Путь в никуда

«Лайка-собака охотничья», быстро вышедшая в свет статья под авторством эксперта-кинолога Ярцева А.П. – вероятно официальный ответ начальника отдела охотничьего собаководства Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» Кузиной М.Г. на мой вопрос «Кто, как и когда решал судьбу вольерного кабана». В личной беседе ответ прозвучал: «Читайте газеты! Все обсуждалось два года!» Об этих и других проблемах мы вели диалог в РОРСе, о чем делюсь со своими коллегами.

От редакции: для тех, кому небезразлично отечественное собаководство, может ознакомиться с материалами по схожей тематике (для перехода нажмите на название статьи):

"Всё еще на распутье?"

Автор: Соколов В.И.

"Кто судит наших собак?"

Автор: А.Брагин

 

 

 

 

Приостановив все текущие дела, которые у штатных кинологов никогда не кончаются, я приехала в Ярославль к своей коллеге, кинологу Ярославского областного общества Лаврентьевой Наталье Константиновне, и на следующий день 18 февраля мы запланировали посетить столицу.

Когда мы встречаемся, наши разговоры о собаках и делах собачьих не останавливаются. Вопросов и проблем сегодня накопилось много и нам очень хотелось пообщаться разумно с сотрудниками отдела охотничьего собаководства любимой организации Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», которой мы посвятили лучшие годы своей жизни, почти 30 лет и более. Да и областные организации наши, Ярославское и Кировское, всегда в группе «лидеров».

Председатели организаций Братухин Е.А. и Дурандин А.Н. - серьезные руководители с многолетним стажем работы, всегда с пониманием относятся к вопросам охотничьего собаководства, к нашим собачьим проблемам и идеям. Видимо поэтому к нам часто обращаются кинологи, эксперты и просто охотники-владельцы породных охотничьих собак из других регионов за советами и помощью.

Ночь проходит быстро. За три часа дороги мы снова определяем для себя вопросы, которые будем решать, все спланировано - посетить РОРС, затем РФОС и вечером обратно. Разве можно надолго оставлять нашу охотничью общественность. Идут вязки, осмотры щенков, оформление «созревших» пометов, каждую минуту всем чего-то надо. Лишь вечером, когда активность телефонов и посетителей стихает, можно поработать с документами и отвлечься на обед…

Быть кинологом в общественной организации очень даже непросто. Представляю как нелегко молодым и новичкам при сегодняшнем хаосе нормативной базы и расколе двух серьезных структур, мать и дитя, РОРС и РФОС.

фото автора 

Работаем и общаемся с людьми разного возраста, характера, воспитания, образования, мышления и т.д. В жизни настоящий кинолог – специалист не только по собакам, нужно иметь знания биологии, ветеринарии, он и зоотехник, и селекционер, он психолог и юрист, а главное, он друг семьи, в которой растет породная охотничья собака…

И если раньше наши поездки в Ассоциацию были регулярными, плодотворными, полезными, приносили новый подъем и стимул в работе, сегодня все по-другому, по-современному. Центр живет и работает сам по себе, а регионы выживают самостоятельно и несмотря ни на какие интриги «верхов» организовывают и достойно проводят серьезные мероприятия. Спасибо, друзья, за вашу выдержку и оптимизм!

Диалог в отделе собаководства был не длинным и под напряжением. Ощущалось, что нас не ждали, и особо делиться очередными нововведениями не желают. Новую партию «Свидетельств на собак» для записи в ВПКОС в РОРСе у меня приняли с одной пометкой - «почему ведем нумерацию по-старому?!» Да потому что не нужно ломать хорошее, что прижилось годами. Щенок рождается, ему присваивается номер с кодом региона, датой рождения помета и этот номер автоматически переходит в «Свидетельство». Зачем глупые действия с заменой номеров?

Получила готовые родословные с номерами ВПКОС, их было немного, и была крайне удивлена, что одному нашему кобелю ЗСЛ присвоили номер дважды – в декабре 2012 и в январе 2013-го. Сроки очень даже минимальные. Часто в документах после записи в ВПКОС находятся ошибки и даже не вносятся номера собак, уже получивших ВПКОС. Перед отправкой стараюсь максимально выверять происхождение, у лаек это возможно только благодаря электронной базе Тарасюка В.А.

Спасибо огромное, Виктор Альбертович, за ваш труд. Думаю, каждый лаечник пользуется этой программой, и штатные кинологи, и эксперты, и даже наши «заграничные» друзья. Вот только доступ информации записанных собак в ВПКОС из РОРСа ему ограничили. Оказывается все, что мы присылаем в РОРС – СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО!

