Чтобы стать охотником, нужно любить природу, обладать очень многими существенными качествами. Думаю, что без таких качеств, как уверенность в себе и смелость, лучше в лес не входить. А природа преподносит сюрпризы в любое время года, дня и ночи, в любом месте. Бывает, что забредешь в дремучий лес или болото. Не всегда дело приходится иметь с утками и белками — бывает, и с секачом, и с медведем. Согласитесь, для этого хобби нужно иметь самообладание и мужество.
Ко многим любовь к природе да и к охоте не придет никогда. А многие считают «убийство» животных — злом. На самом же деле это ни в коей мере не «убийство», а добыча, регулируемая соответствующими органами и законами. Охота — это порой нелегкий труд,
и помощниками в этой тяжелой работе являются наши четвероногие братья. На протяжении многих лет охоты немецкие охотничьи терьеры (ягдтерьеры) помогают да и решают массу проблем с поиском и добором зверя. Без них порой не решить задач, поставленных природой.
Сама охота во много повлияла на создание породы. Собака с рождения «обретает себя», а сложности испытывает лишь в том случае, когда ее охотничьи задатки не получают реализации. С этой трудолюбивой породой необходима постоянная работа. Каждый, кто начинает заниматься охотой с этой собакой или кто уже имеет практику в этом деле, бесспорно сам увидит и удивиться специфике работы немецкого охотничьего терьера.
Нелегко выбрать ягда, чтобы собака отвечала всем требованиям и видам охот. Не так уж много собак этой породы с хорошими охотничьими качествами. В настоящее время большая часть собак — «спортивная», которые имеют дипломы высших степеней по разному зверю, но в естественных условиях с ними не встречались. Винить в этом владельцев таких собак нельзя. Они дают возможность своим питомцам видеть зверя на притравках, радоваться с ними спортивными результатами. Но совсем другое дело — в естественных норах.
Извечный вопрос начинающих охотников, какого пола выбрать собаку, часто является спорным как для самого охотника, так и для членов его семьи. Суки больше ориентированы на хозяина, а кобели — на местность. Суки обычно аккуратные работницы, послушны, позывисты, привязанные к хозяину, легче обучаются. Кобели наиболее производительны на охоте, так как гораздо сильнее сук.
Из многих моих помощников хочу выделить кобеля «Ганг Диггера», который вытаскивал лис из нор благодаря своей мощи. В тех же норах суки, работающие хватками, иногда протаскивали зверя, но работа занимала гораздо большего времени. Конечно же, выгон — это идеально для охоты. И если говорить о потомственных рабочих качествах, то примером тому может быть большое количество потомков «Ганг Диггера», которые вытаскивали на охотах из нор лис, енотов (Яркий потомок, унаследовавший потаск – «Рэм» вл. Ельцов И.). Заметив такого рода проявление наследственного инстинкта, охотник должен развивать и сохранять наследственные задатки. Нельзя забывать, что сущность наследования состоит не только в способности живого организма сохранять в потомстве закрепившиеся жизненные качества, но и обеспечение тех же естественных условий для их развития.
Хорошее чутье, интеллект и разносторонние охотничьи качества ягдтерьера сделали его желанным спутником охотника в лесу. Универсальная, многоплановая собака доставляет огромное удовольствие своими работами на различных охотах. Многие из нас в ущерб универсальности охотятся только по определенному виду животных. И при этом собака будет работать с неподдельным азартом из уважения к вам. А другие навыки будут развиваться, но в меньшей степени.
В наше время пушнина стала в меньшей мере востребована охотниками — отсюда и спад интереса к норной охоте. Охота на копытных с этими собаками стала главной у многих моих друзей. Но все же, это норные псы. Бывают случаи, когда ягдтерьер вязко и злобно работает копытных животных, а при появлении лисы переключается на нее.
