Погода была отвратительная: сильный порывистый ветер и дождь. Сильные ветра на побережье Северного моря — обычное дело. Как при таком ветре испытывать собак, я себе не представлял. Однако эксперты объявили, что такая погода типична для этого времени года и ничто не мешает начать. Нам предстояло начинать с работы в поле.
Запустили первую собаку. Черно-крапчатый кобель пошел таким мощным — по-нашему на «девятку» — галопом и так широко, перекрывая все поле, аж дух захватило. Однако после второй параллели собака начала уходить на ветер и в результате пропустила фазана. Вторая собака — коричневый кобель — показала очень хорошую постановку, но узкий — не далее 60–70 метров — челнок и невысокую скорость.
Следующий кобель показал странный поиск — не челноком, а кругами вокруг ведущего. Фазана собаке найти не удалось.
Нам уже этого поля не досталось, так как три собаки прочесали его полностью. Переехали в другое место. Это оказалось поле с травкой высотой в 1 см. Зайца тут было предостаточно, был, кстати, и бекас, по которому Дукс на первой же параллели стал, но эксперты сказали, что в этом случае они оценят только стойку, но не чутье собаки — для этого нужен фазан.
На фоне немецких наши собаки показали лучший поиск по своей постановке, и это пошло им в зачет. И с зайцем собаки справились.
Опять переезд. Останавливаемся у поля с капустой, и эксперты объявляют, что здесь и будем искать фазана.
Удивившись, стал наблюдать. Действительно, фазана в капусте оказалось достаточно, но собаки не могли показать никакого поиска в этой ситуации. Им достаточно было продемонстрировать стойку, подъем птицы и спокойное отношение к выстрелу. Все собаки справились с этим достаточно быстро и легко.
[mkref=1960]
После отработки собаками фазана перешли к подаче потерянной птицы. Суть была в том, что эксперт на участке поля выкладывал утку с таким расчетом, чтобы собаки и владелец этого не видели. Задача собаки была найти и подать птицу ведущему. Собаки с разной степенью успеха справились и с этим, хотя Кристина меня подвела, бросив во время подачи утку на землю, за что и получила 3 балла. На этом испытание собак в поле завершилось.
Опять расселись по машинам, чтобы переехать к водоему. Несмотря на то что уже было около полудня, ветер нисколько не стихал.
Существенным отличием от наших правил является то, что утку сначала кидают в воду, затем пускают собаку и только потом в сторону утки (естественно, с должной безопасностью) производится выстрел по воде. Таким образом имитируется работа собаки по добору подранка с одновременной проверкой ее реакции на выстрел в момент нахождения в воде.
Все собаки в нашей группе в той или иной степени справились с этим этапом состязаний. Несколько собак продемонстрировали активный поиск и подачу с воды, подтвердив высокий уровень подготовки. Некоторые не проявили достаточного желания идти в воду. Мне удалось послать Кристину на противоположный берег только после неоднократных команд, второй раз она в воду не пошла, за что и получила лишь непроходную «тройку», лишив себя I степени. Но это уже можно было считать успехом, поскольку многие собаки не прошли именно воду.
А теперь самое время сделать промежуточный вывод, и он сводится к следующему.
Работа в поле абсолютно равнозначна по важности работе на воде и подаче, и если собака не демонстрирует хотя бы одного из этих качеств на должном уровне, она дисквалифицируется.
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК (SCHAUSUCHE)
В финале Международных сотязаний курцхааров разыгрывается титул CACIT (кандидат в Интернациональные Чемпионы по рабочим качествам). На него выходят 16 лучших, по мнению судей, собак, получивших I степень. На показательный поиск, как и на выставку, собираются почти все участники, так как именно здесь решаются судьбы европейских вязок на ближайший год.
Все собаки выступают в паре на выбывание. В финале собаки демонстрируют исключительно поиск в поле, и если встретится птица или заяц — работу по ним, но если нет встречи с птицей (зверем), работу оценивают только по качеству поиска. Каждой паре предоставляют отдельное поле.
Глядя на финалистов, стало немного тоскливо, потому что действительно ярких собак было очень мало. И если исходить из того, что в финале выступают лучшие, то неизбежен вывод — средний уровень собак не так высок, как ожидалось.
Не укладывался в голове тот факт, что финал — исключительно полевой этап, а прошли в него собаки, не показавшие себя лучшими именно в поле. Словом, Система выглядела в этот момент, мягко говоря, дырявой.
Как тут не вспомнить критику принципов комплексной оценки собаки и не начать сомневаться в самим собой выстроенных идеалах? Передать, что творилось в моей душе, очень сложно — это было полное смятение.
Между тем, по мере выступления пар, круг претендентов сужался. Начала вырисовываться некая закономерность. Выбывали собаки, не показавшие достаточно широкого поиска, не умеющие выстраивать свой поиск под ветер, часто или подолгу разбирающие наброды (что является большим недостатком).