фото автора 

Возникает вопрос: «Для чего мы присылаем Свидетельства, как их проверяют, по какой базе «пробивают» информацию и что сегодня дает эта запись, присвоение номера ВПКОС, владельцу собаки, и в целом нашей охотничьей кинологии?» Нарастающие итоги полевой и выставочной жизни собак не обновляются. Книги ВПКОС давно не издаются.

Ограничения последних лет по записи в ВПКОС не выдерживают критику. Вывод напрашивается один - Всероссийская Племенная Книга Охотничьих Собак (ВПКОС) стала вовсе не племенной и сегодня потеряла эту племенную ценность благодаря халатному отношению специалистов и руководства отдела охотничьего собаководства РОРСа.

Так к нам возвращается лайка без записи в ВПКОС, имеющая два диплома - по утке и барсуку, с пометкой на цветной липучке – «необходим диплом по основному виду». А разве это не племенная собака?! При общении прошу Кузину М.Г. представить мне документ, официально утвержденный и разделяющий у лаек дипломы на «основные виды и дополнительные». Оказалось, такого документа в жизни нет. Так сколько мы будем в эти детские игры играть, работать в режиме фантазий и иллюзий?!

Последними сборниками ВПКОС были выпуски по лайкам в 2004 году. В подготовке данного издания на общественных началах участвовали эксперты – кинологи Мишанова Н.Б. и Гольцова Т.А. А издавался сборник уже не Росохотрыболовсоюзом, а благодаря спонсорской поддержке экспертов и лаечников России.

Аналогичный сборник вышел у русских гончих в Нижнем Новгороде в 2002 году, где составителем был Шиян Р.И., а ответственным за выпуск Зеленов А.Н. И прав был Руслан Иванович (светлая память), когда в разделе «Введение» он писал: «Жаль только, что это издание может оказаться последним или продолжится в очень отдаленном будущем, поскольку с 1998 года Службой собаководства «Росохотрыболовсоюза» по русским гончим присваиваются только номера ВПКОС, но сама книга уже не издается».

Неравнодушные гончатники из регионов создали базу по гончим в электронной версии, готовы были на общественных началах пополнять её новыми данными, но в отделе собаководства РОРСа поддержку они не нашли, да и информация, которую мы присылаем с мест оказалась засекреченной, чьей то собственностью.

Среди моих рабочих документов есть еще два ценных сборника, заслуживающих внимание. Это «Сборник действующих правил и положений по охотничьему собаководству», изданный Свердловским областным обществом в 1990 году. Книгу подарил мой Учитель, великолепный эксперт уральской школы, эксперт-кинолог Всесоюзной категории Владимир Семенович Целолихин.

Как часто приходится вспоминать его мудрые слова: «Школа экспертов – это ОСНОВА собаководства». Особая ценность этого сборника в том, что кроме Правил испытаний охотничьих собак и других инструкций, в нем имеются утвержденные «Стандарты на породы охотничьих собак».

А вот стандарты на новые породы, утвержденные официально в Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» (чешский фоусек, венгерская выжла, ирландский терьер и др.), нужно хорошо поискать. Их даже нет в отделе охотничьего собаководства РОРСа! Но зато мы имеем право с данными породами вести племенную работу.

фото автора 

Как может РОРС в лице отдела собаководства утверждать план работы на 2013 год, когда весной запланированы во многих регионах состязания гончих, а по закону в угодья с собакой не попасть, в некоторых регионах и зоны нагонки (где они есть или формально существуют) под запретом.

И каждый раз мы испытываем огромные трудности по организации своих мероприятий не только состязаний, но и простых испытаний. Как можно спокойно утверждать план работы лаек на 2013 год, когда 97 % мероприятий в России - состязания по кабану и медведю, а потом хитро выводить вольерного кабана из «Элиты». Да, согласовывать Положения о выставках и состязаниях гораздо проще, чем решать проблемы охотников в вышестоящих организациях.

Почему возникла лихорадка у некоторых специалистов к лайкам, получающим на состязаниях звание «Полевой Чемпион» или «Полевой Победитель» по подсадным и вольерным зверям? Почему подобный вопрос не поднимался к норным собакам, где все испытания и состязания проходят не в охотничьих угодьях, а только на искусственных норах? Или норники – это следующий этап террора?! Не думаю, что на искусственных норах по подсадным лисицам и барсуку пострадали охотничьи врожденные качества терьеров и такс.

