От пикера до матча

Собрались мы на пруд с разными снастями. Кто чем привык ловить, но снасти все мощные. А товарищ с недавних пор занялся ловлей матчевой удочкой.

 

Нет, если серьезно, снасть интересная. Только кто из нас не пробовал, все бегучая оснастка получается, тоже еще с советских времен технология. Все, в общем-то, похоже, но тонкости свои, конечно, есть. Зайдешь к товарищу, а он все вымеряет чего-то, пыхтит в усы: «Так, огрузка четыре плюс два… Доба-а-авляем в оснастку два грамма дробин».

Наконец мы в пути. Мелькают понурые вороны на проводах, над шоссе висит грязная рвань. Как всегда: неделю палило солнце, и небо синело прозрачное в белых барашках облаков. А к выходным приволоклись откуда-то тучи, похожие на пухлые синяки, и прыснули дождем. Дождь вскоре кончился, но серая погода установилась, видимо, надолго.

За карпом с матчем

На пруду зашвыриваем, кто во что горазд. Кто – спиннинг с кормушкой, кто крепкую поплавочную удочку с безынерционной катушкой, а товарищ, конечно, свой матч приготовил. Сел на стульчик, подставки воткнул, удилище трехсекционное на них выложил, а рядышком – какие-то этажерки под насадки. Так у него все по-домашнему уютно и основательно вышло. Не то что у нас, троглодитов, вместо удочек стаканы расставляющих – за приезд… Пообедали, а там и рыбачить пора.

Мы уже по одному карпику граммов на триста поймали, а товарищ все чего-то воду мутит странной удочкой с большим поплавком. Бровку ищет. Затем, смотрим, шары полетели с прикормом в воду рядом с поплавком. А потом свистнул товарищ леской и рядом с поплавком-маркером уже красная вершинка поплавка «ваглера» закачалась. Ткнул наш товарищ вершинкой в воду, притопил свою плотную леску и замер, глядя на поплавок. Но тот лишь покачивался метрах в двадцати от берега.
Мы же таскали в это время карпиков. Они брали на обычные поплавочные удочки за полосой тины.

Но пришло время и «ваглер» товарища косо ушел под воду, потом всплыл и снова нырнул. Товарищ поддернул чуть удилище и начал выводить рыбу. Это был уже хороший карп, хоть и не трофейный.
Нам так и не удалось поймать крупных рыбин ни рядом с берегом, ни вдали от него на грубый фидер из спиннинга. Лишь товарищ, сделав все по науке, поймал еще парочку неплохих карпов.


С фидером за лещом

Сегодня мы на лесной реке Большой Кокшаге. Когда-то из нее можно было пить воду, прямо так, горстями, без всякого кипячения. И рыба брала безотказно на самые простые снасти. Появились недоноски-«электроудочники, и река, особенно в стороне от Старожильска, была выбита током на большом протяжении. Какое-то время она напоминала местами красивую бутафорию, мертвую имитацию Природы.
Потом река ожила и уже иногда в ней можно было узнать прежнюю Большую Кокшагу: красивую, рыбную, чистую.

В этот раз мы не стали уходить далеко от моста, хоть и тянет нас всегда в глухое безлюдье. Но в районе моста все на виду. Вряд ли кто станет бить током у селения. Поэтому и расположились у первого встреченного плеса, где под обрывом вода темна от глубины и ходит кругом, закручиваясь в водовороты. Это яма. Но здесь, наверное, полно упавших в воду деревьев, подмытых талой большой водой. Точно… Видно, как тянутся в стороны позеленевшие толстые сучья, напоминающие щупальца гигантских осьминогов. Нет, все кормушки оставишь на этих «щупальцах»...

Поднялись выше по течению и выбрались с кустарника на чистую песчаную косу. Это самое место для ловли фидером. И расположиться можно свободно, не теснясь, и яма впереди чернеет за желтой отмелью. За этим скатом в яму на противоположном берегу также обрыв, под которым наверняка лежат топляки. Но туда мы и не будем забрасывать снасти. Здесь даже не надо пробивать грузиком все ямки и отмели. Бровка мели и уклон в яму видны глазами, особенно при солнце.

Главное, точно попадать на эту границу, а для этого просто перехлестываем леску на шпуле тонкой резинкой, а концы резинки вставляем в клипсу на катушке. Не привился у нас способ крепить плетенку напрямую в клипсе катушки. Этот способ хоть и несложен, но не всегда получалось вовремя остановить сброс лески, и тогда следовал неизбежный рывок. От подобных рывков плетенка со временем начинала махриться и была в этом месте ненадежна. До первой крупной рыбы можно было на нее надеяться… Также и с маркированием лески. Каждый раз пачкать плетенку…

Словом, выбрали способ попроще и понадежней, на наш взгляд. Нашел уловистую бровку, закрепил на шпуле плетенку узелком из тонкой резинки, а дальше бросай сколько душе угодно. Кормушка упадет всегда на одном и том же расстоянии от берега. А возьмет крупная рыба, отнимая и сбрасывая стремительно леску с катушки, которая вдруг остановится в месте ее фиксации резинкой… Но ничего страшного не произойдет: резкий рывок и резинка легко лопнет. Запас лески для маневра при вываживании рыбины еще есть.

