Есть приманки круглогодичные, а есть – сезонные. Джиг, например, принципиально работает в течение всего года. А вот вращающаяся блесна – на нее ловят прежде всего летом. Лето – вот оно – все впереди. Поэтому самое время вспомнить о «вертушках». Сегодня мы сделаем это применительно к малым рекам.
УПЕРТОСТЬ ИЛИ УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ?
На «вертушки» сейчас ловят все или почти все, для кого спиннинг не замыкается на питерской алюминиевой «палке», «Невской» катушке и «Клинской» леске. Другое дело, что одни обращаются к «вертушкам» эпизодически, другие же, напротив, крайне редко выходят за рамки этого класса приманок.
В зацикленности на вращающихся блеснах можно усмотреть и банальное желание идти самым легким путем (ведь «вертушка» проще в освоении, чем другие разновидности приманок для спиннинга), и здоровое, в общем-то, желание овладеть методикой ловли на «вертушки» в максимальной степени. Среди моих знакомых есть несколько человек, которые принадлежат именно к этой второй категории. Я поэтому сразу хотел бы заметить, что разбираюсь в теме охоты с «вертушкой», наверное, не так глубоко, как эти узкие специалисты. Тем не менее, я позволю поделиться своими наблюдениями и соображениями на этот счет, но при том оставляя многие вопросы открытыми – возможно, кто-то из наших читателей сочтет уместным изложить свой подход к ловле на вращающиеся блесны на небольших речках.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В КОРОБОЧКЕ
Давайте для начала скажем несколько слов о том наборе блесен, которые нам следует взять с собой, – в предположении, что это будут «вертушки» и ничего кроме.
Здесь самое верное – руководствоваться правилом разумного минимума. Когда я летом на целый день отправляюсь на малую речку, я редко беру с собою более десятка блесен. Если речка хорошо знакома, то заранее известно, на какую рыбу (вид и размер) следует главным образом рассчитывать, потому и модели, и величины блесен подбираются вполне конкретно.
Вот, например, вы знаете, что в вашей речке основная хищная рыба – щука весом в среднем под килограмм, а в дополнение в ней – есть голавль, в среднем граммов по четыреста. Соответственно, комплектуя коробочку, мы кладем туда блесны номеров со второго по четвертый.
Более мелкие или более крупные, если и потребуются, то в редких случаях. Например, не заладится со щукой и с полноценным голавлем, можно, поставив «нулевочку», потягать голавликов поменьше. Но нужно ли?
Вот к чему следует отнестись максимально ответственно, это к подбору моделей блесен. Если в стоячке вам вполне может хватить почти на все случаи «Кометы» или базового «Блю Фокса», то на реке надо иметь как минимум три принципиально разных типажа «вертушек», и разница здесь определяется оптимальным для каждой конкретной блесны направлением проводки по отношению к течению.
Для проводки против потока можно взять, к примеру, классический Rooster Тail и особенно – Моsca Graffy. Проводка в поперечном направлении – здесь выбор побольше, я сам чаще использую ДАМовский «лонг«, «Mosca Rastel» или «Doouble Loon».
Самый непростой вариант – подобрать блесну для проводки вниз по течению. Иногда здесь достаточно обычной «Аглии», но довольно часто возникает потребность в подчеркнуто облегченных «вертушках»...
ТОНКОСТИ «АПСТРИМА»
...Метод ловли, когда могут принести большую пользу предельно легкие «вертушки», принято называть «апстрим». Термин этот, происходящий от английского «up stream» («по потоку»), очень может быть, вам знаком, поскольку часто употребляется в рыболовной литературе.
Изначально он касался форелево-лососевой рыбалки, теперь же – используется шире.
Основная предпосылка «апстрима» – характерное положение рыбы, стоящей на течении. Не важно, хищник ли это в засаде или какая-то абстрактная рыба на отдыхе, но позиция почти всегда одинакова – головой против течения. Угол обзора рыбы – около 300о, и позади нее имеется мертвая зона, со стороны которой можно подойти незамеченным с большей гарантией.
Я знал о том давно, но как-то не особо верил, что этот принцип и в самом деле работает. Вера пришла после одной-единственной рыбалки, состоявшейся лет семь назад. Сначала я пытался поймать голавля, продвигаясь вниз по течению. Это было легко и удобно – то есть продвигаться было легко, но не поймать...
