B прошлом году представители оргкомитета Салона заявили корреспонденту «РОГ», что принято решение о выделении выставки охотничьего оружия, до этого два года подряд проводившейся как часть выставки «Interpolitex», в самостоятельную выставку. Это было, безусловно, правильное решение. Те наши читатели, кому доводилось бывать на предыдущих выставках, согласятся с тем, что объединение этих двух совершенно разных по тематической направленности выставок – полицейской техники и оборудования для охраны государственной границы с охотничьим оружием – было противоестественным. У этих выставок была не только не имеющая ничего общего тематика, но и совершенно разные посетители. Да и сами участники – известные зарубежные производители охотничьего оружия – заявляли корреспонденту «РОГ», что атмосфера выставки «Interpolitex», во время работы которой то и дело завывали полицейские сирены, а бойцы отрядов специального назначения, демонстрируя свои навыки и ловкость, спускались из-под потолка павильона на головы посетителям, не вписывается в общепринятую концепцию проведения выставок охотничьего оружия.
Именно поэтому крупнейшие российские импортеры оружия и решили провести специализированную выставку. Выставка «Оружие и охота» прошла в конце сентября с.г. и имела колоссальный успех. Не умаляя достоинств прошедшей выставки, скажу, что поистине ошеломляющий успех был во многом достигнут еще и благодаря тому, что выставка проводилась в самом центре Москвы, в престижнейшем выставочном комплексе столицы «Гостиный двор». Выставка «Оружие и охота», проведенная за полтора месяца до открытия выставки «Охота и отдых», оттянула на себя практически всех потенциальных участников.
Если в философии по-прежнему сохраняет актуальность закон о переходе количества в качество, то в отношении выставок на оружейную тематику подобное утверждение будет не совсем корректным. В одной только Москве проводятся «Охота и рыболовство на Руси» в январе-феврале, «Традиции и искусство клинка» в апреле и ноябре, «Охота и охотничий туризм» в июне, «Охотничий и рыболовный рай» в августе-сентябре, «Оружие и охота» в сентябре, «Охота и отдых на природе» в ноябре и «Охотничьи трофеи» в декабре. И это только перечисление московских выставок. Не следует забывать о выставке «РОСТ» в Ижевске, выставках схожей тематики в Иркутске, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Сочи...
Всем этим выставкам и их оргкомитетам приходится на одном и том же поле вести борьбу за привлечение участников выставки. А рекламные бюджеты отечественных предприятий не резиновые, да и посетитель выставок становится разборчивым. Голод на информацию и стремление приобрести некогда отсутствовавшие в магазинах товары прошли, благо теперь эти товары есть в изобилии. А то, что временно отсутствует в продаже, можно купить через интернет. Кстати, на прошедшей в Москве выставке присутствовала компания «Мировые охотничьи технологии», специализирующаяся на продаже товаров охотничьей тематики через интернет. Для постоянных читателей нашей газеты эта компания хорошо знакома: ее рекламные объявления часто публикуются на страницах «РОГ» и «ОиР».
Характерен и показателен в этом отношении «Клинок». Если два-три года назад, придя на выставку в предпоследний или последний день ее работы, можно было увидеть, что половина участников уже разъехалась, продав все привезенные с собой изделия, то сейчас все стоят до последнего, до момента официального закрытия. Ажиотажного спроса на охотничье снаряжение больше нет. Выставки должны постепенно трансформироваться от ярмарок в сторону специализированных форумов для специалистов, таких как SHOT Show в США и IWA в Германии.
Участников выставки можно разделить на несколько больших групп. Во-первых, компании, представившие на своих стендах оружие. Это Ижевский механический завод, три оружейных магазина «Арсенал», «МХМ» и «Зверобой» и словенская компания «Ягерсервис», до настоящего времени практически не известная российским любителям оружия. На стенде магазина «Зверобой» свои ружья представляли Петер Хофер и Даниела Фанцой.
Краткость представления оружейных салонов и производителей элитного оружия из Австрии объясняется лишь тем, что они постоянно принимают участие в оружейных выставках и поэтому хорошо знакомы нашим читателям. Тем не менее отмечу, что на стенде компании «Зверобой» можно было увидеть редко встречающиеся на российском рынке модели охотничьего оружия таких фирм как «Дарн» и «Косми».
Представитель компании «Ягерсервис» рассказал, что компания была создана 16 лет назад, но непосредственно производством охотничьего оружия они занимаются только семь лет. Участие в выставке – это первая в истории компании презентация своих изделий на российском рынке. Основные рынки сбыта – это европейские страны, арабские эмираты и США. Оружие производится главным образом под заказ. Объем выпуска ружей не превышает десяти штук в год.
