Лица новые – проблемы старые

Беседа с экспертом Альбертом БРАГИНЫМ, почетным членом РОРСа

– Вы один из немногих ветеранов, активно работающих на сегодняшний день как в системе РКФ, так и в системе РОРС. Расскажите, пожалуйста, как происходило создание РКФ и каковы причины раздвоения концепции ведения охотничьего собаководства в новой России.

– В 1990 г. была создана Всесоюзная кинологическая Федерация (ВКФ), президентом которой являлся Э.Б. Бонад, руководитель Белорусского общества охотников. В ВКФ входили представители всех 15 союзных республик. Вскоре произошел развал СССР, и ВКФ была ликвидирована. Начался процесс создания Российской кинологической федерации (РКФ). Об этом периоде лучше всего может рассказать первый президент РКФ Е.Л. Ерусалимский. Я знаю только одно, что А.А. Улитин, председатель правления РОРС, активно помогал Ерусалимскому в создании РКФ.

В публикациях «РОГ» уже были подробно освещены история создания ФЦИ и роль в этом России, принципы проведения выставок и состязаний охотничьих собак, подготовка судейских кадров и многое другое. Более 80 стран мира, включая Россию, – члены ФЦИ. Это главным образом развитые и развивающиеся страны. ФЦИ является международной организацией, и поэтому все ее законодательные акты и утвержденные нормативы обязательны для всех членских организаций. В системе собаководства СССР, в 1952 г., была введена своя концепция по всем направлениям, совершенно противоположная существующим в мире и принятая большинством стран международной системы, практикуемой в ФЦИ. С созданием РКФ все направления собаководства России приняли международную концепцию ФЦИ, кроме охотничьего.

На фоне этих различий разгорелась борьба и непринятие международных нормативов и правил среди охотников-собаководов, которую поддерживало руководство Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» разного уровня, и продолжается она уже более 22 лет. За длительный период более половины охотников-собаководов ушли в федерации РКФ, а часть осталась в РОРСе и ведет охотничье собаководство по правилам 1952 г.


РКФ и РОРС в течение почти четверти века не могут поделить сферы влияния. Причины раздвоения мышления охотника-собаковода следующие:

а) применение РКФ всех нормативных и законодательных актов ФЦИ без учета национальных традиций и особенностей даже в мелочах, хотя Устав ФЦИ не запрещает это делать;
б) полный отрыв всех нормативов РОРС от реальной действительности, даже внутри России, начиная от племенного положения, подготовки кадров экспертов, возрастных групп и классов.


– Как Вы смотрите на будущее охотничьего собаководства России, его перспективы, недоработки, и что, на Ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы оно считалось одним из лучших в мире, как это было в в конце XIX – начале XX века?

– Большинство охотников-собаководов считают, что РОРС является носителем отечественных традиций как в охоте, так и в охотничьем собаководстве. Я всегда придерживался такого же мнения. И могу твердо заявить, что свои национальные традиции охотничье собаководство России теряет из-за позиции РОРС, не терпящей никаких компромиссов, не признающей никаких измений в мире за 25 последних лет, не идущей ни на какие переговоры и сотрудничество с ведущей кинологической организацией страны (РКФ), ну и, конечно же, непробиваемый консерватизм в своих пристрастиях к определенным законоположениям.

Вообще не хотелось бы касаться работы и деятельности РФОС, так как я ее считаю совершенно излишней и деструктивной организацией в системе РКФ. К такому убеждению я пришел не сегодня, а уже достаточно давно.

РФОС стала деградировать, и с 2009 г. этот процесс усилился. Много специалистов-кинологов ушли в другие федерации РКФ. Среди представителей РФОС появилась целая группа людей, имеющих недостаточную профессиональную квалификацию или вообще не имеющих ее. И все это только в одном профильном направлении – в охотничьем собаководстве. Во всех остальных комиссиях и федерациях РКФ никаких серьезных деструктивных действий или решений за долгие годы моей работы в качестве судьи РКФ-ФЦИ и судьи-экзаменатора я не помню.

Ведь не зря же с приходом президента РКФ А.И. Иншакова Россия в мировом кинологическом сообществе по спортивным и служебно-прикладным видам состязаний вышла на передовые рубежи. И только в охотничьем собаководстве царит беспредел и деградация. В любой комиссии РКФ представлено по одному человеку от каждой федерации. Если учесть, что три федерации занимаются служебным и любительским собаководством, то у охотничьего собаководства остается один голос из четырех. Вот и вся демократия. Ни одно решение охотников пройти не может, да еще при непрофессиональных представителях РФОС.

Теперь отвечу на вторую часть вопроса: что нужно сделать для выправления создавшегося перекоса в охотничьем собаководстве России и ее будущего развития?

1) РОРС должна быть представлена в РКФ как отдельная, самостоятельная федерация, призванная заниматься только отечественными и традиционными для России кинологическими мероприятиями (испытания, состязания, выставки). Вся концепция ведения охотничьего собаководства должна быть скорректирована в соответствии с принципами международных требований.

2) Пусть РФОС занимается внедрением международных правил ФЦИ, в частности филд трайлом, чем она весьма серьезно занята в последнее время. Для этого она ввела «своих людей» в спорткомитет, в комиссии по рабочим качествам и квалифкомиссии по рабочим качествам РКФ и даже в комиссию по рабочим качествам ФЦИ с целью завладеть инициативой и насадить это «извращение» полевых испытаний в России.

Если взять ссылки на сайтах, то как раз эти состязания по филд трайлу и проходят в странах, которые наши «нувориши» с удовольствием посещают, когда деньги девать некуда. Этим занимаются только единицы, а нормальные охотники-собаководы это отвергают. Тем более еще не стерлись из памяти народной решения I съезда кинологов в декабре 1925 года, который отверг филд трайл и все, что с ним связано, определил стратегию развития охотничьего собаководства на столетие вперед.

Поэтому пусть РФОС живет в составе РКФ параллельно с РОРС, а через один-полтора года она добровольно самоликвидируется. Она и сейчас представляет собой в системе РКФ маленький клубик в сравнении с другими федерациями, а в условиях конкуренции съежится и исчезнет окончательно.

РКФ, как полномочный и единственный представитель России в международном кинологическом сообществе, должна объединить не на словах, а на деле все охотничье собаководство России. Для этого надо созвать II Всероссийский съезд кинологов только охотничьего направления с одним-двумя представителями от каждого региона РФ, и не из экспертов 3-й категории из числа штатных работников, а экспертов высоких категорий и судей РКФ-ФЦИ.

На этом съезде надо рассмотреть, а может быть, и принять поправки к уставу РКФ, избрать Всероссийский кинологический совет по охотничьему собаководству РКФ, как консультативный орган РКФ. Для решения всех организационных вопросов по подготовке к съезду создать оргкомитет из представителей РКФ и РОРС поровну.

При выполнении этих обязательных пунктов охотничье собаководство России буквально за несколько лет выйдет на передовые рубежи в мировой кинологической системе.

На время этих преобразований, до рассмотрения и утверждения поправок к ним, в соответствии с принятыми на съезде решениями, необходимо на год-полтора объявить мораторий на все изменения правил, положений и других нормативных документов.