Ни для кого не секрет, что большинство зубастых хищниц, особенно трофейных размеров, в зимний период вылавливается с помощью жерлиц. Однако ловля эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. На этот раз речь пойдет об ошибках рыболова-жерличника, которые с полной уверенностью можно назвать классическими.
Основной вопрос, который всякий раз встает перед жерличником – на какой глубине ловить? Если вы хорошо знаете зимние стоянки щук, задача во многом упрощается. Практика показывает, что, за исключением весеннего преднерестового хода, щуки, как правило, придерживаются из года в год одних и тех же мест. Однако, в зависимости от внешних факторов, а также от поведения кормовой рыбы, эти хищники могут занимать различные горизонты в толще воды.
К разряду наиболее частых ошибок я прежде всего отнес бы следующую. Часто жерлицы, установленные на перспективной бровке, не приносят результата. Тем не менее, рыболов терпеливо ждет поклевок. Подобная пассивная ловля может быть оправдана лишь в периоды активного передвижения хищной рыбы. Обычно же приходится экспериментировать.
При ловле на водохранилищах, например, возможен такой вариант: часть жерлиц вы ставите на свале в глубину (6-7 м), другую часть – на поливе, третью – вблизи прибрежного коряжника (особенно по первому и последнему льду). В каждом секторе кроме того варьируете глубину спуска. Пускаете живца, скажем, в 30, 50, 100 см от дна, иногда в полводы. Нет сомнения, что в данном случае у вас больше шансов на то, чтобы вызвать хищника на хватку.
Затем сконцентрируйте ваши жерлицы на участке, где случились поклевки. Среди зимы, например, уловистый «пятачок» может быть ограничен всего лишь несколькими десятками квадратных метров. Но тут рыболова подстерегает другая ошибка. Крупная щука, взявшая живца на одной из жерлиц, может основательно запутать оснастку на соседних, если вы их поставили слишком близко друг от друга. Разумеется, в таких случаях лучший вариант – оставлять на катушке минимум свободной лески и насаживать живца с расчетом на быструю подсечку и постоянно держать жерлицы в поле зрения. Вместе с тем, я неоднократно замечал (да и сам был грешен), что некоторые рыболовы, найдя перспективное место, устанавливают жерлицы буквально в пяти метрах одна от другой.
Экспериментировать приходится не только с выбором места и глубины ловли, но также и с живцами. Я знаю, к примеру, подмосковные водоемы, где щука отдает предпочтение ершу и окуньку размером 10-12 см. Правда, выбирать чаще всего не приходится. Существует закон подлости, когда хорошо берет хищник, живца наловить – проблема. Есть энтузиасты, заготавливающие на зиму карасиков. Мелкий карась-пятачок – отличный живец при ловле со льда. Вместе с тем, некоторые щукари предпочитают использовать мелких плотвичек, которые быстро утомляются и даже становятся снулыми. Ждать в этом случае поклевки пятнистой хищницы не приходится.
Что касается закоряженных участков, приведу такой пример. Как-то мы с приятелем приехали на небольшую щучью запруду в Тульской области. На местных реках льда еще не было, а здесь он достиг уже толщины 5-6 см. Инстинктивно пристроились к коряжнику, где стволы затопленных некогда деревьев выступали на полметра и даже более из гладкого и скользкого, как каток, льда. «Здесь по крайней мере есть за что зацепиться, если провалишься», – героически сострил мой товарищ, вынимая из рюкзака связку жерлиц. Половину из них мы установили с тем расчетом, чтобы живцы плавали в полводы, а на другой половине жерлиц рыбешки были расположены почти у самого дна при глубине около трех метров.
Первая же проверка показала, что независимо от глубины погружения несколько живцов завели снасти в коряжник и лески пришлось обрывать. Сам собой напрашивался вывод: в плотном коряжнике «мертвые» зацепы бывают не только после хватки хищника, но и потому, что оснастка подо льдом оказывается в переплетении ветвей или рядом с ними.
