Этот неведомый русский хочет рыже-белого кобеля для работы, а не на диван.
Прошло довольно много времени, потраченного на переписку между Москвой и Голландией, прежде чем Джина (Gina De La Cour des Perdrix), черно-белая сука, отправилась на самолете «Аэрофлота» в Москву. Двенадцати недель от роду, привитая от всех болезней, отважная путешественница летела совершенно одна в свой новый дом — огромную и чужую для нас, голландцев, Россию.
Оказалось, что ее будущий владелец много лет «болен» охотой, всегда держал собак и заочно разделяет нашу любовь к бретонам. Теперь мы регулярно обмениваемся с ним новостями о собаках и их ф отографиями. Он души не чает в своей охотничьей подруге и каждый день открывает для себя новые грани ее таланта и способности к красивой классической работе. Его профессия связана с охотничьими СМИ, и очень польстило, когда он попросил нас написать статью о бретонах для своего журнала. Наконец статья готова, и я с радостью выношу ее на суд заинтересованного читателя. Основой для нее послужил текст, подготовленный мною для рекламного проспекта клуба эпаньоль бретонов Нидерландов, адресованная любителям этой породы. На фотографиях, иллюстрирующих текст, красивые и темпераментные охотничьи собаки — герои статьи.
С предками у Джины все в порядке. Ее родители — настоящие охотничьи собаки. Отец Бруно Россо (Bruno Rosso de L`Ardour) — потомок знаменитого P. Vampire Du Mac D’Eyraud, который в течение многих лет был чемпионом Европы по полевой работе. В 2011 году Бруно показал высшие баллы на полевых состязаниях в Нидерландах. У матери Джины Дони (Douny Ruisseau De Betail) тоже хватает знаменитых предков-чемпионов.
Питомник, где родилась Джина, пользуется большой популярностью в течение последних 35 лет, и не только в Голландии. Его собаки славятся превосходным чутьем, отлично работают по следу и апортируют добытую дичь. Владельцы питомника Эд и Керри Байдженс помимо бретонских эпаньолей разводят эпаньолей французских, среди которых тоже немало чемпионов. Цель Эда и Керри — разведение собак для охоты и участия в полевых состязаниях на национальном и международном уровнях. Они стремятся вырастить идеально сложенных, красивых собак, беспрепятственно адаптирующихся к любым условиям охоты. Им по-прежнему хватает сил неустанно трудиться с новыми собаками и с удовольствием готовить их для охоты и полевой работы.
Бретонский эпаньоль обладает особым характером. Эти небольшие, прекрасно окрашенные подружейные собаки более чем 100 лет назад завоевали любовь охотников и просто любителей домашних животных. Бретонскому эпаньолю нет равных в охоте на куропатку, фазана и вальдшнепа.
Благодаря великолепному чутью, эпаньоль неутомим при поиске птицы и безотказно апортирует добытую дичь. За одно это уже можно полюбить породу. Энергичный, подвижный, сильный, выносливый, смышленый — все эти качества в полной мере присущи эпаньолю. У него крепко сбитое тело, внимательное и умное выражение «лица». Окрас может быть рыже-белый, черный, черно-белый, печеночный, коричнево-белый, серый или трехцветный. Бретонский эпаньоль — живой пример известного французского выражения: «Максимум качества при минимуме количества».
Англичане невольно поспособствовали появлению этой прекрасной породы. Собаки, которых они привозили с собой для охоты в Бретани (Франции), оказались в бретонских питомниках в связи со вступлением в силу новых правил карантина, принятых англичанами в 1901 году. В результате «естественного» скрещивания английских сеттеров с местными бретонскими собаками и благодаря стараниями виконта де Понта Вис (Vicomte de Ponta Vice), появилась порода охотничьих собак «удобного размера», с коротким хвостом, мощным костяком и прекрасными рабочими качествами. Кобель по кличке Бой стал первым эпаньоль бретоном во Франции с зарегистрированной родословной. Это случилось в 1901 году. Виконт был хозяином этого трехцветного кобеля. С тех пор и до настоящих дней популярность этой породы у охотников никогда не падала, и прежде всего благодаря прекрасным рабочим качествам собаки.
