Каждой зимой после становления льда на водоемах непременно случаются и оттепели, и крепкие морозы — или продолжительные, или короткие по времени. Именно при длительных потеплениях из-за таяния снега и осадков под ледовый покров поступает много свежей воды, которая, кстати, не только очень сильно насыщена кислородом, но также имеет более низкую температуру, чем «старая» вода в водоеме. Возможно, лишь на мелководьях подо льдом водная толща остывает до того же состояния.
Рыба, а также ее различный живой корм, конечно, стремятся «освежиться», но всё же, чтобы не получить термический шок из-за разницы температур, в массу «новой» воды сразу не заходят, а занимают некие достаточно узкие пограничные зоны, где происходит смешение водных слоев с разными свойствами. В этой ситуации возможны два варианта поведения разной рыбы — она в глубинной зоне занимает некий горизонт, то есть встает в полводы, либо массово выходит на обширные мелководья.
Данное обстоятельство обусловлено тем, что вода в водоемах с малой проточностью зимой имеет температуру около плюс четырех градусов — при этом вода становится наиболее плотной и тяжелой. Так что более легкая талая вода хорошо и равномерно перемешивается с водной толщей на малых глубинах, где вода имеет почти одинаковые с ней параметры. Однако, попадая через трещины и лунки на глубинные участки, она растекается над «старой» водной толщей, почти с ней не смешиваясь или образуя только узкую зону смешения, которую рыба не всегда охотно посещает.
Зато на мелководьях водная среда при длительных оттепелях приобретает везде одинаковые и вполне комфортные свойства — как для различной мелкой живности, так и для рыбы, которой тут, в условиях ограниченного пространства, и кормиться гораздо легче. Поэтому и среди зимы при сильных потеплениях, как и весной, рыболова на малых глубинах вполне может ожидать весомый улов. Но здесь придется немало потрудиться, разыскивая стоянки рыбы, что не так просто, учитывая почти одинаковые везде рельеф дна и глубины.
Но все усилия компенсируются тем, что на мелководных поливах рыба зачастую встает плотными «пятнами», и если на большинстве участков ее нет, то это дополнительно говорит о том, что где-то рыбы будет очень много. Конечно, отыскивая стоянки рыбы, а затем «разбуривая» место ловли, рыболову необходимо вести себя предельно тихо: лунки делать не близко друг к другу, не «прокачивать» их ледобуром, не очищать полностью от ледяной крошки, стараться рыбачить подальше от шумных компаний.
Малые глубины водоемов без течения перспективны для успешной рыбалки не только при затяжных оттепелях, но и при длительной морозной погоде в середине зимы — в пору так называемого глухозимья, когда под толстым льдом в воде начнет ощущаться дефицит кислорода. И тут дело не столько в нехватке кислорода, а сколько в его затрудненном поступлении под ледовый покров из-за накопившегося слоя снега и собственно льда. Но снежный слой и лед всё же остаются проницаемыми для газов, хотя и в очень малой степени, поскольку являются пористыми, пронизанными мельчайшими трещинами. Тогда этого малого количества поступающего газа, вероятно, не будет хватать, чтобы полноценно насытить глубинные водные слои, но для малых глубин его вполне достаточно для поддержания сносных условий обитания в тяжелые периоды ледостава. Только надо осознавать, что такие условия и на мелководьях сложатся не везде, а лишь там, где на дне мало разлагающейся прошлогодней растительности или залежей органики, способных поглотить из воды полностью весь кислород и вызвать заморные явления на значительных по площади участках.
Поэтому не любые места с малой глубиной подходят зимней порой для результативной рыбалки — предпочтение лучше отдавать мелководным поливам с твердым дном вдалеке от берега, где обычно не бывает столько «травы», как в прибрежной зоне, и где не скапливаются илистые отложения. В этом смысле хорошим клевом наверняка порадуют территории, бывшие летом местами массовых купаний — тут дно обычно песчаное, глинистое или гравийное, к тому же здесь любые мягкие отложения вздымаются в толщу воды многочисленными отдыхающими и разносятся волнами и за счет ветрового перемещения воды.