К сожалению, я не вел статистики случаев, когда по моей безалаберности щука, взявшая живца на жерлице, заводила снасть в коряги или обрывала поводок. Но некоторые проколы запомнились очень хорошо. Если учесть, что сейчас все больше и больше появляется на льду жерличников, которые не имеют достаточного опыта, не трудно представить, сколько зубастых хищниц травмируется понапрасну и чаще всего со смертельным исходом. Случай редкий, но однажды рядом с коряжником мне попалась щука, в глотке которой я обнаружил 10-сантиметровый металлический поводок и тройник № 6 (размеры крючков здесь и далее даются по международной нумерации).
Вообще, поводок и крючок – важнейшие элементы снасти при ловле зубастой хищницы. Лет двадцать назад мы пользовались самодельными вольфрамовыми поводками. Это повышало надежность снасти, однако поводки такие все же были жестковаты. Поэтому старались делать их покороче. Я иногда ловил на поводки длиной всего 7-10 см. Но это строго при условии, что вы постоянно следите за флажками. При запоздалой подсечке короткий поводок вполне может оказаться полностью внутри щуки, и тогда основная леска остается один на один с острыми щучьими зубами.
Никому не придет в голову насаживать мелкого живца, плотвичку или уклейку, на тройник или двойник через жаберную щель – он быстро выходит из строя. В этих случаях чаще всего используют одинарный крючок № 1-4, которым живца цепляют за спинку, под верхний плавник. К поводку из сдвоенной лески такой крючок крепят с помощью узла, с поводком со стальным сердечником в мягкой оплетке приходится применять миниатюрный карабинчик.
Каждый элемент жерлицы должен отличаться надежностью. Это аксиома. Важное условие, например, чтобы при хватке хищника катушка не получала слишком большое ускорение за счет срабатывания упругой пружины-фиксатора. Нередки случаи, когда это приводит к захлестыванию лески за рычажок катушки. Вот почему в этом смысле более приемлемы жерлицы на треноге, у которых конец фиксатора с флажком упрается во внутреннюю стенку желоба поперек катушки.
Выбор оптимальной оснастки для зимних жерлиц – всегда повод для дебатов. Но мне кажется, что правильное решение этого вопроса заключается в комплексном подходе. Мне как рыболову-жерличнику в течение зимнего сезона приходится бывать на различных водоемах, и у меня слишком много аргументов в пользу того, что оснащать жерлицы нужно с учетом целого ряда факторов.
На таких, к примеру, водохранилищах, как Верхне-Рузское, Вазузское, Рыбинское, которые нередко посещают московские рыболовы, есть немало мест, где в глухих коряжниках возможна встреча с крупными щуками. Здесь вам понадобится снасть, рассчитанная на повышенные нагрузки. При ловле на жерлицы в коряжнике на катушке может быть намотано и 30 м лески, но свободный сход ее ограничивается в зависимости от глубины ловли с помощью двойной петли, как это делают кружочники. В такой ситуации я обычно ставлю мононить диаметром 0,40-0,45 мм, и если вероятны поклевки щуки, в оснастке обязателен мягкий многожильный стальной поводок. Все прочие элементы – тройники, вертлюжки, застежки – также должны быть тщательно проверены на прочность. У меня были случаи, когда изъяны в оснастке приводили к потере завидных трофеев. Особенно важно научиться качественно завязывать узлы, именно из-за них чаще всего бывают обрывы.
Столь жесткие требования при ловле в закоряженных местах вызваны тем, что подсеченного хищника в большинстве случаев приходится тащить напролом, не давая ему шансов уйти в «крепь». А это значит, что все элементы оснастки испытывают повышенную нагрузку. Кроме того, щуки в таких местах менее осторожны, живца заглатывают с жадностью и ведут себя на крючке крайне агрессивно.
