Воспитание и натаска первопольной легавой

В нашей семье все мужчины увлекались охотой

Я уже сорок шесть лет держу собак и считаю себя легашатником. С тридцати лет эксперт-кинолог по охотничьему собаководству. Профессиональный натасчик легавых собак. Я хотел бы поделиться с читателями своим опытом.

Весь процесс воспитания легавой можно разделить на несколько этапов: выбор щенка, первоначальное обучение, так называемая домашняя дрессировка (приучение к основным командам и жестам), полевая подготовка, участие в полевых и выставочных мероприятиях.

В нашей стране в настоящее время представлено довольно много пород легавых собак. Они делятся на островных и континентальных. Описывать экстерьер каждой породы не имеет смысла. В любой книге о легавых собаках можно найти описание экстерьера и рабочих качеств той или иной породы. Все эти породы собак созданы с одной целью — как можно быстрее разыскать затаившуюся птицу и стойкой указать ее местонахождение. О рабочих качествах и особенностях каждой из пород я остановлюсь позже. А пока о приобретении и дрессировке молодого щенка…

Итак, вы решили завести молодую легавую. На какой породе остановиться? Здесь необходимо подумать, где и на какой вид дичи вы намерены охотиться. Одни, к ним я отношу и себя, любят классическую охоту со стойкой. Это — бекас, дупел, коростель, перепел, куропатка, тетерев, фазан, вальдшнеп и др. Таким охотникам я рекомендую пойнтера или сеттера. Другие, наряду с перечисленными видами дичи, предпочитают утку. Им бы я посоветовал завести дратхаара или курцхаара. Первое — начнем с выбора щенка. В любой породе встречаются собаки талантливые, способные и рядовые. Первых всегда немного, но они и являются носителями лучших качеств породы. Советую молодым охотникам приобретать щенка от известных и лучших производителей. Не торопитесь с выбором. Кобеля взять или суку — это дело вкуса, лично я предпочитаю кобелей. Лучше если в выборе щенка вам поможет опытный собаковод, хорошо знающий эту породу и охоту с ней. Если знакомого нет, то возьмите родословную щенка и посмотрите, какие оценки экстерьера и полевые дипломы имеют родители щенка. Брать нужно от собак, имеющих оценку экстерьера “отлично” и полевые дипломы не ниже второй степени. Это является в какой-то мере гарантией, что из щенка вырастет рабочая собака.

Фото: SHUTTERSTOCK 

В сорок пять дней уже видно, как ведет себя щенок. Берите энергичного, любознательного и смелого щенка, избегайте трусливого. Из него редко получается хороший помощник на охоте. Чтобы узнать, какой щенок вам больше подойдет, побудьте со щенками не менее часа и понаблюдайте. И конечно, найдете самого любимого.

Придя домой, определитесь с местом для щенка. Оно должно находиться подальше от центрального отопления и не на проходе. Собака должна знать, где она может уединиться и отдохнуть. С первых дней приучайте собаку к месту. Видя, что щенок наигрался и устал, командой “место!” отправляйте его на подстилку и дайте лакомство. Команда “место!” усваивается быстро, если щенку не позволять спать где попало.

Теперь о кормлении. Семен Исаевич Кремер, известный пойнтерист, говорил: “Экстерьер из миски”. Поэтому кормите хорошо, разно-образно, регулярно и с учетом возрастных особенностей. Не забывайте регулярно прививать щенка от всевозможных инфекционных заболеваний.

Приучение к кличке

Она должна быть короткой и звучной. Установление тесного контакта с хозяином начинается одновременно. Для этого самому следует ухаживать за щенком, кормить, играть, ласкать, давать лакомства, выводить на прогулки, попутно приучая его к кличке, подзывая его к себе ласковой интонацией в голосе. При подходе гладить, произнося кличку. Контакт можно считать достигнутым, если щенок радостно встречает хозяина, виляет хвостом, бежит на кличку, внимательно следит за хозяином и старается находиться рядом с ним. В этот период недопустимо грубое обращение с собакой.

Далее приучайте собаку подходить на свисток. Лучше это делать на улице. Сначала, назвав кличку и скомандовав “ко мне!”, дайте длинный свисток. В начале подход будет на команду, затем, постепенно сигнал свистка заменит ее. На охоте свисток предпочтительнее команды и его слышно гораздо дальше.

Запрещающие и разрешающие команды

Команда “тубо!” или “нельзя!” — основная запрещающая команда. Она необходима для пресечения всех нежелательных действий собаки. Первоначально эту команду отрабатывают при кормлении. Дав собаке немного поесть, оттяните ее от щенка и, повторяя команду “тубо!” задержите кормление секунд на 20. Затем скомандуйте “возьми!” и разрешите продолжить еду. Так поступайте один-два раза при каждом кормлении. Когда команды будут усвоены, перенесите запрещающую команду на все виды нежелательных действий щенка. Если одной команды мало, примените силу с помощью плетки. Это подействует обязательно.

