Загадки весеннего льда

Часть 2. Активно тает снег: где искать рыбу – со стороны поля или под лесным берегом?

Весеннее солнце интенсивно плавит снег. Чем снег грязнее, тем этот процесс идет быстрее. На открытом месте, естественно, быстрее появляются проталины. На полях и солнце греет весь день, и снега здесь намного меньше, чем в лесу, где деревья сохраняют снег до конца апреля. Учитывая то, что с кислородом подо льдом все хуже и хуже, казалось бы, вся рыба сейчас должна сконцентрироваться около мест, где под лед начала поступать талая вода. Это и так, и не совсем так.

Сама по себе талая вода вовсе не обязательно сильно насыщена кислородом. Количество поступающего с ней кислорода может быть достаточно для привлечения рыбы лишь в водоемах, где начался или начинается «замор». Но когда замор уже начался, то рассчитывать хоть на какой-то клев бессмысленно. Там, где ситуация не столь критичная, талая вода может привлечь рыбу, а может и не привлечь. Скорее всего, ток воды вымывает из грунта какой-то корм, которым рыба может заинтересоваться. Но количество корма, вымываемого из мерзлого грунта, ничтожно мало, поэтому вряд ли привлечет рыбу. Она посещает периодически такие места, но чтобы в устье ручейка наблюдалось постоянное скопление рыбы – этого нет. Даже пескарь не сдвигается со своих глубинных стоянок в сторону устья впадающего ручья и предпочитает держаться средних глубин. Вероятнее всего обнаружить мелкого окуня и периодически подходящую плотву. То же самое касается и щуки, которая может посетить такое место, но стоять в засаде здесь будет намного позднее. Если мутность стекающего с поля потока слишком велика или вода несет не слишком приятные для рыбы растворенные вещества, то тратить время на исследование такого места смысла нет.

При не очень хорошем кислородном режиме рыба устремляется не к талой воде с берега, а к верхним слоям воды, под лед. На некоторых прудах и озерах уже пару недель как поднялись карп и карась и стоят под самым льдом. И это несмотря на то, что растворенного кислорода в воде более чем достаточно. Подтверждение тому – хороший и стабильный клев окуня и плотвы в этом же водоеме.

Скорее всего, хорошая освещенность и повышенное содержание кислорода в верхних слоях привлекают сюда мелких ракообразных. Мне иногда кажется, что и сам свет через лунки начинает привлекать, будить рыбу от зимней «спячки». По эхолоту хорошо видно, как рыба стоит под самым льдом между лунками. Сверлишь очередную лунку над ней – рыба смещается опять между лунками.

Так или иначе, но около береговой зоны скопление нехищной рыбы наблюдается все чаще. Интересно поведение щуки. Пока солнце еще не взошло высоко или день пасмурный, она охотится у более крутого лесистого берега. Нередко это происходит до двенадцати часов. Затем хищник перемещается к глубоким местам и со снижением солнца опять выходит к берегу. Если крутой берег закрывает лед от солнца в течение всего дня, то некрупная щука охотится здесь непрерывно. Видимо, сказывается то, что в тени мирная рыба не слишком активная и представляет для хищника удобную добычу.

Можно констатировать, что на хорошо освещенных участках рыба больше перемещается в поисках корма, но редко задерживается в одном месте. Особенно хорошо это видно на примере плотвы. Плотва не только перемещается вдоль берега, но и постоянно меняет горизонты. Она все меньше внимания уделяет прикормке, точнее, прикормка все меньше удерживает плотву. Окунь, наоборот, буквально может следовать за тенью на льду, покидая сильно освещенные места. Очень хорошо такое поведение окуня прослеживается на реках, особенно небольших и мелких. Когда солнце находится в зените, то даже на самых глубоких ямах, в омутах и бочагах окунь перестает реагировать на приманки. В это же самое время окунь отлично ловится в тени кустов около самого берега.