Как правило, выбор объектов рыбалки на мелководьях многих водоемов ограничен привычными плотвой, окунем, ершом, но при определенном стечении сезонных условий тут иногда удается целенаправленно ловить уклейку, красноперку, пескаря, карася и даже приверженца больших глубин леща. Естественно, нельзя не отметить и специфическую ловлю здесь щуки на жерлицы, когда глубина под лункой не превышает и трех десятков сантиметров, но это отдельная и довольно широкая тема, требующая специального рассмотрения. Однако и без того ясно, что крупный хищник не появится случайно там, где для него нет в достатке живого корма.
Безусловно, на малой глубине при скоростном обследовании значительных площадей водоема в поисках скоплений активной рыбы наиболее оперативной снастью будет мормышка либо с наживкой, либо в безнасадочном варианте. И тут при выборе эффективной приманки следует учитывать намного больше факторов, чем при ловле на большой глубине, что в значительной мере определяется повышенной освещенностью даже под толстым льдом.
Поэтому, например, на мелководьях при любой погоде плотва предпочитает мормышки матового черного цвета, ерш лучше клюет на приманки из потускневшего свинца, а вот на окуня неотразимо действуют мормышки, тело которых с помощью напыления покрыто медью. Впрочем, это лишь наиболее часто дающие результат варианты, хотя в ряде других случаев всё может быть с точностью до наоборот. Тут рыболову не стоит ломать голову над разгадкой особенностей рыбьего поведения, лучше заранее приготовить оптимальный набор удочек с приманками, различающимися как по форме, так и по цвету, а по весу и размеру они должны быть примерно близки. Последнее определяется как малой глубиной ловли, так и тем, что после скоротечного первого льда рыба тут вновь в интересном количестве появляется в середине зимы, когда желательно применять приманки минимального размера, которыми технически легче выполнять плавные размеренные движения, хорошо имитирующие поведение рыбьего корма в тяжелых условиях глухозимья.
При ловле на малой глубине очень важная роль отводится конструкции удильника — в нем должна быть заложена «система безопасности», предохраняющая тонкую леску от обрыва при поклевке крупной рыбы или при слишком резкой подсечке. Дело в том, что даже качественная леска, но короткая, не обладает достаточным запасом упругого растяжения, чтобы парировать мгновенные перегрузки. Поэтому необходим удильник с катушкой, которую фиксирует винт, одновременно выполняющий роль фрикционного тормоза. Именно регулировкой силы затяжки этого винта задается проворачивание катушки и сброс лески при критических нагрузках на снасть. Надежнее всего такая система работает, когда удильник снабжен катушкой достаточно большого диаметра, а леска на ее шпуле намотана под самые бортики.
Конечно, и к выбору лески надо относиться ответственно — из всего многообразия предлагаемой продукции внимание следует уделять только леске, диаметр которой калиброван до тысячных долей миллиметра, что отображено на упаковке (например, 0,112). Такая леска обычно заметно дороже массовой продукции неизвестного происхождения, зато она долго служит почти без потери качества.
В техническом и тактическом плане рыбалка на мелководье не столь сложна, если снасть хорошо отрегулирована, а стоянка рыбы найдена. Однако всегда есть и будут нюансы в ловле разной рыбы. К примеру, плотву и в этих условиях можно вполне успешно ловить стационарно и на неподвижную снасть, постепенно увеличивая количество рыбы под лунками с помощью прикармливания, из-за малости глубины подавая прикормку прямо сверху, без использования кормушки. Даже бывает лучше, если в лунку периодически сыпать сухую прикормочную смесь или манную крупу — частицы прикормки, постепенно намокая, будут постоянно падать ко дну, и движением, и запахом заметно активизируя плотву.
При ловле окуня обычно приходится строить рыбалку несколько иначе. Этот хищник достойных размеров в середине зимы и особенно весной не столь подвижен, как плотва, пескарь или уклейка. Он может стоять локально, «пятнами» либо на дне, либо подо льдом. Тут он или за короткое время просто «выбивается» мормышкой с мотылем или безнасадочной приманкой, или настораживается и в данной лунке изредка «отмечается» только легкими касаниями мормышки. Тогда следует склониться к одной из приемлемых тактик: если есть простор, всё время делать новые лунки и ловить активного окуня, не забывая засыпать снегом «отработанные» лунки, чтобы не засвечивать место, или в «рабочие» лунки, под которыми рыба явно присутствует, постоянно по щепотке подбрасывать чистого кормового мотыля, что всегда хорошо возбуждает окуня и вызывает его верные поклевки.