Кажется, что проверенные блесны всегда как играли, так и будут играть привлекательно, уловисто, живо, словно настоящая рыбка. И хищники столь же азартно и яростно будут продолжать набрасываться на эти обманки. Стабильная игра приманок всегда приносила стабильные уловы. Но это случалось, когда рыболов блеснил в одних и тех же местах, проверенных, как и блесны. Здесь знакома каждая ямка и песчаная бровка на скате в яму. И глубина не более двух с половиной метров.
Но вдруг случилось рыболову поменять место рыбалки: друзья пригласили на новое и незнакомое место. Рыболов уверенно достал коробочку со старыми уловистыми приманками и начал блеснить в привычном режиме. Все вроде как обычно, но почему-то не берет хищник и все тут… В чем же причина бесклевья? Вялая рыба, не берет из-за погоды? Но рядом соседи таскают окуньков одного за другим на мормышку с мотылем. Едва рыболов переместился ближе к берегу, где было намного мельче, как сразу же последовали уверенные поклевки, а блесны стали работать с заметным «подвисанием», как и подобает планирующим обманкам.
Почему ухудшается игра блесен?
Причина ухудшения игры искусственных приманок нередко бывает в изменении глубины, на которой происходит ловля. Чем глубже, тем все хуже и примитивнее начинают играть «планеры». Наиболее приемлемая глубина для хорошей игры планирующих блесен, как выяснилось, полтора метра. Уже после трех метров, ближе к четырем, эти блесны начинают играть как узкие «гвоздики», то есть совсем немного отклоняясь от вертикальной оси лунки. Поскольку это происходит во время паузы после сброса обманки, то теряется какое-то количество поклевок, так как именно на этой паузе их бывает иногда больше всего.
Если глубина достигает шести метров или еще больше, то здесь уже совершенно отсутствует уход приманки в сторону от вертикали. При этом рыболов, находящийся на льду, отсчитывает как обычно уловистую прежде паузу. Но в этом случае она абсолютно ничего не решает.
Также на больших глубинах теряется зависимость игры блесен от толщины лески. Если на полутора метрах любая лишняя сотая миллиметра диаметра лески может повлиять на клев в ту или иную сторону, то на семи метрах глубины эта разница нивелируется. Причем можно заметить, что на более толстой леске «гвоздики» вдруг начинают работать замедленно плавно и даже подвисают как планеры.
Но не все приманки перестают работать в планирующем режиме. В качестве исключения встречаются более широкие самодельные зимние блесны, почти не реагирующие на изменения глубины. Также некоторые рыболовы широко применяют в зимнем блеснении и летние колеблющиеся блесны. Многие из уловистых летом колебалок не менее успешны и в подледной рыбалке.
Но что можно предпринять для исправления «сломавшейся» игры близкой сердцу блесны, на которую столько было поймано красивой и крупной рыбы? Не ловить же на нее только в мелководных водоемах или у самого берега водохранилища. В первую очередь потребуется тестирование приманки, чтобы найти глубину и границу, где блесна перестает подвисать, а начинает отдавать «тычком» в руку, словно узкий «гвоздик». Найдя этот порог, надо попробовать изменить характер и скорость подъема удильника, то есть делать вскиды-взмахи более резко и коротко. Причем этот подъем приманки должен быть равен ее размеру, пусть она даже не длиннее 3-4 сантиметров. Хороший эффект от таких изменений работы удильником обычно бывает заметен уже на первых пробах, когда рыболов снова начинает чувствовать приманку и управлять ей. Даже когда блесна опускается на глубину около 10-12 метров, то и здесь при коротком и резком вскиде «планеры» подвисают как им и положено, то есть совершают планирующий уход в сторону с колебаниями и рывками и возвращаются к оси лунки. Тычков в руку уже нет, значит, проверенная блесна снова работает…
Полезные мелочи
Другой момент… В некоторых эпизодах подводных съемок можно видеть забавные кадры, где торопливые и завистливые окуни стаей толкутся у играющей обманки, причем играющей с широкой амплитудой, попросту — продолжительными рывками вверх-вниз. И на одном из таких длинных рывков, а потом падении вниз блесна «точь в точь» щелкает окуня меж желтых его глаз… Понятно, что это окушку не нравится. Он ошарашен и перепуган. Также перепуганы и его собратья. Они стремительно прыскают в разные стороны, растворяясь в зеленоватой глубине. А наверху у рыболова, сидящего с удильником у лунки, прекратился клев, причем надолго. А все это случилось из-за слишком длинных и размашистых вскидов удильника. При этом явно не выдерживалась пауза внизу, вследствие чего было потеряно множество поклевок.