Потом я решил-таки развернуться и, хотя двигался по тому же самому участку, по которому прошел совсем недавно, и блесну пришлось вести быстрее, чем хотелось бы, стал таскать голавлей одного за другим!
Психологический рубеж был преодолен, и с тех пор, когда выпадает ловить на «вертушку» на маленькой речке, стараюсь придерживаться метода «апстрим». У метода есть две принципиальные разновидности – ловля с берега и взабродку.
Береговой вариант – он как-то попроще. Вы передвигаетесь вдоль реки, побрасывая перед собою блесну. Я часто пользуюсь этим методом ловли в паре с ловлей на джиг: когда иду вниз по течению, облавливаю джигом ямы, а когда – обратно вверх, прокидываю «вертушкой» участки со средними глубинами.
Но здесь нередко возникают проблемы – из-за того, что далеко не везде берега легко проходимы. Точнее – в начале лета еще пройти по берегу как-то можно, а вот к июлю крапивно-полынные дебри делают это почти невозможным. И тогда уже ничего не остается, как перемещаться по воде.
Какая для того требуется экипировка – зависит от конкретной речки – от уровня воды, глубин и т. д. Иногда можно обойтись и болотными сапогами, но чаще все-таки требуются вейдерсы. Впрочем, когда тепло, можно раздеться и ловить в пляжно-купальной форме одежды. Только вот что-то типа сандалий на ногах иметь не помешает – на дне камушки острые могут быть, и не только камушки.
Ловля по методу «апстрим» с продвижением по воде – не быстрая. Обычно за час проходишь с километр от силы. Торопиться здесь уж точно не надо.
Поначалу трудно бывает свыкнуться с мыслью, что к рыбе таким методом можно подойти очень близко. Но это и в самом деле так. Даже к ручьевой форели, этакому эталону осторожности, можно подойти метров на семь-восемь. По крайней мере, у меня в памяти несколько случаев, когда дальность заброса, в силу стесненности условий, была заметно менее десяти метров, но форель (дикая, кстати, а не из питомника) решительно брала приманку. А про щуку и говорить не приходится.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ «АПСТРИМОВСКИЕ» БЛЕСНЫ
Давайте теперь вернемся к тому вопросу, который был обозначен чуть выше: какова должна быть блесна для «апстрима»? Понятно, что с учетом проводки по течению, она должна быть легкой. Насколько легкой – здесь возможны варианты. Стоит иметь, например, в виду те из «вертушек», у которых в их оригинальном виде нет подгрузки – ни на оси, ни спереди.
Или вот, среди блесен Rooster Tail есть такая интересная серия «Lite», в которой вместо груза на оси сидит цилиндрик из вспененного пластика.
Основное предназначение подобных «вертушек» – ловля в «жабовниках» с минимальной скоростью проводки в самом верхнем слое воды. Но и в нашем случае они полезны, поскольку для нормального вращения лепестка такой блесны достаточно вести ее лишь самую малость быстрее движения потока воды.
Но все же чаще всего при ловле по методу «апстрим» я пользуюсь «вертушками», построенными по обычной схеме, только с относительно более легким осевым грузом. Например, снимаю с блесны четвертого номера штатный груз, а вместо него ставлю осевой груз от аналогичной «вертушки» номера второго. Ну или что-то другое в том же духе. Пара таких «полуоблегченных» блесен у меня всегда найдется в коробочке с «вертушками». А если планирую целый день посвятить «апстриму», то к двум «дежурным» блеснам этого типа я обязательно добавлю еще по крайней мере столько же.
«НЕПРАВИЛЬНЫЙ» МЕТОД
«Апстрим» – это в большинстве случаев эффективно. Даже, я бы сказал, модно и престижно. Можно ведь пустить пыль в глаза, бросив где-то в рыбацкой компании фразу: «А я на днях пяток голавлей «заапстримил», не говоря уже про щурье всякое...»
Но бывают ситуации, когда этот метод применить сложно чисто физически, и прежде всего – на реках с очень сильным течением. В таких условиях даже самые легкие блесны с максимально легким вращением, если вести их вниз по реке, требуют сверхбыстрой проводки. Сильное течение ставит «апстрим» на грань целесообразности, а порою и за гранью. И тогда от него приходится отказываться.
