Начну с того, что на больших, глубоких озерах с холодной водой рыба в течение всей зимы стоит над глубинами. Она редко стоит у дна, поскольку нет корма. Весь ее корм распределен в средних слоях воды, которые более теплые. Периодически рыба подходит к подводным возвышенностям, где, вероятно, охотится за ручейником, если глубина не превышает примерно трех метров, или за мальком. Исключение составляют щука, налим и, в какой-то степени, судак. Дело в том, что в пределах береговой зоны растительности обитают прибрежные расы окуней и плотвы, которыми щука периодически кормится в течение всей зимы.
С началом интенсивного таяния снега и льда картина меняется радикально. Стаи плотвы и ерша устремляются к прибрежным поливам с глубиной 2-4 метра. Около них крутятся стаи окуня, пеляди, некрупного сига. Здесь же концентрируются щука и налим. Но все же большая часть крупной рыбы еще сосредоточена над глубокими местами. Постепенно рыба поднимается с полводы все ближе ко льду. Но самое главное – вся масса рыбы приходит в движение. Помочь вычислить, куда рыба пойдет, может знание о поведении того или иного корма рыбы или верное предположение о местах будущего нереста. Сейчас рыболову очень помогает в поисках активность самой рыбы. Тонкость и аккуратность снасти постепенно перестают быть определяющими успех. Намного важнее найти рыбу. Это не призыв переходить на грубые снасти. Снасть должна быть в меру толстой, а приманка оптимального размера и веса. Несмотря на большие глубины водоема, спуск при ловле редко превышает восемь метров, но чаще ловишь с 2-3 метров. Я беру с собой приманки, которые оптимальны как раз по весу для той или иной глубины, а уж толщина лески зависит от размера рыбы, веса приманки и прочности самой лески.
В силу того, что ловля может протекать по двум сценариям – оседлая на мелком месте и поисковая на просторе водоема, нужно иметь два комплекта снастей.
Ловля плотвы на мелководном поливе ничем не отличается от рыбалки на любом подмосковном водохранилище, поэтому сегодня останавливаться на ней нет смысла.
Поисковая ловля предполагает не только частое перемещение, но и быстрый облов выбранного района и конкретного места. В последние годы все чаще рыболовы пользуются быстрым передвижением на снегоходах. В этом есть свои плюсы, которые очевидны, но есть и большой минус. Возможность быстрой передислокации, особенно в компании, привносит суету и, как следствие, недостаточно тщательное исследование мест. В результате, после дня разъездов по водоему, уловы не так уж редко оставляют желать лучшего. Я лично несколько раз намеренно отказывался от таких разъездов, оставаясь на первом же месте ловли. Нельзя сказать, что такая тактика всегда оказывалась выигрышной, но однозначно – более надежной.
Очень важно уловить или знать ритм смены мест поиска, который очень зависим и от конкретного водоема, и от погоды. Так или иначе, но перед ловлей в голове должен созреть хоть какой-то план действий.
На мой взгляд, если нацеливаться на крупную рыбу, то на озере лучше поискать ее или на глубоком поливе в непосредственной близости от ям, или около подводных возвышенностей.
Возвышенности, горки, или луды, как их называют в разных местах, несомненно, служат очень хорошими точками привязки, но нужно иметь в виду, что рыба их посещает время от времени. Например, на Валдайском озере или на озере Велье по последнему льду крупного окуня вернее обнаружить на бровке, идущей вдоль заросшего тростником берега, на глубине полтора-два метра. В середине дня этот же окунь отходит от мелкого берега, но недалеко. В середине дня окуня относительно легко обнаружить на глубине 5-6 метров.
С глубинной плотвой несколько иначе. При каких-то мало нам известных погодных условиях крупная плотва утром выходит на отмели с глубиной до трех метров. Лучше, если отмель расположена подальше от берега и покрыта подводной растительностью. Здесь плотва проводит около часа и опять скатывается к глубоким поливам. Чем ближе последний лед, тем выходы плотвы становятся чаще и продолжительнее. С какого-то момента стадо плотвы может остаться над отмелью и не покидать ее до появления широких закраин по всему периметру водоема.