На стенде компании были представлены несколько ружей, достаточно полно представляющих возможности компании «Ягерсервис». Начну свой рассказ с двуствольного ружья с горизонтальным расположением стволов. Модель носит название «Принцесса». Изящество, элегантность и благородство линий этой двустволки полностью соответствуют данному ей названию. Стволы хромированы и допускают возможность стрельбы как свинцовой, так и стальной дробью. Забегая вперед, скажу, что все модели оружия, представленные на стенде компании, имели титулы и были объединены в единую серию «Лорд».
Ижевский механический завод был единственным российским оружейным заводом, принявшим участие в выставке. Участие «Ижмеха» было бы правильнее назвать «обозначенным присутствием». Один из стендистов, отвечая на вопрос корреспондента «РОГ» о том, что нового представляет «Ижмех» на выставке, начал говорить о том, чего «Ижмех» не привез в Москву. И все же на стенде «Ижмеха» можно было увидеть новейшую разработку завода, созданную авторским коллективом под руководством Михаила Драгунова, болтовой карабин, получивший пока наименование «Дракон».
Отсутствие широкого ассортимента экспонатов на стенде «Ижмеха» объясняется в частности тем, что они заняли свое почетное место в экспозиции музея М.Т. Калашникова, открывшегося в Ижевске 4 ноября. Представитель завода выразил надежду, что на выставке «Охота и рыболовство на Руси» экспозиция «Ижмеха» будет более представительной.
Вторую, весьма значительную, группу представляли хорошо знакомые компании, являющиеся постоянными участниками всех выставок оружейной тематики и, естественно, «Клинка». Речь идет о производителях клинковых изделий и российских дилерах крупных зарубежных производителей подобной продукции. Ничего принципиально нового российские производители клинковых изделий массового спроса на выставке «Охота и отдых на природе» не представили. Все те же хорошо известные модели клинковых изделий и все те же подарочные кейсы для полноценного отдыха на природе.
Не менее значительную по численности, но гораздо более интересную с точки зрения посетителя выставки представляли компании, специализирующиеся на поставках охотничьей одежды и обуви. Радует, что практически все предлагают охотникам одежду из тканей и расцветки, специально разработанным для целей охоты. В представленных коллекциях начали появляться предметы охотничьей одежды для европейских охот. (Ну, не принято в Европе охотиться в камуфляже, даже в специальном охотничьем. В Европе существует культура и традиции проведения охот, которые свято чтятся.)
Жаль, что в выставке не приняла участие компания «Хантер», по праву являющаяся одним из лидеров в производстве камуфляжной одежды в России. Как мне стало известно, специалистами компании разработаны принципиально новые образцы камуфляжной расцветки.
А вот компания «Корпус выживания», судя по всему, явно рассчитывала на участие в выставке «Interpolitex». Чем еще можно объяснить появление на ее стенде столь «необходимых» каждому охотнику «подсумка АК 7,62 и 5,45», «жилета штурмового», «платка «Арафатки», а также «ранца для пулеметной ленты с вещмешком»? Вот уж поистине – бухнули в колокола, не посмотревши в святцы!
Что касается второй составляющей названия выставки – непосредственно отдыха на природе, то насколько этот раздел был представительным, я предлагаю решить вам самим. Три участника предлагали сафари в Африке, а еще два участника – причем на одном стенде – зазывали «состоятельных господ» посетить загородный клуб «Эммаус» под Тверью (как вы понимаете, это была тверская туркомпания), а вторая компания – естественно, астраханская – знакомила посетителей выставки с возможностью отдыха, охоты и рыбалки под Астраханью. На этом раздел «Отдых» исчерпывался.
Выставка «Охота и отдых на природе» завершила сою работу. Еще подведет итоги работы выставки оргкомитет, подведут итоги своего участия компании-экспоненты. Образцово работала служба регистрации участников, были организованы и проведены семинары и пресс-конференции для аккредитованной прессы. Оперативно решались все вопросы, связанные с оформлением стендов. Я считаю, что оргкомитет выставки сделал все возможное для ее проведения. Особенно если учесть критическую для проведения выставки ситуацию: буквально накануне прошла выставка «Оружие и охота». Вины оргкомитета и дирекции выставки тут нет. Есть объективные обстоятельства, с которыми не поспоришь. Для успеха любой выставки важны несколько условий – время и место проведения, какие силы стоят за оргкомитетом и наличие весьма и весьма значительных сумм для проведения рекламной кампании.
Если в будущем году выставка «Оружие и охота» пройдет, как и запланировано, в последней декаде октября, то выставка «Охота и отдых на природе», традиционно проводящаяся в первой половине ноября, как это не печально, будет обречена, если только экстренно не сменит тематику, сделав боЂльший упор на отдых и охоту, пригласив туркомпании из регионов России и ближнего зарубежья. Но и это не сможет гарантировать ей выживания: ведь в декабре поводится международная выставка трофеев, в которой по традиции принимают участие турфирмы, специализирующиеся на организации охотничьего туризма, а там уже и февраль не за горами.
А ведь так хорошо все начиналось!