Вся эта чехарда по ведению охотничьего собаководства в нашей системе - от непрофессионального подхода руководящих лиц отдела собаководства.

Каким решением Центрального правления нашей Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» «уничтожена» Комиссия по лайкам, которая успешно работала до 2007 года. На мой вопрос по комиссии Кузина М.Г. ответила, что нецелесообразно собирать 22 ведущих эксперта из разных далеких регионов, проще собрать рабочую группу, «единомышленников».

Результаты такой самодеятельности мы уже увидели. Интересно узнать судьбу и других породных комиссий – гончих, борзых, норных, легавых, спаниелей. А ведь кроме породных комиссий должны работать и племенная, выставочная, полевая, научная. Или они работают, да втихушку?!

В августе 2012 года прошла ведущая охотничья выставка собак России. По организации самой выставки есть серьезные замечания. Спасибо тульским охотникам во главе с председателем общества, старались сохранить авторитет Всероссийской выставки и создать праздник для всех участников и гостей. А вот результаты командного первенства региональных обществ охотников до сих пор остались в секретной информации, их нет даже в итоговом каталоге выставки. Могу расценить это как неуважение к своим региональным структурным подразделениям.

Очень болезненный вопрос и по подготовке экспертов-кинологов, который требует определенного профессионализма. Какую практическую роль в этом вопросе играет Всероссийский кинологический Совет и Центральная квалификационная комиссия? Информация не доступна.

фото автора 

Неудивительно, что на вопрос получить для работы «Сборник действующих экспертов-кинологов», с данными категорий или хотя бы в виде списка, что необходимо каждому штатному кинологу для текущей работы, я снова получила отрицательный ответ. Советовали смотреть в базу (которая закрыта), но смотреть в монитор 24 часа в сутки не каждому кинологу будет доступно. Приходится частично пользоваться материалами 1995 года.

фото автора 

И еще один штрих, политический. Совершенно «спустили на тормоза» судьбу взаимоотношений РОРС-РФОС. Еще несколько лет назад был договор взаимосотрудничества РОРС-РФОС, выпускались документы, утвержденные Президентами двух кинологических организаций, и сегодня работаем по документам, утвержденными Президиумом РФОС, одно из них - Положение об экспертах по охотничьему собаководству (ред. 1994г.).

Потом договор не смогли заключить, не пришли к согласию, а может и не захотели, проще поставить блок защиты на все документы и удостоверения и жить втихушку как на острове под именем «Россия».

Руководство РФОС и сегодня готово идти на диалог и компромисс с Ассоциацией. Многие Положения о выставках и состязаниях утверждаются в РФОСе, многие мероприятия проводятся успешно. И если в мире признается родословная РКФ-FCI на все породы собак, значит нужно дать возможность владельцам охотничьих собак России такие документы оформлять.

Что происходит с нашей российской охотничьей кинологией?! Много раз мы задавали себе вопрос «Что делать?»

А все очень просто. Нужно работать с душой, работать с людьми, с общественностью, с экспертами, уметь «разговаривать» с регионами, уметь правильно создавать новые жизненно важные документы. Быть полезными охотникам и защищать права охотников-владельцев породных собак, защищать их право на охоту, защищать породную охотничью собаку!

фото автора 

В статье «Лайка-собака охотничья» приводятся выдержки из отчетов экспертов по экспертизе собак на 11-й Всероссийской выставке охотничьих собак в Туле. Это всего лишь статистика и эмоции, а не повод «расправиться» с вольерным кабаном, так как проблемы охотничьей кинологии находятся глубже, в первую очередь в законодательных государственных документах, в современных условиях и реальных возможностях охоты.

Для грамотного и объективного решения возникших проблем и выхода из тупика у лаек считаю необходимым в первую очередь восстановить работу «Комиссии по лайкам» при Ассоциации «Росохотрыболовсоюз». Привести в рабочее состояние всю нормативную базу документов по охотничьему собаководству. Соблюдать схему прохождения и утверждения нормативных документов.

Остальные предложения направим в Центральное правление до 20 марта, что рекомендуем сделать всем региональным представителям и заинтересованным организациям.

С уважением Шатунова В.В.,
Заслуженный работник охотничьего хозяйства России,
эксперт-кинолог по породам и испытаниям лаек, г.Киров

 

От редакции: для тех, кому небезразлично отечественное собаководство, может ознакомиться с материалами по схожей тематике (для перехода нажмите на название статьи):

"Всё еще на распутье?" Автор: Соколов В.И.

"Кто судит наших собак?" Автор: А.Брагин