Несмотря на такую безрадостную картину увядания природы, истинные охотники за различными хищниками наших вод, наоборот, воспряли духом и сожалеют лишь о том, что коротки теперь дни и чересчур непродолжителен этот замечательный период в жизни водоемов. И трудно в это время отдать предпочтение какому-либо виду рыбалки: то ли по ямам на спиннинг или блеснением в отвес с лодки добывать матерых зубастых щук, то ли на каменистых грядах попытать удачу в ловле клыкастого судака, а то заняться азартным блеснением или живцовой ловлей крупных «полосатых», собравшихся накануне зимовки на относительно глубоких участках водоемов в огромные одновозрастные стаи.
Но сложился немалый контингент особых рыболовов, которые с нетерпением дожидаются сильного осеннего охлаждения воды после крепких ночных заморозков, что раньше и быстрее всего происходит на реках с заметным течением, где постоянное перемешивание водной толщи стимулирует ее ускоренное остывание. Тогда-то и выходит из летних укрытий таинственный ночной хищник налим – в пресных водах единственный представитель тресковых рыб, отличающихся своей замечательно большой и целебной печенью. Словно аспиды, медленно выползают налимы в безлунные или ненастные ночи на каменистые мелководья, уничтожая все живое на своем пути, более всего «уважая» при этом ерша, однако не оставят они без внимания и прочую донную рыбешку – пескаря, окунька, гольяна, ротана, молодь судака и берша. При первых намеках на рассвет налимы быстро уходят на глубину и затаиваются в укрытиях или просто залегают на дне. Впрочем, и ночная пора не вся продуктивна для ловли налима – как отмечают любители этой рыбалки, у хищника, как правило, наблюдаются два довольно коротких по времени пика активности: чаще его поклевки случаются в первые ночные часы, а к полуночи почти сходят на нет; второй выход хищника на кормежку бывает за пару часов до рассвета, но он характерен редкими и в основном неверными поклевками, поэтому, отсидев на берегу холодной реки первую половину ночи, нет особого смысла оставаться тут до утра.
Впрочем, подобное поведение характерно для не особо крупных налимов в водоемах средней полосы, вес которых редко достигает четырех килограммов. Совсем иное дело – хищники северных или сибирских рек, бассейнов Печоры, Оби, Лены или Енисея, где вполне обычны монстры пудового веса. Здешние налимы живут в условиях длинной и суровой зимы и короткого прохладного лета, что очень благоприятно для этой холодолюбивой рыбы, поэтому она тут хорошо размножается и быстро растет. А избыток голодных налимов в северном водоеме ведет к тому, что этот хищник всю холодную пору года неплохо клюет и при дневном свете, причем не только на довольно пассивные налимьи поставушки, но его удается ловить и активными способами – отвесным блеснением со льда или на спиннинг по открытой воде. Впрочем, и в таких налимьих «заповедниках» самые крупные хищники становятся добычей рыболовов в основном в самые темные и ненастные ночи. Тут надо взять на заметку, что как и у любой рыбы, у налима бывают периоды высокой и низкой активности, и если днем неплохо ловится «рядовой» налим, то ночью надо готовиться к борьбе с трофейной добычей, а попавший на крючок крупный налим очень упорен и неутомим при вываживании и при попустительстве рыболова с недостаточно мощной снастью быстро устраивает «мертвый» зацеп.
Что же касается нашего не столь крупного и относительно малочисленного среднерусского налима, испытывающего к тому же огромные стрессовые нагрузки от очень жарких в последние годы летних периодов и от прогрессирующего загрязнения водоемов в населенных местностях, то у него даже глубокой осенью и в предзимье случаются ночи, когда хищник вовсе не выходит на разбой. Такое бесклевье наиболее вероятно, когда на холодном небе висит полная и почти белая луна, а звезды так ярки и близки, что до них, кажется, можно дотянуться рукой. Впрочем, изредка бывает, что накануне зимы удается и днем ловить налимов, лишь бы хватило духу высидеть на унылом берегу в сильный ветер, часто сопровождаемый дождем со снегом. Однако днем, как и в северных широтах, ловятся лишь мелкие налимы.
