Как и перемены летней погоды, так и летняя рыбалка бывает переменчива и разнообразна. Не всегда она бывает удачной, трофейной, добычливой. Но главное – увидеть тёплый свет зари, вдохнуть утреннюю свежесть, услышать печальный голос кукушки. А рыба?.. Может быть, в следующий раз.
Окуни и вертушки
Река залита неярким солнечным светом. Позади гудят машины на мосту, а на просторе водохранилища тихо плавится мелкая рыбёшка в зелёной воде, кружат чайки, визгливо бранясь, лёгкий туман лежит у береговой линии, находящейся в тени. Здесь и начну… Как раз вдоль этого берега идёт полоса травы из кубышек и роголистника.
Ставлю вначале небольшие вертушки-меппсы. Р-а-аз! Блёсенка полетела вдоль травы и плюхнулась метрах в тридцати от лодки. Небольшая пауза и приманка пошла вдоль береговой линии, чуть натягивая леску сопротивлением крутящего лепестка.
Легкое прикосновение, остановка, тяжесть и леска сдвинулась чуть в сторону. Поклёвка! Окунёк небольшой, но сильный и яростный. Пойдёт для начала… Может быть, и крупнее возьмёт…
Но раз за разом брали стандартные рыбки с ладонь. Ставлю белую «вертушку» № 4 от «Серебряного ручья». Несколько пустых проводок, а потом что-то остановило приманку тяжело и упруго. Ага, крупная взяла!..
Подвожу рыбину к лодке и уже с уверенностью шепчу про себя: «Моя будешь теперь, не уйдёшь…». Зря я так… Сколько уже раз убеждался в верности поговорки: не говори гоп, пока…
Рыбина резко пошла под лодку и леска ослабла. Тройничок мал или по другой причине сошла щука или крупный окунь выплюнул обманку – неясно, но осталась только обида на кого-то и серая тоска. Не часто радует здесь крупная рыба поклёвками.
Сколько потом ни бросал здесь самые разнообразные приманки, хороших поклёвок больше не видел. Ладно, попробую у осоки на другом берегу.
Здесь, за поворотом, весь берег густо зарос высокой и сочной осокой, а вдоль берега тянется полоса из кубышек. Начинаю с обрывистого поворота. Несколько забросов ничего не дали и я двигаюсь дальше, тихо отталкиваясь вёслами от тёплой зеркальной воды.
Заброс, проводка… поклёвка! Забурлила вода на мелководье и вскоре у лодки заплескался окунёк уже крупнее. Затем ещё один такой же попался.
А потом наступило полное затишье. Солнце уже высоко и на водохранилище опустилась летняя жара. Но и мне пора, к тому же, на уху есть, а чего ещё надо рыболову от городской речки?..
На бесклёвье и густера – рыба
Большая Кокшага уже обмелела. Совсем недавно ещё она была полноводной и стремительной. Но теперь уловистые прежде ямы всё больше становятся просто тёмнеющими скатами с песчаных пляжей. Приезжая сюда по утрам, успеваю поймать несколько лещей, карасей «полкилошников», плотвы, но с уходом воды всё труднее искать рыбные ямы.
В этот раз я приехал сюда вечером. Времени на ловлю уже не было, и я решил сразу готовиться к ночлегу: поставил палатку, сварил «уху» из тушёнки и молодой картошки, заварил крепкий чай. Полюбовался ночным пейзажем и завалился спать.
А в мыслях было: эх, завтра с ранней зари половлю рыбку, а потом с уловом утром же и домой. Дела ждут, на рыбалку мало времени и в этот раз.
Встаю в три утра, по будильнику мобильного телефона. Светает. Река в тумане, ползущем с сырых низин и ельников. Где-то уже плещет рыба. Значит, проснулась. Пора и мне снасти готовить.
Пару донок забросил с песчаного пляжа на перепад глубины, ближе к противоположному обрывистому берегу. Фидер поставил на ямку у моего берега. Здесь и приспособил поплавочную удочку.
Течение сейчас слабое, а здесь, у ската в глубину, река поворачивалась вспять, ходила медленными кругами. Если подгрузить ещё дробинкой-другой, можно и с поплавком ловить. Но основное внимание, конечно, уделял снастям «дальнобойным», донным. Там-там всякая крупная рыба…
На крючки донных снастей я насадил зёрна перловки, кукурузу, опарыша. Самая насадка-наживка для этого времени. А на крючок поплавочной удочки решил нанизать вертлявого навозного червя: так, для проверки, может, окунёк соблазнится. И много времени не уделял этой снасти. Больше от донки к донке ходил, смотрел, чтобы не объела мелочь насадку до подхода крупной рыбы.
Между тем день уже разгорался, а поклёвок «крупняка» так и не было. Несколько раз трепетала вершинка фидера, позванивали колокольчики донок, но на крючках сидели лишь небольшие плотвички. А где же лещ, где караси-гибриды на полкило-кило?..
Как-то при обходе своих проверенных донных, ждущих крупную рыбу, краем глаза заметил, что поплавок удочки лежит на воде. Ага, что-то не так… Течение почти отсутствует, значит, положить поплавок при зацепе не должно.
Подбегаю к удочке и вижу, что поплавок приподнялся и пошёл в глубину. Подсечка!.. На леске упирается что-то не крупное, но довольно энергичное и блещущее в толще воды серебряными боками.
А-а, так это густера!.. Не часто она здесь берёт, как и сопа-белоглазка. Место не совсем то, глубже бы надо. Но рыбка уже в руке. Хоть и не трофейный экземпляр, но вполне крепкая и увесистая густера. Жалко, что случайно забрела к моему месту. Здесь чаще сорога клюёт да подлёщики заглядывают.
Закинул опять удочку, чуть только поправив червя. Маловато у меня их, на вес золота. Да и лучше в это время берёт обычно на опарыша. Но едва крючок с червяком ушёл на дно, как после небольшой паузы поплавок снова упал на бок, чуть проплыл и, поднявшись вертикально, наклонно пошёл под воду.
На крючке опять была густера, точно такая же. Теперь я уже не стал уходить от поплавочной удочки. И не зря… Густера брала уверенно и довольно часто. Видимо, подошла стая. А там и домой было пора собираться. Но съездил не впустую…