Злоба и вязкость к зверю тесно связаны между собой. Эти качества могут быть как врожденными, так и выработанными в процессе притравок и охот. Злоба заставляет собаку атаковать зверя. От правильной техники атаки, не подставляясь под удар, во многом зависит, будет ли долго жить и работать собака. Мастерство атак приобретается в процессе обучения и разноплановых охот. А задатки должны быть врожденными.
На лосиных, кабаньих и медвежьих охотах, на троплении по чернотропу вязкость ставится на одно из первых мест. Ягдтерьер, атакующий эту категорию зверей со злобой, большой пользы не принесет. А вот собака, которая будет вязко работать, крутиться, отвлекая на себя внимание зверя, сделает охоту добычливой. Если собака не проявляет вязкости в одиночной работе, то это серьезный повод для сомнений в истинной ее породности, хотя по экстерьеру — она в типе породы. Многие импортированные ягдтерьеры, как правило, обладают врожденной ярко выраженной злобой и вязкостью. У многих моих друзей-охотников, фанатов этой породы, были и есть отличные по экстерьеру, по рабочим качествам собаки, привезенные из различных стран из знаменитых питомников нашей породы. Но и у этой элиты были проколы с привезенными щенками. Это и зубная формула, экстерьер и рабочие качества. Как правило, иностранцы свой генофонд не отдадут, ну если только за малым исключением.
Я же — приверженец наших кровей, проверенных десятилетиями на охотах, на состязаниях, выставках и в жизни.
В ноябре 2011 года мне довелось побывать в Ростовской области. Дон, природа, фазаны, зайцы, горлицы, кабаны и енотовидные собаки — лепота! Приехали на одну из баз. В хозяйской машине заметил двух грязных ягдов, видимо, привезенных недавно после работы в угодьях. Разговорились — точно, собаки два часа работали енота в мелиоративной трубе, но без результата. Нужно отметить, что со времен СССР таких убежищ для лис, енотов у них — километры. В некоторых местах трубы заполнились водой, и не каждая собака пойдет в такой
колодец. Уговаривал хозяина собак долго, чтобы поехать к норе. Тот же уповал на то, что, дескать, если его собаки не смогли, делать московской там нечего. А наших питомцев:
«…с медалями, чистокровных, работающих только в деревянных и чистых норах» он насмотрелся у себя на охотах по разному зверю, да и не только этой породы. Ребята, задета честь нашего региона. Уговорил, поехали!
Едем. В Терезе уверенность на сто процентов, а про себя думаю: «Но ведь две рабочие собаки, которые не просто так свой кусок постоянно отрабатывают, а тут за два часа не достали, да не лису, а енотовидную собаку?» Пока ехали, вспомнился типичный зверь на 17 килограммов, которого Тереза вытащила в прошлый сезон за пять часов из трехъярусной норы. В грязь лицом упасть нельзя.
Приехали. Открыли вход. Собака моментально ушла в трубу размером в диаметре примерно 25 сантиметров. Через какое-то время услышали, что сука перемещается по довольно глубокой воде. И залаяла — дошла до зверя! В мой адрес ростовчанин опять изрек: «Вот и все, на что способны ваши хваленые собаки». А через три минуты показался хвост, корпус, голова собаки, а за ней морда еще живого зверя, взятая по месту собакой. «Почесал поп толоконный лоб» и повез нас на другие норы, где были добыты в этот же вечер еще три енота в том же стиле. Кстати, без единой травмы собаки.
Если енотовидная собака не имеет возможности скрыться или застигнута врасплох, она может оказать сопротивление, огрызаясь яростно, с визгливым рычанием. В следующей норе была именно пара енотовидных собак.
За рюмкой чая хозяин нор так осторожненько попросил щенка из-под моего солдатика охоты Терезы, так удивившей его своими быстротечными работами.
Охотничьи собаки обладают наивысшей степенью интеллекта. А как они смотрят на вас своими «говорящими» глазами! С ними можно разговаривать, делиться сокровенным — общение с хозяином всегда в радость.