Уважаемый Игорь Павлович!
Вы наверное хорошо помните, как в марте 1990 г. в г. Минске (Белоруссия) на всесоюзном совещании по континентальным легавым, где мы с Вами оба были, был доклад В.К. Ушаковой и содоклад Н.А. Долватовой.
Я выступил прямо с места сразу после окончания их докладов с предложением и даже требованием для континентальных легавых утвердить отдельные правила испытаний, как это есть во всех странах мира.
Сколько тут было споров, разгорелись целые баталии, т.к. на этом совещании оказалось и много островников. А племенной отбор шел тогда только по работе со стойкой, т.к. все остальные виды испытаний, введеные с декабря 1981 года считались и до сих пор считаются второстепенными, что в корне неверно. Одним словом А. Брагин тогда оказался в очередной раз возмутителем спокойствия.
Но если разобраться по существу, то об этом мечтали все предыдущие поколения экспертов, начиная с Менделеевой-Кузьминой, В.К. Сомова и все наше уже состарившееся поколение. Нужно оставить в полном объеме правила со стойкой, предложенные Р.Ф. Гернгроссом и утвержденные на первом Всесоюзном съезде кинологов в г. Москве 4 декабря 1925 года., где всего семь, а не одиннадцать или тринадцать граф расценочной таблицы, а именно:
1 .Чутье – 25 баллов.
2.Быстрота и манера поиска – 20 баллов
З.Стойка – 5 баллов.
4.Потяжка и подводка – 15 баллов.
5.Стиль и красота работы – 15 баллов 6.Послушание (ум и характер) – 20 баллов 7.Общий балл – 100.
Мы все знаем, что Главохота РСФСР курирующая институт экспертов ввела необоснованно без всякого научного обоснования к утвержденным в 1925 г. правилам дополнительные графы таблицы и в основном не отражающие природных признаков, а только приобретенные. Всем экспертам и заводчикам пород известно, что каждая дополнительная графа расценочной таблицы это возможность дополнительной ошибки при расценке собаки.
Ваше предложение добавить еще подачу и выстрел совершенно в России неприемлемо. Во - первых об отношении к выстрелу мы уже говорили выше – это неспособность ведущего к правильной натаске собаки.
О «подаче» в наших условиях говорить тоже проблематично. Все охотугодья отданы в частные руки. Частник, пока не заставит выпустить в угодья дичь, разрешения на отстрел не дает.
Все остальные виды испытаний для континентальных легавых приоритетны и их практически целесообразней проводить по правилам WV-DD. По этим правилам с 1992 г. проводит НАДД в г.г. Екатеринбурге, Чебоксарах и Владимире, а ныне проводятся в Омске, Кургане, С.-Петербурге и др. городах, а также в Казахстане. Обосную их целесообразность:
1 . Эти испытания проводятся и предназначены для селекционных целей породы дратхаар.
2. Эти испытания не имеют права отвергнуть, не признавать или вносить свои «очень нужные» изменения никакая РОРС, РФОС и РКФ, так же не имеют никакого права на запрет или ликвидацию деятельности WV-DD, в лице НАДД на территории России.
3. Немецкие дратхаары, члены НАДД имеют чисто немецкое происхождение и кроме РКФ занесены еще и в племенную книгу WV-DD - двойная защита. Имеют многофункциональное применение, подтверждающееся сертификатами и дипломами.
К сведению некоторых, ратующих за применение немецких правил со стойкой, можно объяснить, что эти правила нельзя принимать к исполнению. Они очень слабы по требованиям. Наш российский дратхаар, получающий диплом 3 степени по действующим правилам 1981 года, по упрощенным немецким правилам может получить д.2 ст., и даже 1 ст.
Наши отечественные правила по болотной и полевой дичи лучшие в мире. По крайней мере, лучше их, пока, еще в мире ничего не придумано. Другим породам континентальных легавых следует, вероятно, тоже работать по правилам WV-DD, поскольку требования к ним аналогичны дратхаару, а лучшего, пока, ни один европеец, кроме немцев, не придумал.
Легашатникам необходимо вспомнить и нашего современника А.В. Камерницкого, не так давно ушедшего от нас, который в своей книге «Полевые испытания охотничьих собак» дал четкое и очень доходчивое разъяснение трем типам направлений развития охотничьего собаководства в мировой системе:
1. Англо-американское охотничье собаководство, где задается цель в первую очередь эффективности собаки и ее действий, где сразу после начала применения этой методики началось расщепление на выставочные и полевые линии. Полевые линии это чисто фильд-тральсовские собаки только для полевых состязаний. Здесь превалирует быстрота скачки, ширина поиска, твердость и скульптурность «мертвой стойки». К практической охоте это не имеет никакого отношения.
2. Немецкое охотничье собаководство. Оно характеризуется чисто результативным. Во главу угла ставилась добыча дичи – любой и в любых условиях. Никакой эффектности и чисто количественный результат добытой дичи.
3. Российское охотничье собаководство. Оно с давних пор шло по собственному пути в «правильной охоте». Всегда наряду с добычей ценилась и красота самого процесса. Неразрывная связь собаки и охоты, красоты и результативности – вот основа российского охотничьего собаководства. Отсюда неизбежно вытекала особая забота о правильности разведения, что заставило наших охотников-собаководов и кинологов ко всем сторонам собаководства подходить с точки зрения племенного породного разведения.
