Выбирая место на малой реке для ловли язя с лодки, лучше всего остановить свой взгляд на упавших деревьях, поскольку здесь одновременно решается вопрос и о том, как заякориться на довольно сильном течении. Стоять на якорях посреди чистого русла вряд ли целесообразно по многим причинам. Если же упавшая сосна или ель довольно протяженны поперек русла, то здесь есть возможность переставлять лодку в зависимости от выбора уловистого места. Случается, что язь в одно время лучше берет ближе к фарватеру, на струе, а потом перемещается к обрывистому берегу, где обычно глубже и течение не столь стремительно.
Ловля с привадой здесь также более результативна, но способ приваживания иной, чем на более тихой луговой речке, где корм можно просто подбрасывать или вываливать с лодки. В местах ловли (а их желательно иметь в запасе несколько) подвешивается с того же дерева мешок-кормушка с ячейками не менее одного сантиметра. Грузом может служить камень, положенный внутрь мешка. В качестве привады используется гороховая каша из лущеного гороха с добавлением меньшей части не лущеного, а также сухари, круто заваренные перловая, пшенная, овсяная каши, жмых, пареная пшеница и другие злаковые.
Время от времени надо добавлять корм в мешок, но с началом ловли пользоваться лучше только кормушками, установленными на снасти или отдельной кормушкой для прикормки. Привыкшая регулярно получать корм рыба, не тревожимая во время привады, непременно возьмет насадку, ориентируясь по струе запаха и частиц прикормки.
Снасти в таких местах применяются донные. Это может быть бортовая удочка-донка с катушкой, жестким пружинным сторожком, на конце которого крепится маленький колокольчик. На основной леске подвешивается плоское, довольно тяжелое скользящее грузило (в зависимости от течения), от грузила на вертлюжке привязывается подлесок длиной до полутора-двух метров, а на нем, подлеске — поводки длиной десять-пятнадцать сантиметров с острозаточенными крючками № 6–8 привычной нумерации. Для насадки гороха и каш лучше применять карповые крючки с коротким цевьем, для червей и “бутербродов” — обычные. На поводках подлеска могут быть и те и другие. Кормушка опускается с лодки выше по течению. В качестве прикорма можно использовать вышеуказанные ингредиенты, но в измельченном виде и без вкраплений не лущеного цельного гороха, поскольку, на мой взгляд, лучше ставить кормушку для прикорма с мелкими ячейками. В этом случае из нее будут вымыться только муть и мелкие частицы корма, привлекая, а не насыщая рыбу.
Возможна ловля и “кольцовкой”, но для нормальной работы этой снасти требуется сильное течение, желательно ровное, иначе возможны захлесты поводков за шнур кормушки. Подпасок-поводок, как бы отдаляющий шнур от основной лески, не всегда может предотвратить досадные захлесты на вихревом течении, блуждающем из стороны в сторону.
На ямах малой реки скорее подойдет донка-кормушка, называемая в каждом месте по-разному. Суть снасти в том, что небольшая кормушка подвешена прямо на основной леске, являясь одновременно и скользящим грузилом. Леска проходит сквозь кормушку прямо через корм или по трубочке, вмонтированной в кормушку. Подлесок привязывается на вертлюжке сразу за кормушкой.
Поскольку отверстия в такой миниатюрной кормушке малы, то и прикорм должен подготавливаться соответствующий. Можно использовать молотый вареный горох с добавлением пшенной каши (не вкрутую), молотых слегка обжаренных семян подсолнечника, панировочных сухарей и молотых ржаных и пшеничных сухарей. Подойдет и жмых россыпью.
Насадки для ловли язя могут быть самыми разнообразными. В начале лета червяк навозный, дождевой, выползок, а лучше невзрачный местный будет, наверное, в иных местах самой ходовой насадкой для донок. Также в перечне самых ходовых насадок находятся: пареный горох, крутая манка, мякиш ржаного хлеба, резаная корочка ржаного или пшеничного хлеба, опарыш, личинки жуков-короедов, носорога и майского (сальник), поденки, разные гусеницы и прочие самые неожиданные насадки из многообразия личинок насекомых, водящихся в лесах.
