В качестве небольшого вступления скажу, что я трижды проваливался под лед, если не считать мелких случаев, когда или лед ломался у самого берега, или нога попадала в засыпанную снегом дыру во льду. Мне повезло, что благодаря реакции я успевал моментально перекатиться в сторону и не уйти под лед с головой. С годами пришло понимание того, что никакая рыба не стоит того комплекса неприятностей, который получаешь от «купания».
Не ратую за то, чтобы ходить только по заведомо прочному и безопасному льду – это просто невозможно хотя бы потому, что всегда найдется место с тонким льдом. Главное, действовать осмотрительно и внимательно.
По перволедью почти всегда площадь безопасного льда ограничена и нередко составляет всего несколько десятков квадратных метров. Поэтому приходится думать, о том и как рационально предоставленную площадь использовать, и как не переступить допустимую границу безопасности.
Начинать советую с одной лунки, просверленной прямо по середине ледового пятна. На эту лунку стоит потратить время, чтобы понять – есть ли рыба, насколько надежен лед и в какую сторону двигаться. Через некоторое время весь лед около берега будет продырявлен, и тут надо сделать выбор. Или остаться и «цедить» из старых лунок, или перейти в другой залив. На водоеме без течения однозначно стоит поискать другое место.
На реке ситуация может быть другой. На реке обычно заливов со льдом меньше, они небольшие по размеру, но концентрация рыбы может быть несравненно большей, чем в заливе озера или водохранилища. Немало случаев, когда в речном заливе пять на пять метров втроем удавалось ловить в течение всего дня. И ловить весьма продуктивно. Важно все время следить за поведением льда. Если вы замечаете, что из лунки постоянно выходит вода, то не стоит ждать момента, когда лед до предела прогнется под вашим весом. Лучше отойти на несколько метров. Минут через двадцать можно вернуться на оставленную лунку, но не задерживаться на ней. При темповом поиске рыбы задерживаться на одной лунке и не получается, но все равно не стоит терять бдительность.
Чаще всего проваливаются по первому льду у самого берега. Чем круче берег, тем больше угол изгиба льда и тем меньше его прочность у самого берега. Здесь опасен самый первый шаг. Опытные рыболовы сходят на лед в заливе с пологим берегом, при этом нередко, для страховки, еще и кладут доску или ветку дерева.
Наиболее опасное время наступает, когда становится доступен для передвижений весь водоем. Когда рыболов «крутится» в прибрежной мелководной зоне по самому первому льду, он и более осторожен, да и утонуть проблематично. С момента, когда рыболов добирается до середины, начинает резко притупляться чувство опасности. Я много раз был свидетелем, как проваливались под лед уже в конце дня, при выходе на берег. Еще печальнее может стать исход, когда рыболов отходит недопустимо далеко от берега, приближается к стрежню течения, перестает простукивать пешней место для следующего шага. Особенно страшно провалится на течении, поскольку редко кому удавалось выбраться, уйдя под лед с головой.
В результате каждый год тонут все новые и новые люди. Тонут и пьяные, и трезвые, но в любом случае недостаточно осторожные.
Есть неписанные правила поведения на первом льду, которые появились с годами сами собой ценой многочисленных жертв.
Никогда не ходите по опасному льду в одиночку и не удаляйтесь далеко, не предупредив об этом товарищей. Простукивайте пешней каждый свой шаг. Если через некоторое время ловли из лунки явно начинает поступать вода из-за того, что лед прогибается под вашим весом, осторожно покиньте это место, переместившись в сторону как минимум на пять метров. Если на новой лунке также начнет поступать вода, то лучше перейдите в другой район. Свет клином на опасных местах не сходится, всегда можно найти рыбу под безопасным льдом.
Идти к водоему через заросли тростника – чуть ли не самый верный способ провалиться. Лед здесь настолько слабее, что на нем проваливаются в течение всей зимы.