Чтобы ваш любимец не гнал птицу, не посылайте собаку вперед, не подойдя к ней вплотную. Фото: FOTOLIA 

Приучение к ношению ошейника и поводка

Как только у меня появляется щенок, я надеваю на него легкий ошейник или завязываю на шее шнурок. При выходе на прогулку пристегиваю поводок к ошейнику и вывожу щенка гулять. Если он сильно рвется вперед и натягивает поводок, то командой “рядом!” и рывком возвращаю собаку к ноге.

Из команд наиболее сложной и нужной во время натаски и охоты является команда “даун!” или “лежать!”. Кому как нравится. Начнем с нее.

Команды “даун” или “лежать”

Команду “даун!” нужно довести до автоматизма. В итоге — это безопасность вашего питомца. При подводке и подъеме птицы на крыло собака должна остаться на месте, и в этом команда “даун!” ей поможет. Приучаю щенка ложиться с двух месяцев. Голодную собаку подзываю к себе и командую “даун!”. В это время грубо надавливаю щенку на холку и поясницу и заставляю лечь. Одной рукой удерживаю собаку в состоянии лежа, другой глажу и повторяю команду. Подождав десять секунд, даю лакомство. Затем отпускаю собаку. Через некоторое время укладываю снова. И так несколько раз каждый день. Через неделю собака ложится сама. Не забываю про награждение. Постепенно начинаю укладывать собаку на более длительное время, поднимая вместе с командой вверх правую руку. Скоро собака начинает ложиться при поднятой вверх руке. Далее следует укладывать на расстоянии. Взмахом руки укладываю собаку и отхожу на несколько шагов от нее, чуть выжидаю и подхожу к собаке. Глажу и награждаю. И так, постепенно, отход от лежачей собаки довожу до 50 метров.

Команды “вперед” и “назад”

Эти команды отрабатываются на прогулке. Взяв собаку на поводок, иду к месту выгула или натаски. Собака рвется в поле. Отстегиваю поводок и, скомандовав “вперед!”, отпускаю собаку. Так поступаю всегда. Эта команда очень помогает при подъеме птицы на крыло. При отработке команды “назад!” использую десятиметровую корду. Когда собака отрывается на длину поводка, командую “назад!” и рывком возвращаю к себе. Глажу и поощряю лакомством.

Апортирование дичи

Подача важный элемент в работе собаки. Начинаю обучать подаче с трех месяцев. Лучшим предметом для этого считаю подсушенное крыло птицы. Я использую крылья вальдшнепа или куропатки. Начинаю обучение с игры. Беру крыло и провоцирую щенка взять его в рот. Когда он схватит крыло, командую “возьми!” и глажу. Затем командую “подай!” и очень мягко отбираю. Глажу и награждаю. Через несколько дней усложняю задачу. Привязываю к крылу тонкий шнурок длиной 2–3 метра и начинаю провоцировать щенка на игру. Когда тот заинтересуется, бросаю поноску метра на два и командую “подай!”. Щенок хватает крыло и начинает с ним бегать. Я беру в руки шнурок и потихоньку начинаю подтягивать к себе. Щенок с крылом в зубах оказывается рядом, и я забираю поноску и награждаю. Когда собака начинает подавать сама, то шнурок убираю. Затем отработку подачи переношу на природу, где есть простор и вода. Закрепив подачу с суши, учу апортировать с воды. Уложив собаку перед водоемом, бросаю крыло в воду и командую “подай!”.

Опытный натасчик Виктор Селиванов с пойнтером Атосом на охоте по вальдшнепу. Фото: Виктор Селиванов 

Показ зубов

Почти на любой выставке по вине владельцев несколько собак снимают с ринга за невозможность осмотреть и определить прикус. Для того чтобы собака умела показывать зубы на выставках и выводках, ее необходимо к этому заранее готовить. Собаку усаживают перед собой и командуют “зубы!”. Сомкнув челюсти и приподняв верхние губы, покажите прикус, а затем откройте рот и покажите зубы. К этому приучайте с детства.

Это небольшой перечень команд, которые необходимо знать каждой молодой собаке, без которых успешная натаска в поле невозможна.

В этой статье мне хочется рассказать, как я натаскиваю молодых легавых собак. С чего начинаю и к чему прихожу в конце. За сутки до приезда ко мне в натаску собаки я прошу владельца ее не кормить. После приезда и знакомства с владельцем и собакой выезжаем в луга, на место будущей натаски. Гуляя по лугам, я внимательно слежу за собакой и беседую с владельцем с целью узнать о ней как можно больше. На прогулке я узнаю темперамент собаки, послушание, быстроту хода и умение ориентироваться в незнакомой местности. Так проходит наше первое знакомство. Затем, после отъезда хозяина, я внимательно начинаю изучать родословную.

