Теоретически любой знает, что гнаться за более чем одним зайцем – занятие пустое, но многие продолжают это делать. По первому льду, по последнему льду, в тех случаях, когда выезд на рыбалку растягивается на несколько дней, еще можно переключаться с одной ловли на другие способ и рыбу. И даже если вы поехали на неделю, то, как показывает практика, имеет смысл потратить почти все время на целенаправленную ловлю.
Подтверждением моих слов может служить хотя бы простой расклад по времени. Световой день еще не очень длинный, и утренний клев, если не приваживать рыбу, начинается часов в девять. Хорошо, если затемно вы подготовили лунки в перспективном месте, то есть прибыли на водоем часов в семь. Примерно час, не меньше, уйдет на то, чтобы оценить выбор места и снасти, а также активность рыбы. В лучшем случае вы начнете искать другое место часов в одиннадцать. К часу дня закончится подготовка нового места, и тут наступает «обеденный перерыв» у рыбы, который длится до двух, а то и до трех часов. В начале шестого начинает темнеть, рыба перестает активно перемещаться, и сверлить много новых лунок нет смысла.
Постоянное сверление лунок и перемещение по водоему могут себе позволить только рыболовы с блесной и безнасадочной мормышкой. Как только в руках рыболова появляется поплавочная оснастка, прикормка и коробка с мотылем, так темп поиска рыбы снижается в несколько раз. Кто-то ищет рыбу и пытается активизировать ее прикормкой и соблазнить мотылем на крючке. Кто-то, наоборот, выбирает место, кормит его и считает, что рыба обязательно должна прийти на угощение. И в том, и в другом случае рыбалка начинается и заканчивается на одном месте, поскольку рыболов, в отличие от рыбы, привязывается прикормкой к месту ловли гарантированно. Сейчас тактика обследования одного места и тактика непрерывного поиска могут оказаться плодотворными, только в том случае, если настраиваться на ловлю конкретной рыбы.
Ориентация на ловлю всего, что клюнет, характерна для случаев, когда рыболов обследует незнакомый водоем или отдыхает на свежем воздухе, промышляя мелочь в береговой зоне. Около берега всегда можно обнаружить мелкого окуня, плотву, ерша. Нередко эта «мелочь» вполне достойного размера, к тому же есть большая вероятность «зацепить» и несколько трофеев размером побольше. Такая тактика хороша, когда водоем близко, на рыбалку вы выбрались на несколько часов и улов как таковой вас мало интересует. Клюет, ну и хорошо...
Чтобы реализовать такую тактику, достаточно иметь с собой пару удочек, оснащенных мелкими мормышками на тонкой леске. Как показывает практика, достаточно просверлить пяток лунок, затем пробовать в них ловить. Если после первого подхода к лункам рыба никак не проявляется, то лучше сразу перейти на новое место. Обычно достаточно сместиться ближе к берегу. Если рыба хоть в одной лунке обнаружится, то имеет смысл подкинуть десяток мотылей.
Несмотря на то, что клев сейчас неважный, большинство все же нацеливается на определенную рыбу, например, на подлещика. Довольно часто на прикормку вместо подлещика реагируют плотва и окунь. В этом случае есть выбор – или сменить место ловли, или ловить то, что клюет. Не должно быть иллюзий насчет того, что после плотвы и окуня вдруг начнет брать лещ. В лучшем случае, через некоторое время действительно начнут попадаться мелкие подлещики, но вперемешку с плотвой. В конечном итоге в улове будет несколько десятков плотвы и окуней и десяток «ладошечных» лещей-«фанерок».
Уходить от прикормленных лунок не хочется. Не из-за того, что жалко прикормку, а из-за надежды на чудесный подход леща. Он, может быть, и подойдет, но уже не сегодня. Ждать на хорошо подкормленных лунках имеет хоть какой-то смысл, только если вы просидите на них сутки, а то и больше.