Это я все о тех моментах, на которые нужно обращать внимание каждому рыболову, но есть одно «явление», от которого не застрахован ни один рыболов. Это «преступное» действие отдельных любителей рыбки. Вот почему я лично не люблю рыбачить в известных «злачных» местах. Пусть здесь много рыбы, но когда тебя обрубает стая, иначе и не назовешь, самых «голодных», то это не рыбалка. Одно дело, когда идет направленный распланированный поиск рыбы компанией, с соблюдением дистанции и этики, и совсем другое дело, когда блесну опускают прямо в твою лунку. Не рыбы жалко, а отдыха. По первому льду такое поведение иначе как преступным и назвать трудно. Нельзя скапливаться, не зря принята мера в допустимые пять метров между рыболовами. Эта дистанция проверена временем именно с точки зрения безопасности.
В литературе советуют брать с собой веревку. Честно говоря, если ты один, то она вроде бы как и не нужна. Если ловить в компании, то ее нужно положить где-то в сторонке, но в доступном месте. Честно говоря, я ни разу не видел, чтобы спасали с помощью веревки. Обычно используются или пешня, или ледобур.
Что делать, если вам все-таки «удалось» провалиться. Если рыболов готов к такому событию, переходя через опасное место, то ему удается вовремя среагировать. То есть обычно «влетают» одной ногой, валятся на бок или назад. Тут, главное, не провалиться дальше. Когда вы почувствовали, что уже находитесь на прочном льду, то следует успокоиться. Для этого нужно замереть, в течение нескольких секунд оценить ситуацию и быстро, но не спеша сместиться на заведомо более безопасное место. Если вы уже лежите, то лучше не вставать, а перекатиться на несколько метров. После этого можно встать, найти свои следы и не спеша, шаркая ногами, не отрывая их от поверхности льда, достичь берега.
Хуже, если вы провалились под лед полностью и далеко от берега. В таком случае вы теоретически сможете выползти на лед с помощью «спасалки». Теоретически потому, что должно очень повезти и рядом попадется участок с намного более прочным льдом. Почти стопроцентные шансы будут, если рядом будут товарищи, которые вас вытащат с помощью длинной палки или той же пешни. Если рядом никого нет, а лед ломается, как только вы пытаетесь на него выползти, то остается только одно. Не тратить силы, не пытаться выбраться на лед, а класть на край льда руки, подтягиваться на локтях, ломать край льда, и так до того момента, когда сможете ногами достать дна. Так выбираются очень многие, нередко преодолевая десятки метров. Главное, не останавливаться, не паниковать. Наиболее важно соблюсти две вещи. Во-первых, не биться в истерике. Во-вторых, как можно быстрее оценить возможность выбраться на лед, в противном случае его нужно ломать. Однажды я был очевидцем, как трое рыболовов весьма почтенного возраста успешно сломали метров сорок льда до прибрежной отмели. Окружающие увидели это, только когда «моржи» уже были почти на берегу.
И последнее, о чем я просто обязан сказать. Это о езде по льду, причем не только на автомобилях. Каждый год, например, на Рыбинском водохранилище со становлением льда начинается «шабашка» по извлечению утопленных автомобилей. Интересно то, что топят их в одних и тех же местах, при съезде с берега. Хорошо то, что обходится без жертв. Уж не знаю, сколько раз нужно «наступать на одни и те же грабли», видимо, очень хочется адреналина. Кроме автомобилей, топят мотоциклы, снегоходы и велосипеды. Единственное средство передвижение, которое трудно утопить, хотя и довольно легко перевернуть, так это «каракаты». Средство специфическое, с классическим приводом автомобиля или мотоцикла, но с колесами, грузоподъемность которых обеспечивает полную плавучесть.
В заключение относительно использования лыж. Несмотря на то, что длинные и широкие лыжи позволяют преодолевать участки с действительно тонким льдом, я ими осмысленно не пользуюсь и другим не советую. Представьте, что вы в них провалились на тонком льду посередине водоема – там, где вы прошли только благодаря опоре на лыжи, на лед уж точно не выбраться...