Прежде чем дорожная грязь вдруг за одну звездную и морозную ночь словно окаменеет, а зеркальная гладь прудов станет звонкой и прозрачной, будто стекло, погода на сломе сезонов может преподносить неприятные сюрпризы в виде пронизывающего ледяного ветра или дождя с мокрым снегом. И тогда многие рыболовы почитают за благо в заветные выходные дни остаться в домашнем тепле и, скучая, постоянно подходить к окну, за которым хлещет голыми мокрыми ветками неугомонный норд.
Однако напрасны такие страдания. Хоть и банально, но у природы нет не рыбацкой погоды, когда рыболову вроде бы нечего делать у воды, а есть неправильно подобранная одежда и неверно выбранные водоем и объект ловли. В этой связи необдуманно поступают и те «всепогодные» отчаянные рыбачки, которые накануне зимы на берегу расставляют разные снасти на всякую рыбу сразу: день в это время настолько короток, что нет смысла распыляться, а многие рыбы в ледяной воде берут насадку столь осторожно, что лишь полное сосредоточение на чем-то одном может привести к реальному успеху.
Ну а спектр современных эффективных и чувствительных снастей и средств защиты от ненастья позволяет во многом снять влияние на результаты рыбалки хотя бы внешнего, погодного фактора.
К примеру, достаточно надежно защищают рыболова от непогоды, от дождя и ветра, специальные прочные зонты диаметром до 2,5 метра, у которых «шляпа» на шарнире может поворачиваться во всех направлениях. А если сильное волнение и далеко отошедшая от берега рыба не позволяют наслаждаться созерцанием поплавка на обычной удочке, то у рыболова для осторожного, практически зимнего клева, в арсенале снастей должен иметься легкий пикер с чувствительным и ярким сигнальным кончиком, на который установлена скоростная безынерционная катушка. На нее желательно намотать не менее 150 метров качественной лески тонущего класса диаметром 0,14-0,18 мм. Такая тонкая леска, к тому же быстро уходящая под воду при ее натяжении, позволяет без особых усилий и без ухудшения качества наживки произвести дальний заброс оснастки как с весьма легким грузиком, так и с миниатюрной кормушкой, и делает снасть почти не подверженной воздействию ветра и волны, даже когда они имеют самое неудобное боковое направление.
Как многие рыболовы считают, наиболее проблемной и почти безрезультатной накануне ледостава является ловля карася в тех бесчисленных прудах, где эта рыба водится в изобилии, потому что с охлаждением воды ниже определенной температуры карась почти повсеместно перестает себя как-либо проявлять. Но как показывает практика рыбалки в последние пару слишком теплых по погоде десятилетий, это происходит далеко не на всех подобных водоемах, и круг их постепенно расширяется, где разная теплолюбивая рыба, в том числе и карп, и линь, и даже толстолобик, вдруг начинают попадаться на рыбацкие снасти не только по открытой ледяной воде, но и при зимней ловле со льда. Значит, требуется лишь определиться, чем эти пруды выделяются в общей массе таких водоемов, что в них карась и с наступлением холодов сохраняет достаточную для его успешной ловли активность.
Прежде всего, и это понятно каждому, что карась не впадает в анабиоз в ледяной воде в том случае, если он в конкретном водоеме живет на «голодном пайке», то есть испытывает постоянную нехватку определенного корма и потому в течение теплого периода не нагуливает достаточные жировые запасы – вероятно, значительная часть биологических ресурсов рыбы расходуется на поиски и поглощение пропитания, может быть, не слишком калорийного и легкого в усвоении. Подобные обстоятельства характерны для прудов или карьеров, где слабо развита водная растительность из-за особенностей грунта донного ложа, состоящего из песка, гравия или жесткой глины. Карасю же, чтобы он был всегда сыт, требуются мягкие органические отложения, которыми он питается и которые образуются в достатке там, где богатая и разнообразная водная растительность. Поэтому на небольших, мелководных, илистых и зарастающих летом водорослями водоемах и не стоит пытаться уже ранней осенью ловить карася – он тут очень сытый и перестает брать с первыми холодами. Зато на прудах или карьерах с твердым и относительно чистым дном даже подо льдом долго сохраняется благоприятный кислородный режим, когда живительный газ не расходуется на окисление органики, поэтому тут любая рыба, и карась в том числе, имеет возможность чуть ли не до середины зимы вести активный образ жизни и питаться, только в ледяной воде устанавливается особый режим кормления, да и пища потребляется главным образом не растительная, а животная – личинки, ракообразные и даже мальки.