Заранее сделать верное предположение, где стоит сейчас искать активную рыбу, бывает сложно. Лично я предпочитаю начинать ловлю у пологого открытого берега или около островков растительности посередине водоема. Здесь хорошая освещенность, а талая вода появляется раньше. Примерно часов с десяти рыба или смещается в более глубокие места, или становится более осторожной. Одновременно активизируется рыба, стоящая на глубине. Приблизительно часов с одиннадцати начинает проявлять активность рыба, стоящая под берегом в тени деревьев. Интересно то, что рыбы у лесистого берега может быть очень много, но работают всего несколько лунок. Я это связываю с тем, что здесь есть неизменные конкретные стоянки. Около пологого берега со стороны поля, как правило, нет или крайне мало выдающихся по рельефу мест, да и корм рыбы к ним не привязан. Другое дело, около леса. Здесь на дне много веточек и веток, а то и стволов деревьев. Это значит, что здесь отличные условия для проживания водной живности. Вся эта живность просыпается с достижением определенной освещенности, и рыба проявляет активность в это же время.

Если клев на открытой «местности» скоротечен, то около леса и около крутых берегов он продолжается практически весь день. При этом рыба с самого утра находится в активном поиске у самого берега. Нередко плотва клюет с глубины 20-30 см в лунках, находящихся в метре от берега. Через некоторое время точки клева смещаются на глубины полтора-два метра, а к середине дня перспективны глубины 3-5 метров. Если на дне на глубине полтора-два метра есть затопленное дерево или крупные камни, или подводная растительность, то плотва, а тем более окунь, здесь останавливаются. Приблизительно с четырех часов дня плотва с окунем начинают возвращаться к берегу и опять начинаются поклевки на глубине метр, затем – полметра.

Исходя из того, что рыба в течение дня постоянно перемещается, нужно менять и тактику ловли. На озере я начинаю с подготовки лунок над глубинами 2-4 метра, затем сразу провожу интенсивный поиск вдоль береговой кромки. Часов в одиннадцать перехожу на подготовленные «глубинные» лунки. Подготовка этих лунок заключается лишь в том, что я нахожу подводную бровку, делаю над ней несколько лунок и бросаю в них по десятку мотылей. С возвратом к глубинным лункам, как правило, нет смысла бросать в них еще какую-нибудь прикормку. Если глубина меньше четырех-пяти метров, то ощутимое количество любой прикормки обычно приводит к полному отсутствию клева. Если часа в три начинается активный клев, то только тогда стоит немного подкармливать. Как правило, мотыль, опущенный в лунки, начинает «работать» уже под вечер. В течение периода перемещения рыбы вдоль берега среди дня она натыкается на мотыля на дне и к вечеру возвращается в это место. Вот тогда и начинается клев. Здесь говорить о прикармливании, в обычном понимании это слова, не приходится, поскольку общее количество прикормки составляет не более пятидесяти граммов на три десятка лунок. О прикормке подробнее поговорим через неделю, поскольку сегодня речь идет о выборе стороны берега в зависимости от его рельефа и освещенности.
Пока лед не оторвется от берега и не всплывет, главным является не талая вода, а глубина под берегом и освещенность. Увеличение общей дневной освещенности выталкивает рыбу из глубины к берегу, к более мелким местам. Но при этом излишняя освещенность и небольшая глубина делают мирную рыбу более осторожной и подвижной.

Исходя из этого, советую сразу же настраиваться на то, что в течение дня придется и много перемещаться, и постоянно менять технику ловли. Если вы рассчитываете ловить с поплавочной оснасткой, то нужно точно знать время и место, которое посетят плотва, подлещик или пескарь. Соответствующим образом подготовиться и ждать. С мормышкой настраивайтесь на то, что в течение дня вы смените минимум три-четыре места, да еще нужно оставить час времени, чтобы к вечеру вернуться на то место, с которого сегодня начали успешно ловить. Если, покидая утренние лунки у берега, вы бросили в них немного мотыля, то весьма вероятно поймать из них к вечеру несколько весомых трофеев. Через неделю о прикармливании более подробно.

Что еще почитать