Китайская рыбалка

Часть 1. Ловля и созерцание

Китайские производители сегодня наводнили российский рынок различными снастями и рыболовными принадлежностями. Отправившись в путешествие по южному Китаю, я задался целью узнать, на что же ловят сами китайцы. Забегая вперед, скажу, что я увидел немало сюрпризов. Встречались мне и такие снасти, о которых наши рыболовы и представления не имеют.

И вот я оказался в городе вечной весны Куньмине. Здесь множество благоухающих зеленью и цветами парков с прудами. В окрестностях города множество озер. Дойдя до одного из городских парков, я был поражен благодатной атмосферой, которая здесь царила. В тишине, под кронами пышной субтропической растительности, по берегам пруда расположились группами музыканты и певцы. Над водой разливались их великолепные мелодичные напевы. Слушая музыку и любуясь великолепным закатом, по берегам сидели рыболовы.

Я присоединился к двоим, наиболее успешным, которые на моих глазах выудили двух килограммовых карпов. Рыболовы приветливо улыбались, но из-за языкового барьера приходилось объясняться на пальцах. Мне удалось хорошо разглядеть их оснастки. А ловили эти китайцы на короткие удочки с обычной оснасткой. Основная леска — 0,25 мм, поводок 0,2 мм, крючок с коротким цевьем, №8. Но «фишка» заключалась в том, что в придачу к этому использовалось три продолговатых поплавка надетых на леску друг за другом. При попадании грузила в воду поплавки один за другим притапливались и на поверхности оставался только последний поплавок. При таком методе насадка — комочек теста — очень медленно опускалась ко дну, что, видимо, и привлекало местную рыбу. Рыболовы постоянно вынимали и снова забрасывали снасть, ориентируясь только на процесс погружения насадки. Те же, кто ловил на обычные донки-закидушки, ждали поклевку гораздо дольше.

Я также увидел, что некоторые рыболовы занимаются багрением рыбы. Для меня было непонятно: багрение в Китае разрешено официально или они занимаются браконьерством. Только на другой день, когда я поехал на автобусе к обширнейшему озеру Dan Chi, омывающему окраину города, убедился, что любительское багрение рыбы у китайцев — вполне официальное занятие. В одном месте на берегу увидел довольно длинный ряд рыболовов. Они все без исключения подергивали длинными 7-9 м удочками, с которых на лесках спускались так называемые «крабы» — грузило с четырьмя разведенными в сторону крючками. В моем понимании, рыболовы использовали браконьерскую оснастку, и можно было подумать, что они занимаются промыслом. Поэтому поинтересовался: они всегда так мало ловят или просто рыба не подошла? Оказалось, что для китайского рыболова не так важен улов. Большинство, отсидев целый день, вообще ушли без рыбы, а улов удачливых ограничивался одним-двумя небольшими карпиками или сомиками. Когда я спросил у одного пожилого рыболова, как же домой без рыбы возвращаться, он ответил, что рыба в магазине стоит не так дорого и для него важен сам процесс рыбалки.

У китайцев много чего необычного, что касается снастей. Ну, например, вы где-нибудь видели удочку, на которой задействованы сразу три катушки? А у китайцев это распространенная оснастка. От каждой катушки леска идет через кольца и последовательно спускается — с тюльпана, со второго кольца и с третьего. Таким образом, используя одно 7-9 м удилище, можно ловить в отвес сразу на три параллельных крючковых оснастки. На крючок наживляются живая креветка, червь или мякиш белого хлеба, а у китайцев многие хлебные сорта очень ароматные.

После Куньминя я отправился в еще один крупный город — Гуйлинь, в окрестностях которого довелось сплавляться по горной реке на бамбуковом плоту в команде с американцами, англичанами и одной молодой испанкой — все самостоятельные путешественники (с ними я познакомился в guest house). Однако рыболовов-любителей на реке замечено не было. Под крутым берегом я увидел ловушку для рыбы, она представляла собой изгородь из бамбука, в которую стая заходит, а обратно выйти не может — принцип верши. В конце путешествия на причале я встретил рыбака, выгружающего из своей лодки корзины с рыбой — на их дне шевелились небольшие сомики и серебристые рыбки, чем-то напоминающие нашего среднерусского голавля. Он сказал, что это его ловушка. Кстати, здесь же на причале сидел рыболов, который ловил довольно хорошо сделанной донкой — она базировалась на спиннинговом удилище. Что интересно, в качестве насадки он использовал черных тараканов, и в садке у него было два сомика.

