Как-то мы выехали на охоту в Вологодскую область. Расположились в деревенской избе. Деревня вымирала. Во время нашего приезда, а это было в «лихие 90-е», жило меньше десяти человек стариков. Живности в деревне не было, кроме кур и кошек.
Собак зимами поели волки, хватавшие бедных псов даже в их будках. Приютивший нас хозяин рассказал, как однажды зимой он приехал из городка Устюжна в эту деревню, чтобы поохотиться на зайца. Днем он услыхал дикий визг своей гончей и выскочил из избы. В это мгновение калитка от удара распахнулась, и в нее ворвалась гончая, влетевшая в избу и чуть не сбившая его с ног.
Буквально через секунду во двор вбежал догонявший пса здоровенный волчина. Увидев человека, волк резко затормозил всеми лапами, остановившись метрах в двух от охотника. Несколько секунд зверь и человек смотрели друг другу в глаза, и едва охотник сделал шаг в избу за ружьем, волк в громадном прыжке перемахнул через полутораметровый забор и был таков.
Однажды поутру мы двинулись в очередной рейд. Собака бежала впереди, рыская вправо и влево. На выходе из деревни Гай погнался за местной кошкой, сразу же устремившейся на сарай, затем с него – на березу. В азарте Гай также по забору попал на крышу сарая и даже сумел преодолеть пару толстых суков на березе.
Кошка, спасаясь от преследования, в испуге очутилась на самой верхней ветке. Мы подошли к дереву, и Евгений стал звать лайку. Гай, поостыв от погони, осмотрелся и понял, что забрался слишком высоко. Он стал повизгивать, поглядывая то вниз на хозяина, то вверх на смертельно напуганную кошку, но спуститься к нам не решался. Хозяин предложил идти дальше, сказав, что лайка в конечном счете самостоятельно спустится и догонит нас.
Прошло еще несколько сезонов, где Гай всегда играл важную роль при выслеживании, преследовании и осаживании зверя. Теперь уже многие другие лайки, участвовавшие в одной с ним группе при охоте на лося, кабана и медведя, обнаруженного в берлоге, учились, как правильно себя вести, чтобы не пострадать от звериных лап, когтей, рогов и клыков, и одновременно так задержать зверя, чтобы подставить его под выстрел.
Как-то поздним летним вечером вернувшийся с работы Евгений заметил, что из дома убегали несколько десятков мышей и крыс. Он решил, что, видимо, соседи установили какие-то приборы для отпугивания грызунов. Перед сном вышел покурить. Гай повел себя очень странно.
Он скулил и хватал хозяина за штаны, стараясь оттянуть от дома в сторону дверцы из вольера. Евгений прикрикнул на него, но обратил внимание, что пес никак не отреагировал на пробежавшую рядом крысу. Это было очень не похоже на Гая. Поднявшись на второй этаж, он обнаружил со стороны соседей дымок. Евгений взял один из двух имевшихся огнетушителей.
Гай все это время скребся в дверь дома и громко лаял. Уже появились языки пламени. Пожар усиливался. Евгений позвонил по «01» и вывез на открытое место свой внедорожник, посадив внутрь Гая, чтобы тот не мешал борьбе с огнем и нечаянно не попал под горевшие обломки.
Минут через двадцать подъехала пожарная машина, но без воды. Пожарники стали тянуть рукава к небольшому пруду возле дома, но те оказались дырявыми. Короче говоря, сгорел весь дом со всем, что было в нем. Уцелели лишь документы на машину, хранившиеся в ней, сама машина и Гай, предотвративший возможную гибель хозяина от огня или от продуктов горения, засни он до обнаружения пожара.
В свою первую охоту на лося с Гаем Евгению пришлось идти в загон. Егеря тоже взяли пару собак. Через несколько сотен метров Гай подал голос. Конечно, Евгений устремился к нему. Лось уходил в сторону, но все же вышел на край стрелковой линии и был взят. Когда все собрались у лося, стрелявший охотник заметил, что Гай после выстрела хорошо остановил лося, вцепившись ему в морду. «Тебе очень повезло с собакой!» – сказал стрелок, обращаясь к Евгению. Последний не ожидал от молодой лайки такой прыти и умения и был очень доволен.
Через несколько недель после описанного случая они отправились на лося, но уже в другую область. Опять Евгения послали в загон с Гаем. Он очень быстро нашел следы и погнал сохатого. Стрелявший в лося, как и в предыдущем случае, обратил внимание хозяина, что его лайка после выстрела прыгнула на лося, вцепившись ему в нос. Гай висел так, пока лось не упал. «Значит, собака становится профессионалом лосятником» – подумал Евгений.
Наконец, при очередной охоте его поставили на номер, а не послали в загонщики. Евгений замкнул цепь из дюжины стрелков. По опыту зная, что зверь может находиться далеко впереди собаки, Евгений настороженно вглядывался в отведенный ему сектор стрельбы. Вдруг что-то треснуло, и он увидел лося. Зверь медленно передвигался в сторону охотников.
Евгений навел мушку и нажал спуск, но лось продолжил бег. После второго выстрела бег замедлился. И тут из леса выскочил Гай. Он вцепился лосю в морду. Тот мотнул головой так, что Гай отлетел на несколько метров, но сразу же вскочил и вновь уцепился в голову падающего лося. Вот каким характером был награжден Гай от своих предков!
Однажды осенью Евгения пригласили на медвежью охоту. Засветло, около пяти вечера, два охотника забрались на лабаз. После нескольких часов ожидания охотники услышали тихое рявканье. Видимо, медведь решил на всякий случай отпугнуть вероятных соперников. Евгений посматривал на овес через прицел и вдруг совершенно неожиданно для себя увидел зверя, уже зашедшего в овсяной клин. Как же тихо тот прошел в десятке метров от их лабаза!
Охотник прицелился под лопатку зверя, находившегося на расстоянии около15 метров, и, задержав дыхание, плавно нажал курок. Гром выстрела расколол ночную тишину. Когда Евгений взглянул на часы, они показывали без четверти двенадцать. Медведь с ревом рванул в лес, сбежав с такой скоростью, что стрелок не успел выстрелить второй раз.
Сосед предложил ждать утра на лабазе и не рисковать, поскольку зверь мог караулить стрелка. Рассвело. Они быстро направились за Гаем, который вскоре обнаружил след, а перед тем оба уже видели капли крови на овсе. Значит, пуля хорошо зацепила косолапого. Через несколько минут они услыхали злобный лай собаки. Около дерева валялся медведь, которого облаивал его Гай. Решив, что зверь готов, Евгений не обратил внимания на положение ушей медведя.
А опытные охотники всегда первым делом внимательно смотрят на голову: если уши прижаты, зверь жив, а если оттопырены в обычном положении – готов. Но и в таком случае рекомендуется выстрелить медведю в убойное место. Евгений приблизился метров на пять, и вдруг медведь бросился на него. Еще секунда, и охотник был бы им подмят.
И тут-то Гай вновь оказался на высоте. Он так сильно куснул медведя за гачи, что тот в ярости развернулся, желая ударить лайку лапой. Этого мгновения Евгению хватило для выстрела. Зверь ухнул и свалился в полуобороте. Подскочивший охотник добавил медведю выстрелом в шею, но зверь уже «дошел». Если б не выстрел хозяина, собаке наверняка досталось бы от мощной медвежьей лапы, и эта охота могла бы стать для нее последней. Но все хорошо, что хорошо кончается. Собака и человек поочередно спасли друг друга.
Немало историй известно о преданности человеку представителей собачьего племени. Эта – одна из них, в память о прекрасном четвероногом друге Гае.