Освоение оружия

Ружья в послевоенные годы можно было увидеть разные. В основном сильно побитые, расшатанные, с утерянными деталями. Они умышленно разбирались на отдельные узлы и механизмы, чтобы не сдавать в органы милиции, как того требовалось в военные годы. Приходилось по мере сил доводить их до рабочего состояния.

Именно тогда и приобретался опыт ремонта и доводки оружия. Бойки делались из сверл, винтики и пружинки искали в механической мастерской или делали из пружин капканов, косы или сталистой проволоки. Приходилось комплектовать ружья из разных подходящих узлов и деталей. Например, затвор и коробка от берданы или от трофейного Маузера, а ствол от шомпольной кустарной винтовки «Сибирячки». Ложа делалась из свилеватых брусков березы. Столярным инструментом я поневоле работал с детства, так что здесь особых проблем не было. Труднее было договориться получить доступ к станкам в мастерской…


Трудно было иногда разобрать импортные ружья. Шлицы головок винтов мелкие, сами винты приржавевшие. Закапывали на несколько суток керосин и «на удар» откручивали. Уже в городе повезло, познакомился с оружейными мастерами и многие приемы по ремонту оружия перенял от них. Обзавелся и специальным инструментом: штихелями, отвертками с воротками, тисками большими и малыми, струбцинами, ключами, паяльниками, молоточками, дрелями, наждачной бумагой и т.п. Освоил ремонт и доводку самозарядных ружей. Особенно много было проблем с МЦ 21-12 в период с 1991-го по 1996 год. Детали были с заводскими недоделками, плохо обработанными. Автоматика не хотела работать или постоянно давала сбои. Выпадание патрона под лоток, неподача патрона в патронник, нерасцепление ствола с затвором, невыбрасывание гильзы были частыми явлениями.
Однажды на гусиной охоте у приятеля после первого выстрела стали сыпаться патроны на землю. Он был в отчаяньи. Ведь ружье-то у него было отлажено. Он провозился с ним до вечера. Все напрасно. Ружье никак не хотело работать. И только вечером, разобрав ружье на плащ-палатке, мне удалось выяснить причину сбоев: под правый останов попала наковаленка с капсюля «Жевело». Согласитесь, редкий случай…


Приходилось повышать живучесть ружей ИЖ 27. Устанавливаю опорный вкладыш в перемычку коробки, чтобы он в закрытом ружье упирался впритирку в переднюю поверхность заднего крюка. Подгонка производится по копоти. Живучесть ружья при этом повышается вдвое — с 15 000 до 30 000 выстрелов. Заводы на ружьях «Магнум» и спортивных (штучных) тоже устанавливают такие опорные вкладыши. Такая доработка особенно желательна в тех ружьях, где начинают появляться шат и зазор между казенным срезом стволов и щитком коробки.


Отлаживал и односпусковой механизм ружья ИЖ 27 М 1С. Не производился второй выстрел. Причина — инерционный разобщитель не возвращался после первого выстрела в свое исходное (заднее) положение. Он цеплялся боковой поверхностью внутреннего паза за переводчик. К тому же был увеличенный боковой люфт спускового крючка. Вообще одно время много таких механизмов пришлось дорабатывать. Хотя это устройство вполне надежно и мне нравится.


Проще ремонтировать ТОЗ БМ. Приходилось менять двухперую пластинчатую пружину рычага запирания, регулировал предохранительный и боевой взводы. Менял бойки, укреплял курки на лодыгах, регулировал усилие спусков, выправлял вмятины стволов. Ну и, конечно, менял ось шарнира для устранения шата стволов.
У ИЖ 27 я устранял осечки нижнего ствола. Тому есть несколько причин: во-первых, по нижнему бойку курок наносит удар своей серединой, второе, курок часто задевает за внутренний вырез головки приклада и этим притормаживается, и третье, не отрегулировано отбойное действие нижнего конца толкателя боевой пружины (отбойное действие велико). Здесь нужно было поэтапно подчищать этот нижний конец толкателя. При этом надо было следить, чтобы боек не вышел за срез щитка колодки.
У ТОЗ 34 изготавливал боевые пружины из сталистой проволоки, выправлял деформированные рычаги взведения. Этот недостаток вообще был большой бедой этого ружья. Если рычаг погнут (при неумелой разборке ружья), то его нижний конец не выходил из фигурного выреза муфты стволов и ружье не разбиралось. Погнутый рычаг мог и не развернуть курок, не поставить его на боевой взвод. Менял и погнутые флажки. Устранял шат стволов и просвет между казенным срезом стволов и коробкой (подкладыванием фольги под щиток).


У расхлябанных двустволок выбивал ось шарнира, развертывал отверстие и запрессовывал новую ось увеличенного диаметра. Затем по копоти подгонял полуцилиндрический вырез переднего крюка.


Подгонял вкладные стволики под канал ствола. Здесь главное, чтобы вкладной стволик не «хлябал» в стволе-носителе, а составлял бы с основным стволом общую массу. Иначе вибрирующий стволик (например, калибра 5.6 мм) будет давать нестабильный бой. Положение стволика должно быть фиксированным в канале ствола.


С вкладышами вообще-то экспериментировать не советую категорически. Во-первых, надо исполнять «букву Закона», а во-вторых, много ружей попортили, стреляя из стволиков калибра 7.62 мм. Трение пули о канал нарезного ствола (к тому же зачастую ржавого) очень велико, и нарезной стволик можнет утянуть в ствол ружья. Или отрывает сам ствол от колодки. К тому же стенки патронника после обработки нарезного ствола уже не соответствуют тому давлению, которое развивает порох. В любом случае ружье испорчено…
Иногда заводы поставляют вместе с ружьем гладкоствольный вкладыш 28–32 калибров, для отстрела мелких пушных зверьков. Его номер вписывается в паспорт ружья.
Довелось с высококлассными специалистами изготавливать дубликаты дробовых стволов охотничьих ружей. Там я приобрел навыки обработки каналов стволов, припайки крюков, спайки стволов между собой под определенным углом, оксидировки стволов. К сожалению, с развалом в начале 90-х гг. многих заводов теперь эти станки разобраны…
Если вы не обладаете устойчивыми навыками по доводке механизмов ружей, не советую самостоятельно чего-либо подпиливать, укорачивать, изменять в ружье. Скорее всего, можно испортить узел или механизм. Отвезите ружье мастеру. Для начала хотя бы проконсультируйтесь с ним.