Здравствуйте, уважаемая редакция! Столкнулись с проблемой и хотим о ней поговорить.
Открытия охоты на фазана и куропатку мы ждем с особым нетерпением. Ведь в отличие от других наших охот именно в ней особенно нужны четвероногие помощники, а выходы с ними в поля всегда огромное наслаждение. Сезон открылся и порадовал наличием фазана, за день охоты со своими курцхаарами поднимаем до 15 петухов и более двух десятков кур, добываются только петухи не более трех за выход. А куры только отрабатываются собаками и провожаются одобрительными возгласами, что есть маточное поголовье и мы будем с хорошими трофеями на следующий год.
Если бы не одно «но», но об этом чуть позже. К тому же удивляет численность серой куропатки, в одной стайке от 15 до 30 особей, что усложняет охоту, так как они не держат стойку. Значительно изменились угодья, в этом году как никогда запахали большое количество полей, и дичи пришлось сконцентрироваться в лесополосах. А вот и наше «НО». С 2006 года в наших угодьях образовался Национальный парк «Великий Луг». В небольшом леске создали абсолютно заповедную зону, куда простым смертным и заходить не положено, оно-то и неплохо, дело хорошее, нужное. Построили кордон, дежурят инспекторы, ведут разъяснительную работу с населением, никто не против. Но оказалось мало земель, создали рекреационную зону вокруг водоема в 256 га.
Ничего, нормально, охотимся. Инспекторы помогают за порядком следить – мир и дружба. Да ненадолго, подошло время охотничьего сезона 2007. За неделю в местной газете печатается статья о запрете охоты на некоторых квадратах, но нам ничего непонятно. Вводя в заблуждение, нам объясняют, что в этом году охота закрыта на расстоянии 250 метров от ставка, куда попадают наши фазаны и куропатки, а также пропадает охота на водоплавающую дичь. Обращаемся в районное общество охотников, в областное, нигде нам не могут дать объяснения действиям «Великого Луга», они никому не подчиняются и никто им не указ, но ведь земли отбираются. Хотя и очень хитро, «без вилучення», т.е. как бы и не отобрали, но на этой территории мы должны подчиняться указам ПЗФ. Вот и остались наши охотники у разбитого корыта, берегли, трудились, сохраняли, беспокоились, а теперь убирайтесь в голые степи, что мол, места вам мало.
Не интересует никого, откуда в этих угодьях такое количество дичи, чья это заслуга. А «Великий Луг» теперь шлет в Киев отчеты, какое количество «зверюшек» у них в парках и какие они нужные для сохранения природы. На самом деле народ видит их «работу»; на тех участках, где запрещена рыбная ловля, продолжается беспорядок в виде консервных банок и пластиковых бутылок, во время штормов весь берег устелен погибшими рыбешками, так что в купальный сезон не выйти. Но стоит пацанам раков начать ловить, из кустов является инспектор и составляет протокол.
Вокруг города Днепрорудного, где также стоят знаки ПЗФ, кучи строительного мусора, на это закрываются глаза, денег нет на уборку, наверное, хватает только на пестрые камуфляжные мундиры с погонами да на заработную плату.
В абсолютно заповедных зонах нередко звучат выстрелы и выезжают автомобили с непростыми номерами, ну да, нужные люди, без них земли бы не получили, а на простого крестьянина наплевать, главное – больше площади, а значит, и больше денег на этот никчемный парк. Думали действительно люди, которым небезразлично будущее нашего края, оказалось, просто есть хорошая кормушка, где деньги платят ни за что, ведь нет ни подкормки, ни расселения зверя, только инспекторы с пачкой протоколов. Составляется по любому поводу: дед сено косил на территории заповедника, бабушка глины набрала, где ее еще мать брала. А теперь нельзя: нанесла ущерб природе – будь добра уплатить штраф.
На охоту вышли в угодья подальше от рекреационной зоны, хорошо провели время, через неделю приезжаем, уже инспектор кричит, что и тут запрет. Знаки растут как грибы, но нам никто не показывает какие-либо документы, кроме как издали какую-то портянку, где нечетко просматривается печать этой организации, и все. Мол, подчиняемся только Киеву, но их указаний и распоряжений не видим.
Что нам делать с образованием парка? Участились случаи бешенства лисицы, если ранее УООР контролировало количество рыжих и таких проблем не было, то теперь лиса разводится там, где ее не беспокоят, и наглеет до такой степени, что всей семьей ходит в село, даже во дворе охотника хозяйничает. Хотя в положении о Природном Заповедном Фонде пишется, что они должны регулировать численность зверя. На это получаем ответ, что будут отлавливать. Хотел бы я посмотреть, как будет отлавливаться серая ворона, сорока, лисица, волк. Да, волк – это вообще отдельный разговор, санитар леса, в местной Красной книге. Только этот санитар выходит покушать зайчатинки на поля, на которых мы еще охотимся, пока.
А то уже сельскохозяйственные поля каким-то образом становятся ПЗФ почему-то. Задаем вопрос, могут ли арендаторы этих земель пахать, косить, когда захотят и как захотят? Получаем ответ, что да они не вмешиваются в работу землевладельцев. А вот потропить зайчишку – уж нет, урон природе. Простите, где больше урона, когда по пороше косого вытаптываешь или когда идет бесконтрольная культивация в апреле, июле, сентябре. Парадокс, но...
Вот и сидим у костра и обсуждаем нашу проблему в сотый раз, куда обращаться, кто нам поможет, ведь никому нет дела. Ладно бы польза хоть была, а то на бумаге пишут, а в полях хоть огнем гори. И такое было, тушили вместе охотники с инспекторами, да получили только выговор, что неправильно тушили. Сердце кровью обливается, когда идешь мимо когда-то своих родных угодий, где первая утка добыта, где первая рыбина в 50 грамм поймана. Да только там бурьяны растут, да бродячие собаки и кошки разводятся. Что нам делать? Есть опасность, что на следующий сезон будем ездить за 20 км, а тут дядьки на джипах будут отдыхать, природой наслаждаться да горы мусора оставлять. Кто разберется, куда идут государственные деньги и как они тратятся?
С уважением, В.П. УЗДЕМИР и охотники Васильевского района. Запорожская обл., Украина
От редакции:
Увы, дорогие охотники. Мы можем только посочувствовать от всего сердца, опубликовав «крик вашей души». Как вы сами должны понимать совет, тем более, действие с нашей стороны, могут быть восприняты как вмешательство в дела другого государства.