Однако характер места обитания карася – это необходимое, но еще не достаточное условие клева теплолюбивой рыбы в ледяной воде. Должны быть еще факторы, усиливающие голодную жизнь карася в каком-либо водоеме. Как показывают наблюдения и многолетняя практика ловли карася в предзимье, наиболее вероятно поймать эту рыбу в тех водоемах, где, во-первых, не только велика плотность заселенности карасем, но, во-вторых, немало и другой рыбы, к примеру, окуня, плотвы, пескаря, подлещика, горчака, уклейки, щуки. Многие из перечисленных привычных обитателей наших водоемов, в которых не бывает зимних заморов, ведут немного отличающийся друг от друга образ жизни, что по сути является образом питания, в результате в водоеме, благодаря жизнедеятельности более активных представителей рыбьего племени, постоянно истребляется весь спектр мелких кормовых организмов, а еще более ленивому в ледяной воде карасю уже мало что достается. Наверное, поэтому в таких водоемах осенней порой изредка удавалось ловить крупных карасей спиннингом на вращающиеся блесны или на мелкие силиконовые твистеры и виброхвосты, а зимой они при целенаправленной ловле очень даже неплохо брали на окуневые блесны или на «чертиков» даже при их высокой проводке. Значит, тут карась от недостатка привычного корма становится хищником и вынужден отыскивать пропитание не только у дна, но и в толще воды.
Теперь, определившись с кругом водоемов, где накануне зимы возможен стабильный клев карася, пусть и на дальнобойные снасти, нужно дальше четко представлять, что не вся акватория подойдет для рыбалки этой порой, потому что с остыванием воды практически до точки замерзания разная рыба, а также и ее корм, будет скапливаться в определенных местах при почти ее полном отсутствии в других. И как показывает практика рыбалки в предзимье на целом ряде проточных прудов, образованных в результате постройки плотин на небольших речках и ручьях, карась здесь на зимовку встает почти повсеместно, где есть достаточная глубина, однако на широком и наиболее глубоком плесе у плотины его собирается неизмеримо больше, почему здесь и можно всегда рассчитывать на то, что мотыль на крючках не будет мгновенно схвачен пескарем и плотвой, а с большой долей вероятности станет добычей именно карася.
Однако и на разливе вблизи плотины карась клюет далеко не везде, поэтому многие рыболовы холодной порой часто совершают одну и ту же ошибку, стараясь непременно забросить снасть в самое глубокое место, то есть прямо в русло затопленной речки. Карась тут, возможно, есть, вероятно, он здесь отстаивается при неблагоприятных погодных условиях, но кормиться рыба всегда выходит на относительно ровный полив рядом с русловой канавой, что говорит о близости его поведения к образу жизни леща в водохранилищах, когда эту рыбу также успешно ловят на прирусловых «столах». Поэтому такие зоны на водоеме надо отыскивать пробными забросами грузика нужного веса, считая затем время его погружения до дна, либо обследовать интересующий участок со льда, занося на бумагу схему расположения глубин.
И тем не менее, при ловле карася во все сезоны бывает вредно постоянно следовать каким-то заученным правилам. Не раз случалось так, что после затяжных осенних дождей вода в пруду сильно поднималась, тогда карась вдруг массово отходил от плотины в срединную или верхнюю часть водоема, где и клевал, а у плотины переставал ловиться, но стоило только ударить первым морозом с образованием ледовых закраин, как он, невзирая на уровень и прочие внешние факторы, вновь оказывался рядом с плотиной. Однако уже после установления ледового покрова не всегда удавалось ловить карася около плотины, где он еще неделю назад прекрасно брал на пикер – рыба нередко лучшим образом начинала проявлять себя поклевками на совсем других, но опять же строго определенных участках водоема, причем вновь не в русловой канаве, а непосредственно около нее.