Этим же определяется сложившаяся в России направленность и форма полевых испытаний легавых собак, а позднее и остальных групп пород охотничьих собак. Это не мои слова, хотя я на 100% согласен с ними. Я привел выдержки из книги А.В. Камерницкого и А.Ю. Матушкина «Полевые испытания охотничьих собак», чтобы каждый охотник-собаковод, прочитав эти строки, задумался над сказанным и сделал для себя выводы.
Сегодня российское охотничье собаководство разрегулировано, никем из государственных структур не управляется, предоставлено самому себе и деградирует по трем различным направлениям: по англо-американской системе (фильд-тральс), немецкой системе - вынуждено, за неимением своей более лучшей и умирающей российской системе.
Поэтому заголовком статьи и ставится вопрос: А охотничьи ли наши собаки? Если кто-то захочет меня упрекнуть в приверженности немецкой системе, можно сказать, что у нас в России, пока, лучшего нет и не предвидится. Если под это будут переделывать или изобретать новые правила, то ни меня, ни В. Петрова, ни И. Канавца не позовут для консультации или в рабочую группу по разработке этих правил.
Это сделают т.н. «профессионалы», подвизающиеся в кинологической власти, имеющие еще вчера третьи категории РФОС, а ныне, вдруг, ставшие всероссийскими за 2–3 года, вместо 10 лет по Положению и уже получившие международные категории САСИТ. Поэтому лучше немецких правил у них просто ума не хватит сделать свои отечественные. Следовательно, континенталам надо все делать по правилам WV-DD, а не ждать когда в России родятся свои. Ведь собаки то немецкие, а не российские.
В № 1-2 РОГ за 2013 г. Н.Сорокиным было помещено интервью Мирослава Ненковски, заводчика пойнтеров из Болгарии, собаки которого были неоднократными Чемпионами и Победителями Европейских состязаний по филд трайлу и Большому поиску. Озвучим еще раз неординарные ответы М.Ненковски. На вопрос Н.Сорокина почему англичане не выступают совсем на этих моднейших филд трайлах ответил «у них пойнтеры другого типа.Они большие, они медленные и не двигаются как надо».
Мой комментарий к этому высказыванию: ну да, это у родоначальников породы пойнтеры не пригодные, а вот у так называемых «новых европейцев» пойнтеры самые лучшие - они мелкие, тонкие ,звонкие, почти прозрачные и умеющие скакать15-20 минут на бешеной скорости. Одним словом скакуны для дерби. «Большой поиск - это соревнования для определенных людей . Самое важное –какой владелец этой собаки». Мой комментарий: правильно эти собаки для филд трайла только для избранных , которых в России около10%, но не для рядового охотника.
Теперь о селекции.
Н.Сорокин : А какой вообще смысл в этих состязаниях? Что это лучшее поголовье и оно должно быть эталоном и от него идут лучшие собаки?
М.Ненковски: - отец чемпион, дед чемпион, все чемпионы, а собака практически кретин. Когда она вырастет ее приходится учить стойке. А это проблема пойнеристов, это огромная проблема последних лет, потому что каждый из них хочет только Большого поиска, только ноги.
Н.Сорокин: а как это отражается на чутье?
М.Ненковски: у некоторых племенных линий проблемы. Я взял несколько собак такой крови. Очень плохое чутье, не то которое я ждал от этого. Последнее время очень мало людей, которые думают об этом. Они не делают селекцию на чутье , они делают селекцию на галоп, стиль и только это. Никто не говорит сколько раз собака идет показывать дичь, как далеко она чует, какой у нее ум, как она работает, как легко она натаскивается. А это самое важное.
Мои комментарии. Спасибо Мирослав еще раз за откровения. Полагаю, что всем читателям ясно, что Н.Сорокин и М.Ненковски хотели осветить западное модное течение по филд трайлу и Большому поиску с наилучшей и выгодной стороны в пропагандистских целях. Но эффект получился обратный , сами не подозревая открыли все пороки этого полевого шоу.
Отсюда выводы:
1.Учить пойнтера делать стойку наследственно утерянную- это все равно что импотенту внедрить инстинкт размножения. Поздравляю Вас Господа с таким научным достижением.
2. Когда появляются целые племенные линии пойнтеров-кретинов ( выражение Мирослава) без чутья – это огромное «достижение» филд тральщиков.
3.Охотникам - собаководам теперь должно быть ясно , что потомство от этих филд трайловых собак брать нельзя, даже во втором колене и вязать своих собак с этими титулованными кретинами тем более. Поэтому ценность поголовья наших российских племенных линий будет ежегодно возрастать, как это уже произошло с ирландскими сеттерами.
Кто-нибудь слышал, чтобы российский пойнтер не имел чутья? Вот и приехали с филд трайлом и другими западными «веяниями», а наше «посконное и домотканое», как это назвал г-н Н.Сорокин в статье, оказывается намного лучше. У нас сейчас в России есть целая прослойка желающая как можно дешевле продать Россию и высоко ценящая западные идеи и ценности. Поэтому , чем больше они изощряются, тем более надо сплачиваться вокруг своих ценностей и беречь их.
Что же касается того,что я являюсь судьей РКФ-ФЦИ по восьми видам охотничьих испытаний , по филд трайлу я никогда не аттестуюсь, даже под автоматом Калашникова, т.к. считаю их вредными для охотничьего собаководства.и ведущего к его деградации и не только в России, но и во всем мире.
А.БРАГИН, эксперт всероссийской категории,
судья РКФ–ФЦИ по группам пород и рабочим качествам.