У меня так получилось, что я столкнулся с такими условиями на Кавказе (в средней полосе просто нет горных речек), а вскоре – и в Италии. Там и там объектами ловли были две рыбы – голавль и ручьевая форель. А чуть позже, когда довелось поучаствовать в форелевом чемпионате, соответствующий опыт пригодился.
Суть метода ловли в таких условиях такова. Перед вами течет горная речка. Точнее – не течет, а с ревом несется вниз. Местами, конечно, есть затишки, и им однозначно стоит уделить внимание, но большая часть реки – это «труба» с бешеным течением почти по всему своему профилю, только вот под берегами оно потише. С каждой точки имеет смысл сделать по два-три заброса чисто вниз, с проводкой вдоль своего берега, и по три-четыре – под противоположный берег. Правда, на забросах под противоположный берег эффективная часть проводки – это буквально два-три метра, потом «вертушка» попадает в поток и прибивается к нашему берегу. Вдоль него, на заключительной фазе проводки, тоже иногда берет, но уже реже, поскольку рыба, стоящая в этом месте, уже успела выразить свое отношение к блесне на первых забросах.
Далее – перемещаемся, не так важно, вверх или вниз, и повторяем ту же последовательность забросов. То, что при такой ловле рыба смотрит в основном на рыболова, не так уж и критично, – ведь сильное течение нас маскирует.
Блесны для такой ловли иногда тоже бывает полезно доработать – также, как и для «апстрима», только с точностью до наоборот: меняя осевой грузик на более тяжелый.
ТУДА-СЮДА
Рискну предположить, что большинство из читающих эти строки ловят рыбу не в тех краях, где с гор бегут быстрые реки. Поэтому, говоря о ловле на «вертушку», обратимся к одному из тех типов рек, что характерен для обжитых равнинных районов.
Представьте вот какую картину. Есть большая судоходная река – с плотинами и шлюзами, то есть река зарегулирована. И есть притоки этой реки. На предустьевых участках этих притоков (протяженностью порядка одного-двух километров) ощущается влияние основной реки, а именно: подпор воды из-за работы шлюзов время от времени сильно меняется.
Это проявляется вот каким образом. Вы ловите на маленькой речке и вдруг замечаете, что течение в ней или заметно усилилось, или, наоборот, почти остановилось, или даже пошло в обратном направлении. Чем ближе к устью, тем сильнее это выражено.
Я мог бы назвать явным образом несколько таких речек, впадающих в Москву-реку и Оку, но не буду совсем уж облегчать вам задачу. Лучше сами прикиньте, о каких именно идет речь, если вам оно интересно. В качестве подсказки: сильнее всего эффект обратного течения проявляется на тех речках, которые вливаются в основную реку ниже расположенных на ней гидросооружений и максимально близко к ним.
Теперь настал момент ответить на вопрос: а какой у нас, собственно, может быть ко всему этому интерес? Все здесь предельно просто: рыба на таких участках речек (и щука – в первую очередь) клюет прежде всего в те короткие интервалы времени, когда течение отличается от своего стандарта. И поклевок, опять же – по опыту, больше всего в таких случаях бывает на вращающуюся блесну. Отличие от стандарта – это чаще ускорение течения, реже – перемена его направления на обратное. При том что эти явления занимают лишь процентов десять от всего времени рыбалки на предустьевом участке реки, на них приходится порядка трех четвертей всех поклевок.
И если вы заметили, что с течением что-то произошло, постарайтесь эффективно использовать это время. Не отвлекайтесь на перекуры и чередование приманок. Ставьте «вертушку» универсального плана – например, «Лонг» второго или третьего номера, и делайте результат.
ПРОГНОЗ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Я пишу эти строчки за неделю до начала календарного лета и имею определенные основания сделать прогноз на предмет сроков, когда же в этом году хищник (в первую очередь – щука, во вторую – окунь) начнет стабильно «кушать» на малых речках вращающиеся блесны. Здесь многое определяется погодой в последний весенний месяц.
Этот май выдался в нашей средней полосе в целом холоднее климатической нормы. Характерно, что сегодня я был на малой речке, и ни на что иное, кроме как на джиг, щука не клевала. По опыту прежних лет с прохладным маем, перестройка в модели поведения щуки, после которой она будет хорошо ловиться на «вертушку» (а заодно и на активные воблеры), придется уже на вторую половину июня. Так что любителям вращающихся блесен в этом году придется еще немного подождать.