[mkref=3034]

Как эксперт-кинолог и участник многих выставок, состязаний и испытаний легавых, я приобрел богатый опыт и знаю большинство лучших собак за последние сорок лет. Здесь и внешние данные легавой, и тип нервной системы, и результаты, достигнутые в поле.

Внимательно посмотрев родословную, уже могу предположить, чего ждать от своего ученика. Наследственность — великая сила. Она передает не только хорошие качества, заложенные в собаке, но и плохие. И тут стараешься первые приумножить, а вторые свести к минимуму.

Теперь непосредственно о самой натаске. Первая неделя почти полностью уходит на отработку дисциплины. Количеством команд стараюсь не загружать. Приучив собаку к основным командам, я приступаю к основной натаске. Начинаю с поиска. Самым удобным и рациональным является поиск челноком. Для разработки челнока необходимы свисток, длинная корда и кусочки лакомства в качестве поощрения.

Выбрав ровный просторный участок с невысокой травой, пристегиваю к ошейнику корду и, определив направление ветра, укладываю собаку. Отойдя метров на десять, жестом и командой посылаю собаку в поиск перпендикулярно направлению ветра. Сам двигаюсь в том же направлении. Как только собака меня обгоняет метров на 30–40, делаю короткий свисток, она останавливается и смотрит в мою сторону. Я жестом показываю направление хода. Сам поворачиваюсь к собаке спиной и иду в указанном направлении. Она обгоняет меня, и все повторяется. Корда спокойно скользит по траве. Так, раз за разом, двигаясь против ветра, мы разрабатывает правильный челнок. Но это бывает не часто, а только с собаками позывистыми, обладающими уравновешенной нервной системой. Скажу, что всех своих собак натаскивал без корды. Достаточно было дать свисток и указать направление следующей параллели. Это происходило потому, что приучение к командам начиналось с момента появления щенка в доме.

К большому сожалению, в последние годы все чаще приходится натаскивать легавых с возбудимой, неуравновешенной нервной системой, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такую собаку одними командами не удержать. Вот здесь и выручает корда метров на 35–40 длины. После свистка приходится делать сильный рывок кордой, чтобы повернуть собаку на следующую параллель. Иногда встречаются собаки почти неукротимые. После посыла в поиск они, как из пращи, вылетают и мчатся по лугу, не обращая внимания на команды и рывки кордой.

Приучив собаку правильно обыскивать местность, зная приблизительно, в каких местах водится охотничья дичь, начинаю натаску молодой собаки по птице. Лучшими объектами натаски считаю дупеля и перепела. Они хорошо держат стойку и, переместившись, далеко не убегают.

Уточнив, где находится птица, беру молодую собаку на корду и начинаю наводить. Делаю это всегда против ветра. У места сидки стараюсь сделать все, чтобы собака сама подняла птицу. При взлете командами, а если надо, и рывком корды укладываю легавую. Продержав собаку 2–3 минуты в лежачем положении, даю хорошенько обнюхать место сидки.

После непродолжительного отдыха беру питомца за корду, ближе к ошейнику, и иду в сторону переместившейся птицы. Не доходя метров сорок до места посадки, пускаю собаку в поиск. Стараюсь с помощью корды не дать сделать отрыв далеко в сторону. У места приземления птицы слегка придерживаю собаку с помощью корды и даю ей разобраться в запахах. Если собака сделала стойку, я подхожу к ней и, погладив, сразу посылаю вперед.

Как только птица вылетела, командами или рывком корды укладываю. Затем даю хорошенько понюхать место сидки. Может случиться так, что собака не с первого раза станет интересоваться птицей. Здесь необходимо терпение. Стойка — это врожденное качество легавой, но проявляется оно у всех по-разному.

Как правило, стойке предшествует потяжка, а после посыла подводка. А теперь соединим это все вместе, и получится работа. Выглядит это так: собака с быстрого хода галопом по параллели резко развернулась на ветер и, пройдя на потяжке несколько шагов, постепенно замедляя движение, стала. После подхода ведущего и посыла, энергично двигаясь вперед, подняла птицу на крыло. Следует команда “даун!”, и собака ложится. Делается десятиминутный перерыв, и легавая вновь отправляется в поиск. На этом заканчивается первая стадия натаски.

Это значит, что корду можно снять и продолжать натаску при помощи команд и жестов.

Без корды собака чувствует себя свободной, но, помня о рывках кордой, следующих после свистка, первое время слушается хорошо. Но проходит время, и она начинает проявлять излишнюю самостоятельность, не сразу выполняет команды, далеко отрывается от ведущего, а иногда начинает гнать поднявшуюся птицу. Это самое худшее. Почти все молодые легавые после подъема птицы на крыло пытаются схватить ее зубами, ведь она так близко. Если позволить молодой собаке несколько раз погнать, то отучить от этого будет непросто. Болотно-луговая и полевая дичь летит низко, и преследующая ее собака мешает стрельбе. И когда у охотника не выдерживают нервы, может произойти несчастье.

Продолжение следует.