Лед после череды морозов стал толстым. По состоянию водоемов — сейчас середина зимы. Соответственно, и рыба себя ведет так, как каждую зиму в это время. А именно: не очень желает кидаться на предложенные ей приманки.
Середина зимы это всегда некий период, когда на льду остаются действительно увлеченные рыболовы, для которых не так важен размер улова, как желание обмануть рыбу. Это время и для экспериментов, и для более глубокого и осмысленного освоения той или иной снасти. Начинающим рыболовам сейчас, на мой взгляд, имеет смысл заняться ловлей окуня на мормышку с наживкой на крючке. Поскольку кислородный режим теперь наиболее благоприятный на реках, но на течении ловить намного сложнее, то лучше обратить взор на большие озера и водохранилища и совсем не тратить время на пруды.
Искать рыбу на большом водоеме всегда сложно. Много передвижений, много лунок, ограниченное время поиска заставляют быстро исправлять огрехи, как в снасти, так и в технике ловли. Помогает то, что в многочисленных стайках окуней почти всегда обнаруживается активная рыба и появляется конкретный результат в виде улова.
Кроме общих трудностей, связанных с трудозатратами, несколько усложняет задачу то, что эта, в целом прогнозируемая по поведению рыба, ведет себя из года в год с отклонениями от «принятых» для нее «правил». Все чаще случаются такие годы, когда активного окуня не могут найти ни по первому, ни по второму и последующим льдам.
В больших озерах и водохранилищах поведение окуня сейчас во многом зависит от уровня воды и наличия течения. Там, где вода уже сброшена, но стоит на одном уровне, поведение окуня привычное, зимнее. То есть у береговой кромки, на отмелях остался мелкий окунь, который исправно ловится, лучше с прикормкой в виде мотыля. Крупный окунь выходит на отмели, особенно на возвышенности и отмели среди глубин, или на самом рассвете, или в совершенно непредсказуемые часы, что зависит от погоды и освещенности.
Наиболее вероятно найти активного окуня на отмели в ясную солнечную погоду. Ловить стоит на мормышку с наживкой, поскольку глубина может быть всего двадцать сантиметров. Как правило, рыба хорошо реагирует на прикормку в виде мотыля, подброшенного в лунку. Нужно иметь в виду, что после прикармливания окунь моментально поднимается ко льду и хватает мормышку «в лунке». При такой ловле особое внимание нужно обратить на затемнение лунки. То есть чистить лунку от крошки льда не стоит. Как правило, нет смысла дополнительно затемнять лунку снегом, хотя в затемненной лунке клев нередко продолжается дольше, и окунь здесь попадается крупнее. Если начинают попадаться более крупные хищники, то имеет смысл сменить крупного мотыля на мелкого или вообще отказаться от насадки. При этом потребуется четкая, быстрая игра с высокой частотой колебаний. Если после трех-четырех проводок поклевки нет, то я подсаживаю мелкого мотыля и повторяю весь цикл. Периодически стоит опускать мормышку ко дну, поскольку группа окуней обычно делится на две части. Одна, наиболее активная, поднимается ко льду и перехватывает падающего мотыля, а другая собирает упавших на дно личинок. Через некоторое время рыба перестает реагировать на быстрые движения приманки, или периодически клюют только «живцы». Такое может наступить очень быстро, то есть буквально через десять минут после первой поклевки. Это означает, что окунь «въелся» в прикормку и методично собирает со дна личинок. Наступает очередь самой тонкой снасти. Это мормышка минимального размера на максимально тонкой леске. Например, до глубины пять метров эффективна вольфрамовая мормышка диаметром 1-1,5 мм на леске 0,07 мм.
Техника игры заключается в шевелении мотыля на крючке мормышки в придонном слое воды, с постукиваниями по дну, подъемами с покачиваниями на несколько сантиметров и плавным медленным опусканием на дно. В этом случае мормышка становится средством доставки наживки на пятно прикормки.