В отличие от Куньминя, Гуйлинь оказался почему-то очень холодным местом, хотя эти города находятся не так далеко друг от друга. Я замерзал в двух свитерах и зимней куртке. После путешествия на плоту наша интернациональная команда по одиночке и парами отправилась в более теплые края. Так я попал в Гуанчжоу, перед которым успел побывать еще на острове Хайнань, но это тема отдельной статьи.

Гуанджоу — огромный кантон, как Шанхай, со множеством великолепных парков. Я поселился в гостинице возле парка Liuhuahu, центральную часть которого занимал живописный пруд с островом. На острове постоянно рыбачили несколько рыболовов, с двумя из них я познакомился в первый же день. Они же меня и посвятили в премудрости парковой ловли, предлагая присоединиться к ним. Объяснялся с ними через своего друга-переводчика, которому каждый раз приходилось звонить в Шанхай, когда надо было что-нибудь спросить у рыболовов (на английском в Китае разговаривают немногие). Оказалось, рыбалка в парке стоит совсем недорого — 10 юаней за полдня ловли и 15 юаней за целый день ловли. Обилечивал рыболовов парковый работник, который обычно появлялся на острове ближе к обеду. Пользуясь случаем, пришлось купить дешевую пятиметровую удочку, а компактные оснастки я всегда вожу с собой.

Сами китайцы удилища применяли совсем короткие — не более 3 м. Основная леска 0,25-0,3 мм, чуть длиннее удилища. Обычно ниже грузила через карабинчик и вертлюжок присоединялись один или два поводка с крючками, наживленными разными насадками. Карп, золотые рыбки, карась хорошо клевали на специальное красное тесто, имеющее специфический запах, и на мелких живых креветок. Также применялся для поплавочной ловли червь и опарыш. На них иногда попадался линь. Все насадки и кормовые смеси можно было приобрести в рыболовном магазине, который располагался на соседней улице. Вылов любой рыбы ограничивался пятью килограммами в день.

У китайских рыболовов, занимающейся рыбалкой в парках, не дорогое, но довольно удобное оборудование. Обычно рыболов располагается на специальном рыболовном кресле, в котором есть подставка для посуды с прикормкой, насадок и оснасток. Обязательно используется просторный садок для живой рыбы, потому что на востоке предпочитают есть рыбу не снулую. Довольно необычными у рыболовов оказались подставки под удилища. Для ловли в парках используются специальные подставки, сильно напоминающие рест для бильярдного кия. После рыбалки все рыбацкие принадлежности упаковываются в специальный кофр, и рыболов, закинув его за плечо, неторопясь отправляется домой.

Некоторые рыболовы параллельно поплавочной ловле использовали донки-закидушки, которые закидывали с руки. Оснастка закидушек совсем простая. Некоторые рыболовы наматывали леску на мотовильце, затем при забросе укладывали на расстеленный лист бумаги кольцами. Другие при забросе раскручивали оснастку одной рукой, в то время как моток лески находился в другой руке и при выстреливании оснастки отпускался. Оснастка — обычный патер-ностер, когда грузило крепится к концу лески, а выше него идут два поводка с крючками.

В качестве насадки обычно использовался кусок красного, довольно жирного червя. Кстати, донки-закидушки на мотовильце — довольно распространенная парковая снасть. Позже в других южных городах я не раз видел какого-нибудь человека, сидящего в созерцающей позе на скамейке или на раскладном стульчике перед красивым видом, а возле него на земле лежали одно-два доночных мотовильца, от которых в воду спускалась леска. На оснастке никакого сигнализатора, как правило, не было. Когда рыба подходила, рыболов брал леску в руки и по ощущениям определял момент подсечки.

Но, конечно, если говорить только о снастях, полного представления об озерной и парковой ловле в Китае не получишь. Для китайцев, как я понял, это еще один способ погрузиться в себя, найти душевное равновесие путем ухода от разных мыслей и в конечном итоге обрести благостное состояние, от которого зависит здоровье и долголетие человека. Наверное, поэтому я нередко видел рыболовов, располагающихся у озера или пруда напротив буддийских монастырей, поражающих своей красотой и так гармонично вписывающихся в окружающую природу.