Естественно, самые матерые экземпляры язя попадаются в руслах большой реки, где рыба тяжелее двух килограммов не редкость, а скорее обычная рыба. Причем на волжских просторах и глубинах словно бы теряются основные качества этой рыбы — чуткость и осторожность. Да и немудрено, если ловить язя с глубины шесть-десять метров, на сильном течении у фарватера, где постоянно стучат дизельные движки теплоходов и самоходных барж. Течение же нередко удваивает силу вываживаемой рыбы, которая, случается, ломает крючки и рвет леску. Справедливости ради следует сказать, что этому разгрому снастей служит и относительно жесткая привязка лески к грузу “кольцовки”, в отличие от ловли с удилищем, где есть возможность гасить рывки за счет эластичности лески и гибкости удилища.
Выбор места на большой реке в первое время часто случаен, если не знать место или не промерять глубину. Потом запоминаются свои особенные места, где на дне есть то ли борозда, то ли камень или топляк. Но чаще у правого берега Волги (по крайней мере, в наших местах) гораздо глубже и течение сильнее. Здесь уже царит “кольцовка” с тяжеленными кольцами и кормушками, поскольку иная снасть здесь — спичка с паутинкой, если можно так сравнить… Донка-кормушка применяется чаще у левого берега, более пологого, где не столь сильно течение и глубины меньше.
Теперь о тяжелой “кольцовке”. Как уже было сказано выше, для ловли применяется бортовая удочка с катушкой и жестким сторожком. Для озвучивания поклевки на сторожок ставится маленький колокольчик. Обычно удильник крепят на борту лодки в специальные гнезда почти вертикально.
Кормушка для ловли на тяжелую “кольцовку” в лучшем варианте представляет собой металлический цилиндр с высверленными отверстиями, крышкой и залитым в дно тяжелым грузом. Объем корма, помещаемого в нее, на глазок можно определить так: ведро не ведро, но немногим меньше в нее войдет. На крышку сверху я обычно накладываю кружок резины, чтобы кольцо не стучало по металлу крышки. Сетки-авоськи, используемые для кормушки неудобны тем, что когда корм вымоет, они теряют свою форму, и в этом случае возможны зацепы крючков за сетку кормушки.
Свинцовое кольцо имеет прорезь для пропуска в него капронового шнура, но это касается более легких колец, которые, после того как шнур пропущен, просто сжимаются рукой и прорезь закрывается. Более массивное кольцо рукой не сожмешь. В этом случае в кольце делаются этакие фигурные прорези, через которые шнур сам собой выскользнуть из кольца не может. Можно поставить на прорезь специальную защелку.
После того как бортовая удочка установлена, тяжелая кормушка с кормом отбрасывается от лодки, опускается на дно и шнур кормушки надежно закрепляется на борту лодки. Затем кольцо с пропущенной в него основной леской как бы надевается на туго натянутый шнур кормушки, прорезь закрывается и кольцо с подвязанным ниже на вертлюжке подлеском, поводками и крючками осторожно опускается на основной леске ко дну. Резко бросать его не стоит, поскольку в этом случае возможны зацепы за шнур или просто запутается подлесок. Плавно уходя вниз, 1,5–3-метровый подлесок вытягивается на сильном течении в ровную линию, оставаясь в таком положении и у дна, в струе вымываемого из кормушки корма. Дополнительный подпасок-поводок, отделяющий шнур от основной лески, на мой взгляд, усложняет снасть, а на хорошем течении у меня редко случались зацепы и без него. Кольцо дошло до кормушки. Это видно по вскидыванию сторожка. Чуть подтягивается катушкой леска, сторожок чутко напружинивается, подрагивая колокольчиком и… все. Остается ждать поклевку.