Звонок был достаточно поздний. Объяснив причину такого вторжения, я попросил его ответить на ряд вопросов, касающихся породы, ее состоянию на Урале.
Вопрос не просто разбудил Виктора. Видимо, ненароком я наступил на больная мозоль. Все остальное, что я услышал, была длинная речь с матерными междометиями. Главный вывод из всего услышанного — идет целенаправленное наступление на охотничье собаководство. Под ударом находятся все породы охотничьих собак. Но оставим эмоции. Обратимся к фактам.
Факт первый. Приятный.
В 2006 году вышла книга Германа Георгиевича Агеносова — кинолога, эксперта Всероссийской категории по гончим и лайкам, эксперта первой категории по легавым, эксперта второй категории по спаниелям, а еще — педагога, филолога и т.д. «Русский испанец — спаниель».
Книга посвящена не только истории породы, но и выращиванию, воспитанию, натаске и охоте со спаниелем на разные виды пернатой дичи, от перепела до фазана и глухаря. Для тех, кому интересно, найдите книгу, уверяю вас — не пожалеете!
История уральской генерации спаниелей началась с Минора-1150/с Н. Валова, чемпиона 5-й Всероссийской выставки 1972 г., чемпиона Ленинградской и Московской выставок 1970 г., обладателя четырех дипломов первой степени, трех дипломов второй степени и пр. Почему я начал с Минора? Собака-то московская.
Верно. Но верно и то, что сын Минора — Ажик-Минор-1329/с Г. Агеносова получил от отца и передал потомкам свои лучшие породные качества. Именно: «Через Минора сложилась линия Ажик — Минора, эффектная продуктивность которой проявилась на межобластных состязаниях и Всероссийских выставках», — пишет
Г.Г. Агеносов и продолжает: «Чтобы не быть голословным, привожу документальные данные:
1993 г. — матчевая встреча между ВВО ЛенВО и секцией спаниелей Екатеринбургского ГООиР — при 4-х дипломах второй степени — победа екатеринбуржцев;
1994 г. — состязания между ВОО ЛенВО, Ленинградского областного ООиР и Екатеринбурга. Победа Екатеринбурга при одном дипломе второй, второй-третей степени и снятой за угонку Руты-2775 В. Григорьева;
1995 г. — чемпионат «Спаниель Клуба РФОС», два диплома второй степени и одной собаки — без диплома (одна встреча с птицей);
1996 г. — чемпионат «Спаниель клуба РФОС; победа ЕГООиР при двух дипломах второй и одном — третьей степени». Вопросы?
Жизнестойкость линии Ажик — Минора 1329/с проявилась минимум в 14 его потомках при имбридинге на Ажика, в разном сочетании. Анализ был проведен В. Поддубным.
К началу 1990–2000 годов на Урале, и не только порода РОС оформилась окончательно.
Я просмотрел все публикации в «РОГ», фотографии спаниелей из разных регионов и пришел к выводу: мы получили породу. Ушла разнотипность, грубость колодок и голов, разношерстность.
Можно было смело заявляться на любые международные мероприятия, как на выставки, так и на полевые состязания. Но...
Факт второй. Печальный
Существование любого вида определяет его численность. То же можно сказать и о породах животных, в т.ч. и собак. Если рассматривать численность вида как основу его существования, картина в породе РОС уральской генерации вызывает тревогу.
С 2006 по 2010 год в Свердловской области был зарегистрирован 991 спаниель (198 в год в среднем) при наибольшем количестве — 286 голов в 2007 году. А вот за период с 2011 по 2015-й — всего 595 (119 — среднегодовая численность). За последние три года зарегистрировано всего 8 пометов с общим количеством 43 щенка!
Извечный русский вопрос: кто виноват и что делать?
Причины и объективные, и субъективные есть, никуда от них не деться. Но вот закономерность: Приказом Минприроды РФ от 16.11.2010 № 512 утверждены «Правила охоты», п. 46 раздела 4 «Требования к охоте с собаками охотничьих пород и ловчими птицами» — ...Обучение (натаска и нагонка) охотничьих собак осуществляется... в сроки, предусмотренные настоящими Правилами».
Это значит, что натаскивать собаку я могу с 25 июля! Только в 2014 году, не без давления кинологической и охотничьей общественности, приказом от 04.09.2014 г. № 383 внесены изменения в п. 46 Правил — «натаска и нагонка (охота на «болотно-луговую» дичь без охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия разрешается — в период с 10 июля по 24 июля».
Благодетели наши! Только вот за эти четыре года численность спаниелей в Свердловской области сократилась со 164 в 2011 году до 107 в 2014-м!
Отсюда следует факт третий. Последнее выступление команды Екатеринбурга было в Рязани, в 2009 году. Третье место. Затем последовал 2010 год с известным Приказом 512... И в без того небогатых на болотно-луговую дичь угодьях стало невозможным готовить собак к серьезным мероприятиям без риска стать нарушителем Правил охоты. Собачий век короток. Потеря любимца и помощника — трагедия для охотника и его близких.
Уходят и люди. В 2012 году скончался Г.Г. Агеносов, в 2015 году в Нижнем Тагиле умер В. Коровин, энтузиаст, любитель породы. Спаниелей в Тагиле не стало. А это был один из центров разведения породы в Свердловской области.
Такое положение сложилось не только у нас, где породой занимались и занимаются. На выставках в областях Уральского ФО и в Башкирии выставляются по две – четыре головы.
Можно было бы сколь угодно пинать Минприроды. Но есть и причины, негативно сказавшиеся на породе и породах охотничьих собак. Одна из них, в частности на Урале, отсутствие статуса Республиканской выставки в Екатеринбурге.
До сих пор я так и не услышал внятного ответа, почему, на каком основании сняли статус Всероссийской выставки? Недостаточно экспертов? Нет необходимого количества собак? Или это распри, существующие между РОРС и РФОС?
Выставки дисциплинируют владельцев собак, держат их в тонусе. На выставках идет обмен опытом разведения и полевой работы. Только на крупных выставках будущий охотник может увидеть и выбрать для себя породу.
В конце концов, это праздник души для людей в нашей не такой уж радостной жизни. Нет — все сведено к монопородным выставкам. Областная выставка, пусть и с открытым чемпионатом, проводится раз в три года!
Повторюсь, собачий век короток! И не пора ли пересмотреть отдельные подходы в разведении собак? 65 лет — это труд десятков людей, надо с уважением относиться и к тем, кто занят породами охотничьих собак, и к тем, кто уже ушел.