Одна пара — кобелей — не успела даже закончить начатый поиск, так как в один прекрасный момент один из них зашел «на территорию» другого и случилась драка — сняты были оба.
Мы и не заметили, как остались всего две собаки: Тор KS фон дер Валтакке и Олекс KS фон дер Юдебек. Оба кобеля имели титул KS, равнозначный нашему званию «Полевой чемпион». В своих парах они прекрасно продемонстрировали свой потенциал и были как никто достойны финала. А финал по накалу получился захватывающим.
Каждой собаке предоставили отдельное поле. Эксперты расположились где-то посередине, чтобы иметь возможность видеть обоих.
Тор, как машина, уверенно шел правильным челноком на ветер, не обращая никакого внимания на взлетавших вокруг него повсюду бекасов. Олекс, напротив, живо интересовался бекасом, периодически приостанавливался, отмечая сидки.
Оба кобеля ходили по-своему красиво и энергично, и кому достанется победа, можно было только догадываться.
Рожок судейской дудки возвестил окончание запуска. В воздухе витает напряженность...
И вот «приговор»: абсолютным победителем международных состязаний курцхааров (IKP), завоевавшим титул CACIT, стал Тор KS фон дер Валтакке!
Из комментариев судей следовало, что оба кобеля были достойны победы, но преимущество отдано Тору, поскольку он не отвлекался на бекасов и их сидки! ( Напомню, что болотные кулики в Германии запрещены к отстрелу.)
ПОДВОДЯ ИТОГИ
После услышанного и увиденного в голове была полная каша, «оформить» которую в «готовое блюдо» удалось только месяц спустя. И только теперь я могу сделать какие-то собственные выводы.
[mkref=1961]
Во-первых, я сильно ошибся, заподозрив Систему в «дырявости». С одной стороны, да, в финал попали не самые лучшие полевики. С другой стороны — не нужно забывать тех основ, на которых зиждется развитие породы, а именно — стандарта, с учетом исторического предназначения немецкого курцхаара и правил испытаний, в которых повсеместно делается упор на разносторонние качества, и при отсутствии какого-то одного из них собака уже не считается полноценным курцхааром. Наша система направлена на развитие иных качеств, делая упор на поле. Сторонники именно полевого направления постоянно предупреждают об «опасности, идущей с Запада», поскольку, по их мнению, разносторонность затмит собой наши исторические ценности — работу в поле со стойкой. Однако финал IKP наглядно продемонстрировал, что это не так — лучшими стали действительно достойные собаки, показавшие прекрасную работу в поле с не менее достойной работой на воде. Конечно, таких собак единицы, и на их фоне будет много посредственностей, но лучшими будут именно они, и это важно понимать, чтобы правильно расставлять акценты.
Во-вторых, в силу сложившихся традиций система ценностей «у них» существенно отличается от нашей, но не концептуально, а методологически. Можно сколько угодно говорить о том, что фазан это плохой объект для оценки чутья, но Система доказывает обратное: собаки, получившие высокие баллы за чутье, действительно достойны внимания. Что касается испытаний на воде, то и тут немцы на голову выше нас по уровню требований, предъявляемых к собаке.
В-третьих, если у кого-то из соотечественников возникнет желание поехать поучаствовать в немецких состязаниях, то будьте уверены, что ваша собака, прекрасно знающая бекаса, не станет победителем практически никогда. Однако не стоит торопиться с выводом о том, что Система скоро «докатиться» до собак, работающих без стойки, потому что фазан в принципе не способствует ее закреплению. Это не так, так как ни одна собака не будет дипломирована, если она не показывает стойку. А результат финального запуска свидетельствует о том, что и немецкие собаки прекрасно справляются с бекасом, как и наши с жаворонком, хотя последний и не относится к разряду охотничьих птиц. Способность немецких курцхааров адаптироваться к разным требованиям только подчеркивает всю пластичность породы и ее незаменимость в любых ситуациях.
В-четвертых, Система все же не является идеальной, и субъективный фактор, присутствующий повсеместно, играет существенную роль. Говоря откровенно, некоторых собак «тащили за уши», и это было заметно, а в других случаях квалификация судей вызывала сомнение. Да и как добиться единообразия при таком количестве судей и таком же количестве мнений? И часто звучавший на IKP вопрос — а кто судьи в твоей группе? — теперь приобрел вполне конкретный смысл. Поэтому оценки собак и присужденные им степени дипломов далеко не всегда отражают действительность, и по ним трудно сравнивать собак между собой. Но доверие Системы своим судьям — это, я считаю, фундаментальное достижение немцев.
В-пятых, несмотря на большое количество, собак действительно хороших очень мало! Но никакие правила и системы не заменят личных наблюдений и оценок. И если хотите в ходе племенной работы получить качественное потомство с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, верьте только своим глазам и старайтесь чаще выбираться на подобные мероприятия, чтобы, расширяя свой кругозор, иметь возможность оценить нюансы. Система позволяет это сделать, поскольку объединяет под собой собак различного направления и возможностей — все в ваших руках, господа разведенцы! Удачи!