Давайте же продолжим разговор об использовании на охоте пород собак, безграмотным содержанием превращенных в декоративных.
«Нет числа примерам того, как применение принципов декоративного животноводства безвозвратно губило ценнейшие в хозяйственном отношении породы животных... Мы хорошо знаем о деградации рабочих качеств многих пород собак... Пудели, сенбернары, чау-чау, шотландские терьеры не только перешли из группы пользовательных в группу декоративных пород, но, по меткому выражению крупнейшего этолога К. Лоренца, постепенно превращаются в «умственных недоносков», – писал ученый-биолог Я.С. Русанов в статье «О декоративности в области охотничьего собаководства» в 1976 г.
Правда, Р. Аношин не упомянул еще об одном пуделе. В 1980-х годах победительница Московских выставок черная Катти (владелец Федорова) тоже регулярно охотилась, даже, говорят, и на медведя.
«Когда представляется случай, шотландский терьер проявляет себя как настоящая охотничья собака, которая очень добросовестно относится к своим обязанностям и не церемонится ни с каким зверем, имевшим несчастье спрятаться в норе.
Отлично приспособленный к работе в норе, шотландский терьер активен в поиске, способен доставить неприятность барсуку, лисице или другому зверю. Густая шерсть предохраняет его от острых клыков противника.
Шотландский терьер может выслеживать и выгонять под выстрел дичь, которая обычно прячется в непроходимых зарослях и кустарнике. Повизгивая от удовольствия, он приносит хозяину подбитую дичь или подранка, счастливый от сознания выполненного долга, однако сохраняя невозмутимый вид старого служаки.
Шотландский терьер обладает универсальными качествами домашнего любимца и охотничьей собаки».
Вот какую лестную характеристику можно было прочесть в 1980-е годы в «Справочнике по охотничьему собаководству» Марселя Дукота.
В 1987 г. владельцы шотландских терьеров Подольского городского клуба собаководов впервые провели притравку своих питомцев в искусственной норе Чеховского охотхозяйства. В результате сразу же после испытаний Ульф Скоти Блек (владелец Бутцев) заработал диплом II степени. Еще 9 терьеров данной секции готовились к сдаче экзамена.
В 1997 году на Восьмой Всероссийской выставке охотничьих собак в каталог было записано 12 шотландских терьеров (среди них были собаки с полевыми дипломами).
В 2000 году впервые на 107-й выставке МООиР было записано три шотландских терьера, а в 2003 году – восемь. Среди них чемпион Арда (владелец Смирнова) с дипломами по лисе, кровяному следу, утке и в норе. Начало российской охотничьей тропе отважному шотландцу было положено!
Любители редких норных собак также стремятся по-настоящему работать со своими питомцами. А то взяли моду современные собаководы: закупают приличных рабочих собак за границей и губят их шоу-выставками. Со страниц кинологических журналов именно они не стыдятся давать советы начинающему охотнику по приобретению и использованию собак из своих питомников.
До 1972 года в нашей стране не велось племенной работы с породой английский коккер-спаниель. Первая секция коккеров была организована при Подольском городском клубе собаководов в 1978 году. В 1983 году здесь было зарегистрировано более пятидесяти собак. По желанию большинства владельцев спаниелей была организована натаска собак.
Причем руководство клуба предоставляло транспорт (!) для проезда в охотхозяйство. Часть собак после испытаний заработала полевые дипломы III степени. Но начало полевой работе с английскими спаниелями было положено именно в клубе собаководства, работающем, в основном, с декоративными и служебными породами. Каково? Затем уже подобные секции по работе с английскими коккерами были созданы при МООиР и ВООиР на базе собак Подольского городского клуба собаководов и МГОЛСа.
В 1847 году Х.Д. Ричардсон писал о голубых терьерах (ныне – керри-блю-терьер): «Самой характерной особенностью этих собак, в чем они вряд ли уступят каким-либо другим, является та одержимость, с которой они сражаются и уничтожают жертву». В нашей стране данная порода стала сразу же декоративной. Очень сильная секция была создана впервые опять же в г. Подольске Московской области.
В 1990-х годах появились данные, что Денди Стайл Янг Рикки (внучка знаменитого Монморанси Айриш Хиппи) в 10-месячном возрасте подала с воды своего первого чирка и спокойно реагировала на ружейные выстрелы. Владельцы данного терьера – Т. Волкова и М. Левин. Может быть, у этой собаки тоже были щенки-охотники? Пусть откликнутся через вашу газету.
«К Пете!» – так с юмором посылают современные охотники большую часть собак, обладающих охотничьими родословными, но не имеющими рабочих качеств данной породы. «Pet» – пометка в родословной для собак, не пригодных для выставок и племенного разведения. Подобные животные содержатся только как домашние питомцы (декоративные собачки!) Таких собак в Европе и Америке продают через сеть зоомагазинов.