Если около берега не находится места с активной рыбой, то нужно сместиться на глубинные бровки, то есть на 5-6 м или даже на верхние русловые бровки. Видимо, здесь рыба пережидает между набегами на отмели. На глубинных бровках окунь не проявляет особой активности, и поймать его без прикормки бывает проблематично. Осложняет рыбалку то, что предугадать конкретное место выхода окуня затруднительно.
Наиболее результативна следующая тактика. Находится бровка, вдоль нее через несколько метров сверлятся с десяток лунок. В каждую лунку опускается немного мотыля и начинается обход лунок. В качестве приманки используется максимально мелкая мормышка с одной-тремя личинками крупного мотыля. Поклевка чаще всего случается во время отрыва приманки от дна, причем на первой или второй проводке.
Если окунь стоит на глубоком поливе, то имеет смысл сменить мормышку на блесну или балансир. Здесь, главное, увидеть первую поклевку. От первой поклевки и приходится «плясать», фиксируя не только игру и подбор приманки, но и горизонт ловли. Если поклевки результативные, но редкие, то есть одна с десяти лунок, то, скорее всего, это означает, что окунь здесь не сконцентрирован или неактивен, и стоит подумать о том, продолжать ли поиск. Если времени и сил уже нет, то стоит подкормить лунки с поклевками и вернуться к мормышке с мотылем.
В водохранилищах, где уровень воды еще высокий для этого времени, как, например, на Волжских водоемах, поведение окуня сейчас еще пока ближе к «перволедному». То есть рыба концентрируется на относительно мелких местах, причем в крупные стаи, и периодически совершает набеги на малька в прибрежной зоне. Если есть тюлька, то окуня можно найти над ямами, на границе течения и высоко от дна.
Если повезет с погодой, то клев может быть очень активным. Рабочая глубина обычно составляет от полуметра до трех метров. Когда погода не очень благоприятная, рыба затаивается, но прибрежной зоны и уровня не покидает. И в этом случае оптимально воспользоваться прикормкой и мормышкой. Стоит иметь в виду, что прикормленные лунки истощаются приблизительно в течение часа, поэтому после прекращения клева в одной из лунок нужно тут же сверлить и прикармливать следующие. Возврат к «старым» лункам обычно приводит к поимке еще нескольких рыб и полному прекращению клева. Но нужно заметить, что эти последние окуни могут стать самыми крупными.
К общим закономерностям я бы отнес то, что, во-первых, активность окуня меняется в течение дня, иногда очень существенно. Поэтому ловить нужно быстро. Это относится не столько к скорости опускания приманки и вытаскивания рыбы, сколько к быстрому переходу от лунки к лунке и к подготовке новых. Самая распространенная ошибка недостаточно опытных рыболовов заключается в неоправданном засиживании на одном месте. В отличие от подлещика, окунь и плотва реагируют на прикормку быстрее, но и теряют к ней интерес раньше. Поэтому, если два-три подхода к лунке не приносят поклевки, то с ней нужно распрощаться.
Во-вторых, периодически рыба поднимается в полводы. Ловить становится сложнее, поскольку приходится активно работать. На прикормку окунь при этом не реагирует и ко дну не опускается. В-третьих, становится важным тактический план ловли и его выполнение.
Я, когда не уверен в первоначальном выборе места, всегда начинаю с мели. По клеву мелкого окуня, по его активности и реакции на прикормку можно достаточно точно оценить активность и более крупной рыбы. Если даже мелочь чуть трогает приманку, то, скорее всего, окунь встал в полводы где-нибудь над бровкой. Однако крупный окунь может находиться совсем рядом и охотиться за неактивной мелочью. Если мелкий окунь активен, то стоит сначала поискать крупного на глубинах до пяти метров, а затем исследовать подводные пупки.
Охота за окунем всегда трудовая, и в полной мере это можно оценить, отказавшись от мотыля на крючке и от прикормки. Все-таки намного интереснее ловить окуня не как подлещика, находясь в пассивном ожидании клева, а перемещаясь в поисках более крупной рыбы. Для такого поиска есть безнасадочные приманки, разговор о которых далее.