Еще бывает, что множество пустых поклевок рыболовы начинают объяснять фазами луны, супружеским грехом перед рыбалкой, сглазом старой ведьмы, слишком низким или слишком высоким давлением. Мол, окунь сытый и вялый… Между тем причина бывает в креплении крючка на приманке. Иногда даже довольно крупные окуни только «футболят» блесну, на которой одинарный крючок глухо впаян в корпус обманки. Если взять точно такую же блесенку, но с подвешенным маленьким тройничком, то количество верных поклевок увеличится.
Окуни очень активно реагируют на возню приманки на дне, когда на илистую муть могут собраться сразу несколько любопытных «матросов». Особенно если еще и малек засеребрится в толще воды. Такой прием нередко вызывает хороший клев, принося удачу. Казалось бы, классика ловли, но рыболовы нередко забывают про эту немудреную хитрость для приманивания колючих хищников.
Как теперь стало известно, легенды про темень в глубине подо льдом являются именно легендами, как и то, что рыба, там, внизу, не видит и не различает цвета приманок, шерстинок и мушек. Даже на большой глубине видно название блесны на ее корпусе, отчетливо различаются цвета подвязанных на крючке шерстинок и нанизанных бусинок. Уж если красная, то она красная и в глубоких слоях воды. Так же и с черными мушками. Но тут есть другой момент. Видно, что все эти самые различные дополнительные подсадки на блесну влияют на ее игру. Причем это влияние может совершенно изменить характер игры приманки. Иногда планирующие блесны, перегруженные перышками и шерстинками, начинают играть очень примитивно, теряя элемент отклонения от вертикали. «Гвоздики» же, часто самые успешные в «глухозимье» за счет монотонной вертикальной игры, становятся какими-то штопорящими и падающими ко дну глупыми пластинками металла, совершенно теряя свои свойства. Поэтому надо знать чувство меры, оснащая приманки дополнительными «заманухами» из шерсти и перьев.
Несколько иная ситуация с балансирами. Если их перегрузить мушками, то они тоже теряют свою особенную игру, называемую еще «восьмеркой», но не в такой мере как блесны. Только если мушки слишком крупные. Если же шерстинки и мухи соответствуют размеру и строю балансира, то они намного улучшают его игру.
При ловле на балансиры короткий и резкий подъем удильника создает лучшую игру приманки, чем плавная и длинная потяжка. Этот быстрый вскид вверх сразу заставляет играть балансир, уже на подъеме, имитируя юркую резвящуюся рыбку. И на сбросе вниз после резкого короткого рывка балансир отлично уходит в сторону, возвращаясь к вертикали по траектории «восьмерки». Но это при стартовом коротком и резком рывке.
При отвесном блеснении со льда нередко применяются приемы игры мормышкой. Впервые я открыл для себя этот способ во время вялого клева окуня на Чебоксарском водохранилище. Глядя на то, как местный «мужичок-с ноготок» таскает окушков одного за другим, я заметил, что после сброса блесны ко дну рыбак начинает поигрывать кивком, как при ловле с мормышкой. Именно на этих колебаниях кивка у него нередко и следовала поклевка. Пришлось позаимствовать этот опыт. Век живи — век учись… А учиться никогда не поздно и не вредно. Но этот прием работает не всегда. Только при каких-то определенных условиях он может дать хороший результат.
Подводные съемки показали и то, что окуни не столь осторожны, как иногда кажется. Сколько уже говорилось о том, что, мол, сорвется рыба в лунке — и все, больше клева не жди. Или когда вытаскивает рыболов добычу, то рыба якобы выделяет какие-то флюиды, вещества, ферменты страха, от которых остальные окуни спешат скорее прочь. Да и пугаются, мол, окуньки, когда их собрата тащат наверх, подцепленного крючком. Но видно было на кадрах съемок, что друзья уходящего вверх на леске окуня словно бы тянулись за ним в легкой зависти. А другие, похоже, были «рады»: одним конкурентом меньше… Если же серьезно, то окуни почти не реагировали на рывки пойманной рыбы. Главное, быстро снять окуня и как можно скорее опустить приманку ко дну, чтобы не дать уйти стае. Поэтому нередко зимой применяют крючки без бородок. Это дает возможность просто сбросить рыбу с крючка, что гораздо быстрее, чем снимать ее руками. К тому же, и ловить можно в перчатках или в рукавицах.
Для этой же цели служит и способ подъема рыбы к лунке. Умелый рыболов с каждой пойманной рыбой все укорачивает леску, поднимая стаю ближе к поверхности. На укороченной леске процесс ловли и снятия рыбы с крючка совершается гораздо быстрее. Иногда окуни начинают брать уже буквально под самым льдом.