В последние годы появился некоторый опыт как ночной, так и дневной спиннинговой ловли налима на водоемах центральных регионов, хотя, конечно, это занятие неблагодарное, редко дающее весомый результат. И тем не менее, налим в периоды его высокой активности вполне адекватно воспринимает движущиеся приманки при их правильной проводке – обычно поклевки происходят, когда приманка или на минимальной скорости просто ползет по дну, или перемещается по нему короткими скачками. Во втором случае, если дно твердое или каменистое, желательно огрузку применять в виде стального шарика – он при ударе об дно звучит сильнее, чем свинец, что дополнительно привлекает налима. И вообще, при ловле этого хищника никогда не будет лишним использовать вместе с приманкой какую-либо «погремушку» – короткие звуки способны издалека притягивать налимов в зону ловли. Большое значение для налима, обладающего не только отличным «слухом», но и прекрасным обонянием, имеет и тип приманки. Именно в данном случае будет уместно применение ароматизированного силикона – так называемой «съедобной резины», годится и поролон в джиговом варианте, но пропитанный специальными животными аттрактантами, что при каждой проводке будет оставлять в воде привлекающий налима ароматный след. Хороши для ловли налима вырезанные из морской очень пахучей рыбы продолговатые филейные ленты вместе со шкуркой (для прочности), которые зажимаются в специальной огруженной снасточке, можно здесь же употреблять и мелкую снулую речную рыбку. В данном варианте во время проводки эффективны длительные паузы после очередного цикла подтягивания – поклевка налима передается как первый легкий толчок, а затем уж следует достаточно уверенная потяжка.
И все-таки ночная охота на налима наиболее эффективна на ставные, стационарные и по сути самоловные снасти – в техническом плане она несложна в чем-то даже примитивна, представляя собой преимущественно ловлю на довольно короткие и грубые донки-закидушки, установленные в ряд на берегу и снабженные звуковыми либо световыми сигнализаторами поклевки, а также легко снимающимися и заменяющимися поводками с большими одинарными крючками. Это нужно потому, что налим вначале глотает наживку очень глубоко, а уж затем «извещает» о поклевке. Важно лишь верно подобрать вес грузила на донке, способного противостоять течению при ловле на реке, также важна и длина поводка, чтобы в начальный момент захвата наживки налим не испытывал противодействия огрузки.
Но и такая ловля станет успешной, если подготовку к ночному бдению провести загодя. Для этого на берег реки или иного водоема надо прийти загодя, задолго до темноты, и на те же донки, но с мелкими крючками, наживленными мотылем или червями, наловить ершей, очистить от мусора место установки снастей, заготовить дрова для костра, сделать простейшее укрытие от непогоды, проверить фонарь и прочие принадлежности. Кстати, о костре. Если ловля ведется недалеко от берега, то его лучше развести в какой-нибудь впадине, чтобы меньше света падало на воду. Во всяком случае, налимы будут клевать непосредственно вокруг светового пятна, поскольку отблески костра привлекают много мелочи, и хищник не оставит ее без внимания.
При ловле налима донками иногда очень большое значение имеет выбор наживки, потому что не ершом единым… Дело в том, что на разных водоемах ночной хищник может быть пристрастен совсем к другому корму, который тут преобладает. Например, на Оке или Волге, где много лет подряд наблюдалась массовая гибель ерша в летнее время, теперь налима чаще удается поймать на пескаря, мелкого окуня или плотвичку. Кроме того, при низкой активности хищника положительный результат порой удается получить только с пучком крупных червей на крючке, что, кстати, вообще характерно для больших озер Селигерской системы. Также при дефиците живца для лови налима вполне можно применять резку из разной рыбы, даже из морской, но следует чаще обновлять насадку на крючке, чтобы запах от нее был все время сильным.
И еще, на ночной рыбалке накануне зимы на крючок может сесть не только налим, к чему надо быть готовым. В эту пору в темное время суток высокую активность почему-то начинают проявлять и судак, и берш, и крупный окунь, а матерая глубинная щука в ледяной воде, кажется, вообще кормится только ночью, часто сокрушая или устаскивая с подставок настороженные снасти.