это обучение нас тонким эмоциональным взаимодействиям, которые могут пригодиться нам при общении с себе подобными. Однако люди, дарящие свою любовь только собакам, нуждаются в психологической помощи. При этом они, как правило, не учитывают истинных потребностей своих четвероногих питомцев, проявляя по отношению к ним неосознанную жестокость. Охотничьих собак это касается в первую очередь.

 

Многие заводят собак для детей. По идее, собаки приучают детей к аккуратности, к сочувствию, вырабатывают умение заботиться о других. Доказано, что дети, растущие с домашними любимцами, вырастают более отзывчивыми и открытыми по сравнению со сверстниками. Правда, заводить собак для детей следует с определенными оговорками.

Дети не должны относиться к ним как к игрушкам, которые можно выбросить и заменить другими, и вместе с тем собаки не должны ложиться на их плечи непосильной ношей: ответственное отношение к собакам формируется ближе к подростковому возрасту, а то и позднее. Так что и за ребенка, и за собаку отвечают мама с папой! И далеко не все породы подходят в качестве товарища для ребенка.

фото: Михаила Сёмина 

Я целиком «за» приобретения человеком собак любых пород. Но... Я категорически против приобретения собак случайными людьми, не удосужившимися почитать инструкцию по эксплуатации этого «живого прибора». Прочитав очередную «страшилку» в СМИ о том, что собака «социально опасной породы» (к ним нынче причислены все крупные собаки), прикончила целую семью, поневоле засомневаешься в здравом уме некоторых представителей Homo sаpiens.

Ясно, что верить можно только части подобной информации, поданной в газетах. И все же... До какой степени надо не понимать собственную собаку, не удовлетворять ее истинных потребностей, чтобы допустить нападение собаки на своего хозяина?!

Сначала разберемся, какие люди заводят собак.

1) Люди, которые хотят иметь собаку как частичку природы. Они выгуливают своего компаньона, но не занимаются с ним, предоставляя развиваться собачьей природе, как придется. Результат часто получается сомнительным.

2) Люди, нуждающиеся в общении, не способные наладить его с другими людьми. Таких мучит неуверенность в себе, а может – раздражение или даже обида на своих близких, а отсюда – на весь мир. От чувства страха до агрессии – рукой подать. Таким людям собака может добавить душевного комфорта. Но чаще происходит наоборот: она порождает массу проблем – и для них самих, и для окружающих.

3) Люди, которые точно знают, чего хотят. Они охотно гуляют со своими питомцами (всем, без исключения, полезен моцион!), знакомятся с такими же, как они, любителями. Обучают собаку и по мере своих возможностей используют врожденные качества своей собаки по назначению.

4) Профессионалы-бридеры, которые занимаются племенным разведением. Собаки для них – это образ жизни, а разведение – соревнование или творчество. Увы, при этом не исключены ни зависть, ни алчность, ни интриги – как при политической деятельности.

Одни питомники пользуются заслуженной славой, другие – завозят все новые и новые породы, пытаются их «раскрутить»; потом, потерпев неудачу, бросают одно дело и хватаются за другое. Приобрести породистую собаку настоящему охотнику становится вся сложнее: с одной стороны – слишком дорого, с другой – собаки выставочных линий не обладают рабочими качествами, и наоборот, рабочих собак нет смысла выставлять.

Первые две категории, между прочим, часто заводят собак из приютов. Они не имеют ни малейшего представления, как с ними обращаться, но уверены, что сделали «доброе дело». Они очеловечивают собак, полагая, что те должны быть им «благодарны». А собаки остаются собаками... Если же в руки таких людей попадают породистые животные, то положительные качества этих собак мгновенно сводятся на нет.

При изучении кинологической литературы как переводной, так и отечественной, можно сделать интересное наблюдение: на Западе люди чаще заводят собак, чтобы иметь кого-то слабее себя и оказывать ему покровительство, а мы нуждаемся в сильных и агрессивных собаках, которые могут защитить нас как от реальных, так и от воображаемых опасностей. Это, конечно, в первую очередь относится к собакам служебных пород. Охотники и за рубежом, и у нас в стране стоят особняком.

Я хочу напомнить еще об одном мотиве для приобретения собаки, о котором мы порой и не догадываемся. А ведь он крайне важен! Й. Хейзинга, писатель, психолог и историк, назвал человека Homo ludens – «Человек играющий». И непонятный выбор породы иногда диктуется осознанным, иногда нет, стремлением «поиграть» в какую-либо ролевую игру. Например, ездовые собаки помогли людям выжить в суровых условиях Севера, совершить географические открытия, достичь полюса.

Горожанин, который ездит на работу на трамвае, внезапно заводит маламута, сибирского хаски или чукотскую ездовую. Он втайне грезит о покорении необъятных просторов, представляет себя первопроходцем. Если при этом он готов заниматься спортом, то он и его собака будут необыкновенно счастливы! Он станет с ней бегать, сядет на велосипед или встанет на лыжи. А если нет?

Сибирский хаски, которому необходимо человеческое общество и много движений, будет выть от тоски, разгрызать мебель в доме и перекапывать приусадебный участок, превращая его в арктическую пустыню...

Что уж тут говорить об охотничьих собаках! Грустно смотреть на длинноногих девушек модельной внешности, выводящих еще более длинноногих красавиц-борзых. Ни они, ни их собаки не знают даже, что такое погоня за механическим зайцем. Грустно смотреть на почтенных граждан с «пивным брюшком», не поспевающих за стремительными ирландскими сеттерами.

Если они состоятельны, то могут вступить в общество охотников и приобрести дорогое оружие. Его будут с гордостью показывать друзьям по застолью. Но ружье – предмет неодушевленный. Оно не страдает, когда без употребления висит на стенке. А вот содержание собаки, лишенной радостей, запрограммированных породой, – жестокость, которую упорно не замечают зоозащитники. Они предпочитают воевать с ветряными мельницами, например, с купированием ушей и хвостов у некоторых пород собак.

Как выбрать для себя подходящую собаку? Не обмануться имиджем породы, не поддаться влиянию моды или своей сиюминутной прихоти? Очень просто! Отыскать максимум нужной информации и проявить элементарную наблюдательность.

Перед приобретением собаки узнать о породе как можно больше: не ограничиваться Интернетом, а почитать литературу, походить по выставкам, понаблюдать за поведением собак и их владельцев, поговорить с последними. И оценить свои возможности. Ведь для содержания собаки, независимо от породы, понадобится много труда и терпения. Сплошной игры и праздника не будет! Заводить охотничью собаку может только охотник! И так уж слишком много охотничьих пород собак перекочевало в разряд декоративных.