Весьма часто пытаются совместить ожидание подхода подлещика с ловлей на жерлицы. Это имеет смысл делать, если жерлицы расставлены еще затемно и в непосредственной близости от «лещовых» лунок. Ранняя постановка жерлиц обусловлена тем, что в процессе ожидания леща уже не будет времени на то, чтобы активно манипулировать живцовыми снастями. Как показывает практика, такое совмещение приносит положительный результат, но в единичных случаях, которые относятся к категории везения.
Лучше потратить время и силы на сверление дополнительных лунок, поиск и прикармливание подлещика по площади, на других глубинах, в соседних районах. Нередко успех кроется в настройке снасти, в «игре» и приманке на крючке. Чем постоянно отвлекаться на жерлицы, лучше попробовать сменить поплавочную оснастку на мормышку. Попробовать подобрать «игру» мормышки, а то и заменить приманку с мотылем на «чертика» и поискать рыбу по горизонтам.
Другой пример. Вы отправились за хищником с жерлицами. Расставили снасти и просто ждете возможной поклевки. Щука и судак сейчас не склонны к перемещениям, и если хищник далеко от выбранного места, то поклевки не будет точно. Нужно попасть под нос хищнику, а для этого снасти следует постоянно, методично, в плановом порядке смещать и перемещать. Например, эффективно перемещать жерлицы вдоль берега или вдоль глубокой бровки. Времени на то, чтобы расположиться рядом и ловить на мормышку, не остается. Если вы поставите жерлицы и пойдете искать плотву или окуня, то скорее всего и плотву не найдете, и щуку не поймаете. Когда я ловлю на жерлицы, то беру с собой мормышки только для того, чтобы подловить живца. Лучше иметь с собой блесну. С блесной очень удобно проверять новые лунки для жерлиц и искать перспективные «точки». Важно не сматывать леску при переходе с места на место, чтобы постоянно изучать рельеф. Кстати, на блесну, если искать планомерно и не жалеть сил на новые лунки, можно половить намного эффективнее, чем на жерлицы. Если хорошо поданная блесна попадает в поле зрения активной щуки, то вероятность поклевки очень высока.
Настрой на определенную рыбу дает несравненно лучшие результаты не только потому, что рационально используется ограниченное время рыбалки. Не менее важен подбор снасти для конкретной ловли. Про ловлю подлещика я уже упоминал. Плотва и окунь сегодня могут быть активными, то есть хорошо реагировать на быструю «игру» мормышки, а могут быть и очень пассивными. В какие-то дни и часы эти рыбы берут приманку, только если она лежит на дне или покачивается у дна. В одни дни рыба хорошо и быстро реагирует на прикормку, а в другие – не замечает ее. Случается и так, что прикормка только вредит. Чтобы понять, как сегодня ведет себя рыба, нужно пробовать разные подходы, подстраиваться.
Совершенно необоснованно, например, убедившись, что в начале рыбалки окунь не клюет в знакомом месте, убирать в ящик балансир или блесну и идти кормить плотву или подлещика. И наоборот.
Любая рыбалка должна строиться по какому-то приблизительному плану. Почти никогда этот план не соблюдается полностью, но если уж пошли за плотвой, так ищите именно ее.
В глухозимье настрой на ловлю определенной рыбы особенно актуален. Причина в том, что очень часто рыба в конечном итоге обнаруживается, вы ее активизируете прикормкой, а поймать не удается. Причина в настройке снасти, в тонкостях техники «игры». Чтобы их подобрать, нужно время, нередко довольно много времени, а день короткий. Осложняет дело и то, что к вечеру подберешь снасть и «игру», а на следующий день все начинается заново. Вчера плотва брала на «игру» и высоко от дна, а сегодня на этих же лунках она берет только лежащую на дне мормышку с одним мотыликом на крючке. А если докормишь вчерашние лунки, так поклевки вообще прекращаются. И наоборот.
Я раньше даже завидовал целеустремленности, например, блеснильщиков. Идет группа рыболовов, они поочередно делают лунки друг за другом. Обсверлили «точку», снялись и на следующую «точку». Мне казалось такое путешествие малоинтересным. А теперь я с удовольствием могу в одиночку бродить с блесной весь день, изучая водоем.
Узкая специализация и по рыбе, и по снасти не только более эффективна, но и более интересна.