Лещ, если его в озере много, как правило, до самого последнего льда предпочитает оставаться над ямами. Он стоит, но постепенно начинает активно перемещаться, при этом с каждым днем поднимается немного выше. Мне не приходилось ловить эту рыбу со спуска меньше пяти метров, но это только потому, что к тому моменту на лед было не выйти. Крупная плотва поднимается выше и раньше, и даже когда лед еще без больших закраин, в солнечную погоду можно ловить ее буквально под лункой.
Несколько слов о щуке. Часть щучьего стада совершает набеги на прибрежную зону, где ее уже имеет смысл ловить не только на живца, но и на балансир или блесну. Поскольку поклевки наблюдаются в течение всего дня, тактика активного поиска с балансиром становится все более выгодной. Лично я предпочитаю не балансир, а колеблющуюся блесну известной канадской фирмы. На некоторых водоемах очень хорошо получается ловить на яркий виброхвост на джиг-головке. В отличие от балансира, на блесну или виброхвост поклевка случается на третьем-десятом взмахе, то есть темп ловли максимально высокий.
Вернемся к плотве. Часть плотвы не спешит к отмелям, так же как и большая часть окуня, а соответственно, и щуки. Все это стадо гуляет в полводы над поливами, причем предугадать, куда оно двинется, нет возможности. Скорость передвижения разной рыбы различна, но в «хороших» местах все они на время встречаются.
Кроме поливов, над которыми плотва стояла всю зиму, очень перспективны места около устьев ручьев и рек. Причем от самого устья рыба может держаться довольно далеко. Мне кажется, что плотва сейчас доходит до границы ощущаемого ею течения из реки и дальше пока не идет.
В любом случае нужно настраиваться на максимальный темп ловли, который необходим во время следования за обнаруженной рыбой. Не всегда получается именно преследовать конкретную стаю. Очень часто с утра рыба активно проявляется в одном районе, а после обеда совсем в другом, вот тогда имеет смысл менять место.
Темп ловли не стоит путать с частотой смены мест ловли. Именно в этом балансе между количеством мест на водоеме и тщательностью проверки каждого из них главная причина того или иного результата ловли. Лично я считаю, что на исследование одного района ловли стоит тратить не менее двух часов. Нет смысла высиживать на трех лунках: чтобы нащупать рыбу, чаще всего приходится делать не менее трех десятков лунок. На каком расстоянии их делать, зависит от рельефа дна. Рыба, передвигаясь в полводы или подо льдом, все равно выбирает маршруты движения в соответствии с рельефом дна. Думаю, что это связано с температурой воды.
Несколько слов о снастях. При обсуждаемой ловле как никогда сказывается местная специфика. Поэтому, если вы впервые на данном водоеме, то начинайте с ознакомления со снастями, которыми пользуются «бывалые» и местные. Всех секретов, да и вообще никакого конкретного секрета или «изюминки» вам, скорее всего, не покажут и не объяснят, но по крайней мере будет от чего оттолкнуться. Это тем более важно, поскольку времени на подбор снасти просто нет. Для того чтобы хорошо порыбачить, нужно быть абсолютно уверенным в своей снасти и отлично знать все особенности данного водоема. Наверное, именно поэтому на огромных просторах многих озер так мало рыболовов. И это не указывает на то, что рыбы мало или она не активная. Все наоборот, но вот чтобы добиться успеха, рыболову нужно работать и работать, а это, как известно, нравится не всем. Еще нужно иметь в запасе достаточно времени, поскольку бывают действительно «неклевые» дни. В такие периоды я предпочитаю заняться щукой или налимом, тем более что их отношение к погоде несколько иное, чем у плотвы, окуня или подлещика. О хищниках продолжим через неделю.