В качестве основной лески для щучьих жерлиц, на мой взгляд, наиболее подходит монофильная. Она хорошо растягивается, амортизируя рывки рыбы. Обычно диаметр ее 0,30-0,45 мм, но иногда рыболовы ставят более тонкую леску с учетом слабой активности щук или их некрупных размеров. Вместе с тем, хотя монофил вне конкуренции, это не значит, что плетенку применять нельзя. Просто в наших широтах зимой редко бывает плюсовая температура воздуха, а плетеный шнур, как известно, склонен к обмерзанию. Да и дороговат он по сравнению с обычной леской. Запас лески на катушках моих жерлиц обычно составляет 15-20 м.
Что касается грузила, то в подавляющем большинстве случаев вполне подойдет стандартная «оливка», хотя необходимо учитывать следующие обстоятельства:
– если вы ловите на глубине 1-1,5 м с заросшим дном, грузило должно быть совсем небольшое – 7-8 г, и живца желательно пускать так, чтобы он не запутался в придонных водорослях или коряжнике;
– на глубине 6-8 м, да еще если есть приличное течение, целесообразно поставить грузило весом до 15-20 г;
– скользящее грузило уместно по большей части при ловле на участках с относительно чистым дном – там, где есть коряги, камни и водные растения, уместнее пользоваться грузилом с глухим креплением. При вываживании хищника это очень хорошо чувствуется, поскольку закрепленное в 30-40 см от крючка грузило после хватки хищницы менее всего подвержено западанию между камнями или запутыванию среди водной растительности.
В настоящее время есть в продаже поводки типа «стальной шелк», а также многожильные стальные поводки, заключенные в синтетическую оболочку. Они имеют различное количество нитей и, соответственно, различную прочность. Но вот какое дело. Зимняя щука, тем более умудренная жизненным опытом, не атакует самого соблазнительного живца, вероятно, лишь по той причине, что она прекрасно чувствует металл. Поэтому при ловле щуки лучше применять поводки в оболочке – на них зубастые реагируют не столь негативно. Оптимальная длина щучьего поводка – 25-30 см.
Распространенная ошибка – поспешные действия рыболова-жерличника в момент подсечки и в процессе вываживания. Когда взлетает флажок, спешить к жерлице надо лишь для того, чтобы проконтролировать беспрепятственный сход лески с катушки. С подсечкой же следует подождать, тем более если щука остановилась. Нет никакой гарантии, что она не повернулась головой к лунке. Если в это время подсечь, можно легко выдернуть живца у нее из пасти. В подобных случаях я обычно выдерживаю паузу в несколько минут, а затем начинаю медленно и осторожно выбирать леску. Почувствовав натяжение, хищница устремляется в сторону от лунки. Вот теперь, сдав еще немного лески, можно и подсекать…
Вообще должен сказать, что большинство ошибок начинающие рыболовы-жерличники допускают именно во время подсечки и вываживания рыбы. И это объяснимо, ведь когда «загорается» флажок, рыболов испытывает своего рода эмоциональный шок (к счастью, положительного свойства), и не всякий человек может справиться со своими эмоциями.
Вот тут-то, как правило, и озаряет: не проверил дома на прочность леску, не расчистил место вокруг жерлицы и леска, отнесенная ветром, вдруг зацепилась за ледяной выступ, а ее нужно сдавать под напором рыбы, и лунку надо было заблаговременно очистить ото льда… А бывает и так: подсеченный хищник идет спокойно, но перед лункой внезапно делает резкий бросок в глубину. Рыболов же намертво вцепился в леску. В результате – обрыв.
И еще. Я бы рекомендовал не зацикливаться на хорошо известных щучьих коряжниках и других злачных местах, тем более на водоемах, испытывающих большую рыболовную нагрузку. Уже по первому льду местных щук здесь быстро «выбивают», и вы напрасно будете ждать поклевок.
Таковы, на мой взгляд, основные ошибки при ловле щуки на зимние жерлицы.