Есть такое счастье, которое, если верить многочисленной и красочной рекламе, можно купить за деньги. Вот только как это счастье измерить? Есть ли определенная гарантия на такое счастье? Вы угадали – речь идет о покупке щенка.
В 1992 году можно было купить редкую английскую борзую «грейхаунда» за 600 долларов, а привычного для охотника курцхаара за 250 долларов. В 1994 году за 100 000 рублей продавали карело-финскую лайку и ягдтерьера.
При выборе той или иной породы, конечно, сперва смотрят на ценник. А уж потом, что же с таким сокровищем делать дальше? Теперь, впрочем, стремительно пополняются приюты за счет щенков дорогих престижных пород собак. Выкинуть надоевшего щенка или котенка так просто и... безнаказанно.
Главная цель воспитания питомца – получение собаки, приятной в общении, а, значит, и безопасной для окружающих. Монстров хватает и в среде декоративных собачек. И все по вине ленивых владельцев. Кто сказал, что воспитание это только лишь питание животного?
Вот что писал по этому поводу французский журнал для собаководов «Vos Chiens»: «Утрачивая присущую ей издревле роль, собака тем не менее сохраняет в первозданном виде все свои инстинкты, и те, естественно, стремятся непременно вырваться наружу через первую попавшуюся отдушину... Поэтому совершенно неверно полагать, будто бы собачье счастье – ничегонеделание. Точно так же, как и человек, она страдает, когда вынуждена «сидеть без работы, и жизнь теряет для нее всякий смысл».
Счастье собак разных пород заключается в разном, что и соответствует породным свойствам и целям, заложенным при их создании в далеком прошлом. Общее же состоит в том, что из-за недостатка физической активности у любой собаки проявятся нарушения обмена веществ, приводящие к тяжелым заболеваниям, а также к нарушениям психики.
«Другая примечательная тенденция современного собаководства – увлечение дрессировкой. Сегодня владельцы предпочитают заниматься со своим четвероногим другом самостоятельно, как в старые добрые времена ДОСААФа», – неожиданный для многих вывод делает в № 6/2007 журнала «Если у Вас есть собака» редактор Алексей Калашников, довольно известный в нашей стране. Чур меня, чур! Да Вы что, уважаемый!
Конечно, в мире служебных пород в 2007 году действительно были редчайшие события – мастер-классы известных дрессировщиков из-за границы. Но на такие занятия опять же приезжали не все. Хотя нам, охотникам, обидно. А почему для нас не организуют подобные занятия по натаске и европейские мастера из крупнейших питомников действительно рабочих собак?
Так что, будем помогать себе сами? Только на энтузиастах все и держится. И не только у нас в стране.
Польский журнал «Pils» № 5/2007. Здесь опубликована большая статья о киргизской борзой «тайган». Понятно, что главы об истории породы взяты из ряда отечественных источников (В. Гусев, В. Казанский, Ю. Турликов, Е. Шерешевский, Т. Дубинина, С. Матвеев). А далее вот что интересно и внушает очень большое одобрение, даже, скажу, кинологическое счастье за судьбу одной из редчайших пород нашего отечества.
В 2003 году в Норвегию прибыл с визитом президент Акаев. В качестве дипломатического подарка двух щенков тайгана киргизы вручили королю Гарольду Пятому и премьеру Магне Бондевика. Однако ценность подарка омрачала проблема отсутствия родословных ФЦИ.
В 2004 году ФЦИ разрешила регистрировать национальные породы собак для участия в международных выставках. В Польше стали экспонировать тайганов в малом количестве на крупных выставках. По правилам такая порода должна иметь соответствующую регистрацию и на своей исторической родине. В конце 2005 кинологическая организация Киргизии собрала соответствующие документы для предоставления в ФЦИ. Тогда же достигнуты договоренности между Польским клубом собаководства и организацией Киргизии. Вступление Киргизии в члены ФЦИ помогло ускорить регистрацию данной борзой как породы (статус породы очень важен на международной арене).
В 2006 году тайганы были завезены в Польшу через эстонских заводчиков. Эстония также член ФЦИ, поэтому с родословными проблем не было. В 2007 году тайган добрался и до Словакии, Венгрии. На выставке в том же году один тайган завоевал титул Чемпиона Венгрии.
В 2001 году был организован Национальный Клуб Киргизского тайгана в Киргизии. А 2006 год прошел под названием «Год тайгана». Инициатива двух людей – зоотехника и заводчика Руслана Айталиева и Татьяны Дубининой – по вступлению породы киргизской борзой в ФЦИ была успешной.
В России почему-то тайган не очень популярен. Теперь в Польше, к примеру, у него есть вторая родина. А то, что у такой промысловой борзой не будет настоящей охоты в Польше, это не важно. У тайгана и в России ее нет. Зато благодаря опеке польских заводчиц (большинство питомников борзых в Европе содержат женщины) собаки получат достойную физическую нагрузку в виде бегов. Глядишь, скоро закупать тайганов польского разведения придется! Так-то...