Если та же история случится с плетенкой, жестко закрепленной в клипсе, то обрыв неизбежен. Сильная рыба, к примеру, карп запросто оборвет любую плетенку, если нет свободного хода. Никакой фрикцион не поможет. Кроме установки постоянной длины лески, важно еще и направление заброса запомнить. Только при таких совпадениях осей координат забросы будут приходиться в одно место, создавая на нем закормочный фон, или обеденный стол для рыбы, если попросту…

Направление сейчас мы тоже выбрали. Каждому по пеньку-выворотку досталось на той стороне в качестве ориентиров.

Вот и первая поклевка: вершинка сдала назад, а потом задергалась нетерпеливо. Есть! Вначале пошло тяжело, но, видимо, кормушка через гребень отмели перебиралась. Дальше леска пошла свободно, только чувствовались на ней короткие толчки. Густерка с ладонь… Подтянулась на запах прикорма. И товарищ тоже начал таскать густерку одну за другой. А потом плавная поклевка у меня…

Только вначале плавная, а потом квивер стал толчками гнуться вниз, отчего даже удилище заходило на подставке. Наконец золотом полыхнуло на желтой отмели и широкий бок леща показался на поверхности. В подсак его!..

Время от времени поклевки не давали скучать, хотя крупного леща больше не было. Но радовало то, что река все равно становилась живой и светлой, только бы не гадили опять люди…


Пикер для карасей

Давно мы подбирались к пруду в пригородной деревеньке. Но каждый раз, взглянув на его заросшую травой поверхность, проезжали мимо, мол, в следующий раз проверим. Между тем, слухи о хорошем клеве карасей доходили до нас, а на берегах пруда все время виднелись рыболовы. Только они приноровились ловить как кому удобней.

Видно было, что один тянул донку с резиновым амортизатором, на крючках которой блестели плотненькие карасики. Но перед береговой полосой травы рыболову приходилось вставать чуть ли на цыпочки и поднимать леску кверху, чтобы не бороздить крючками по траве. Другой целился и швырял вдаль спиннингом кормушку с поводками – прообраз фидера. А третий попросту вставал в траву на лодке и макал в оконце среди кубышек червяка при помощи обыкновенной «поплавочки». Но было видно, что рыболову отчаянно жарко посреди неподвижного пруда, в котором вода, казалось, скоро закипит.

Нам не хотелось усложнять проверку на этом пруду накачиванием лодки и прочими хлопотами с маломерным судном, пусть и маленьким. К тому же, еще помнились невыносимо жаркие дни посреди Волги на раскаленной дюралевой лодке, когда макались с нее в воду, держась за якорный трос, но тут же становилось еще более жарко и душно. А там еще ведь тент над головой висел неподвижной тряпкой, давая хоть какую-то тень.

На пруд едем кто с чем: наш товарищ, загоревшийся матчевой ловлей, взял с собой, понятно, матч, другой наш компаньон по рыбацким походам прицепил к плетенке спиннинга легкую кормушку и приготовил бубенцы для обозначения поклевки, а я купил на днях пикерное удилище и решил его проверить на пруду. Катушку приобрел матчевую, как более удобную для ловли пикером: с большим передаточным числом матчевые катушки позволяют быстро подматывать, ну и неглубокая их шпуля как раз под тонкую леску пикера.

Утро встречаем на пруду. Краешек солнца открывается из-за зубцов черного ельника, и пруд уже становится цветным из мутно-серого. Туман стелется по тихой воде и ползет в камыши, где копошатся и покрякивают утки.

Шлеп! Это товарищ закинул свой матч. Шлеп-шлеп! – еще громче отдалось от комков прикормки.
– Ну, ты, «юнкерс-лаптежник», бомбить сюда приехал? Всю рыбу распугаешь, – ворчит Серега.
– А здесь, похоже, только пиявки да насморк. Чего пугать-то? – отстреливается Николай.
И тут же, привстав, начал кого-то вываживать. Вот и первый карасик.

За ним и Серега вытянул из дальнего угла карася граммов на двести. И его спиннинг работал на пруду вполне уловисто.

Не подвел и пикер. Взяв у Николая рогатку, забросил я метров на пятнадцать от берега по кромке травы несколько комков прикормки для карася. Туда и грузик стал подбрасывать с крашеным опарышем на крючке. Не стал ставить на пикер кормушку, даже легкую.

Прошло минут десять, по кромке кубышек пошли пузыри, и вершинка-квивер дрогнула, а потом задергалась уже нетерпеливо. Есть! Караси заклевали верно, хоть и не часто. И, похоже, в это утро пикер был в выигрыше.

Что еще почитать