До успешного скрещивания с островными охотничьими собаками аборигенные бретонские псы были частью большой группы собак Epagneuls de Pays, довольно часто встречавшихся во Франции. Они использовались в качестве птичьих гончих собак («spioenen») во всех видах охоты, чтобы выследить дичь.
Все они относились к группе «Chien d’Oysel», о которых Гастон Фебус упоминает в своих книгах. Изображение такой охотничьей собаки можно встретить в работах голландских мастеров, таких как Ян Стеен и Жерар Доу. Порода была признана официально в 1907 году благодаря усилиям и энтузиазму Артура Энауда. Он был так поражен умом, выносливостью и рабочими качествами своего рыже-белого бретона, что решил создать четкие рамки стандарта породы.
В том же году всплеск интереса к эпаньоль бретонам привел к появлению клуба любителей охоты с эпаньолями (Club de l’Espagneul Breton a queue courte — клуб эпаньоль бретонов куцехвостых). Позднее он был признан центральным кинологическим советом Франции. Однако с того времени стандарты породы претерпели значительные изменения. В 1933 году более четкими стали требования к загривку, короткому от природы хвосту, форме и размерам головы. В 1956 году черно-белый окрас бретонов был повторно признан классическим, что было определено первоначальным стандартом, а в 1955 году был окончательно указан средний размер собаки: максимум 50 см, минимум 47 см в высоту.
Благодаря своим выдающимся качествам, эпаньоли все чаще стали встречаться в разных странах мира. В 1927 году первые представители породы произвели фурор в Нидерландах. В последующие десятилетия этих собак было не так много, но они поражали всех своими достижениями. В 1967 году любители породы основали в Голландии клуб бретонских эпаньолей. В его задачи входило не только обратить внимание охотников на этих собак, но и начать соревнования по образцу «quete a la Francaize» — французского поиска. Клуб следил и за тем, чтобы эта порода использовалась исключительно в качестве охотничьей подружейной собаки.
Бретонец неутомим, непреклонен и требователен к себе на охоте и дома. Несмотря на свои небольшие размеры, он мужественно преодолевает большие расстояния даже по труднопроходимой местности. И все это на фоне необычайного темперамента и сообразительности собаки. Внимательный отбор производителей по качеству полевой работы, которого придерживались создатели породы и которому следуют сегодняшние заводчики, привел к тому, что в родословных практически не встречаются особи с наиболее распространенными недостатками. Эпаньоль — здоровая, уравновешенная собака, живущая до 15–16 лет. Дисплазия тазобедренного сустава и эпилепсия у бретонских эпаньолей исключены. Они не требуют особого ухода. Помимо хорошего питания, регулярных физических нагрузок, еженедельного вычесывания, собаку необходимо ежегодно прививать от всех болезней и дважды в год гнать глистов. Но гораздо важнее для нее ваше внимание. Эпаньоли социализированны, хотят, умеют и любят общаться с человеком, быстро привязываются к хозяину и остро переживают невнимание.
Эпаньоль — страстная, всегда готовая к охоте собака. В породу заложено природное стремление к широкому поиску. Однако обучение бретона требует особых знаний и усилий. Без них собака может стать «зайцегоном» или же «мелькающим пятном на горизонте». О тех, кто держит эпаньолей, говорят: «У них должен быть стальной кулак в бархатной перчатке». Поэтому эпаньолей надо тренировать с раннего возраста.
Послушание – главное во взаимоотношениях собаки и хозяина или тренера. Дальше уже можно учить собаку стойке и охоте на пернатую дичь или выслеживанию зайца. Конечно, нельзя забывать об обучении команде «апорт!». Важно также не откладывать на потом знакомство с водой. Этот упрямый сгусток рвущейся наружу энергии постоянно нуждается в крайне внимательном и тщательном подходе к себе. Только в том случае, если собака поймет свое предназначение и оценит прелести сотрудничества с человеком, их связь станет абсолютной и безусловной. Эпаньоль будет легко приспосабливаться к работе на любой местности и станет неутомимым и незаменимым помощником охотника. Собаки этой породы успешно охотятся на равнине и в чаще леса, азартно лезут в заросли, идеально держат стойку и приносят добытую дичь даже из воды. В этом бретонам нет равных.