Любо-дорого смотреть на ринги английских и особенно ирландских сеттеров, причем как кобелей, так и сук. При таком классном поголовье чувство досады не должны испытывать даже владельцы, чьи питомцы оказались далеко от заветной тройки призеров. А вот пойнтера разочаровали. Полбеды, что в массе своей преобладали утонченно утрированные пойнтерочки. Удручающее впечатление оставили довольно-таки многочисленные особи со вздернутыми носами, наличие которых ряд интернетовских авторов с умилением относит к признакам выдающегося чутья. А мне, глядя на них, сразу же вспомнилось напутствие, данное много лет назад легендарным президентом московского пойнтер-клуба Р.А. Ионесяном, касательно выбора щенка: бери сучку с белой проточкой на лбу, на остальных и не смотри, чутье «фигой».
К сожалению, экспертиза всех возрастных групп шотландских сеттеров проводилась накануне, что свидетельствует о не самых лучших временах породы и, вероятно, об упадке интереса к ней со стороны охотников.
Ринги же немецких легавых оставили двоякое впечатление. С одной стороны, радует, что собак много, но с другой, дратхаары, к примеру, угнетают своей разношерстностью и разнотипностью. Головка ринга в угоду моде и, видимо, под влиянием нахрапистых владельцев различных питомников отдана собакам австро-немецких кровей черного окраса. В середине же — «курцхаароподобные» собаки с жиденькими бороденками и усиками или же собаки, шерстный покров которых почему-то навевает мысли о тримминге, не предусмотренном стандартом. Да и сплошь и рядом торчащие кверху хвосты в стиле «а-ля фокстерьер» также положительных эмоций не добавляют. При подобном раскладе более-менее шерстистым да кофейно-пегим собакам на успех рассчитывать трудно, и если так пойдет и далее, то о немецкой жесткошерстной легавой, выведенной усилиями советских кинологов, в скором времени придется только вспоминать. А будущим владельцам есть над чем призадуматься перед выбором щенка из многочисленных пометов.
У курцхааров дела, несомненно, лучше. По крайней мере нет проблем ни с окрасом, ни с «оброслостью». Но влияние собак, несущих венгерские, польские, финские и иные заморские крови, все же сказывается. На смену слегка горбоносой морде с плавным переходом приходит резкий перелом вкупе с расширенной черепной частью, делающий собаку похожей на ротвейлера. Да и с хвостами опять-таки беда. Не знаю, может быть, в который раз сказывается наше бездумное поклонение западной моде или же купирование доверено ветеринару, для которого доберман-пинчер является эталоном. Но хвостом, укладывающимся в стандарт курцхаара, «заячью дулю» назвать сложно.
Украшением выставки, пожалуй, можно было бы считать ринг выжлецов русских пегих гончих, если бы не его малочисленность — всего-то 10 собак. И, на мой взгляд, только скромность эксперта не позволила ему оценить всех собак на «отлично». А вот о русских гончих, также малочисленных, такого сказать не могу. Оценка «отлично» для многих выжлецов явно выдана на перспективу. Много споров среди зрителей, которых в разы было больше, чем экспонируемых собак, вызвала постановка на первое место выжлеца, у которого высота в крестце была в лучшем случае вровень с высотой в холке, но никак не ниже на
Споры о первом месте, кстати, были и на прошлогодней выставке. Тогда оно было отдано выжлецу, к недостаткам которого зрители отнесли явно выраженную злобность к людям (о чем не скрывал и сам владелец) и резко очерченный чепрак. Все это, к сожалению, дает поводы для суждений, что на экстерьерном ринге выжлецов русских гончих старшей возрастной группы расставляют не собак, а их владельцев.
Малочисленность же лаек никого уже не удивляет. Безусловно, сказывается проведение зимних выставок, на которых собаку можно показать во всей красе, а не в разлиньке.