Осень по ту сторону Дона

Куда не посмотри - осень повсюду. Осень в повседневной одежде, осень за окном, осень на рыбалке. А вот интересно, какова осень по ту сторону реки? Давно я строил планы проехать по правому берегу Дона от переправы в станице Трехостровская до места напротив хутора Вертячий.
И вот я уже разглядываю с помощью Интернета дороги на снимках из космоса, забивая в свой навигатор нужные точки развилок и спусков к воде. Сейчас, когда низкий уровень воды в реке побил все мыслимые рекорды, существует большая вероятность, что дорога есть по самому берегу, под меловыми горами. Так и вышло. Мы переправились на пароме в 7:15 на правую сторону и поехали по укатанной дороге вдоль берега. После станицы Нежнегерасимовской колея стала не такой накатанной. Правда, и заметно чище стало. Мы немного поплутали, силясь найти выезд к самому Дону, но не нашли ничего лучшего, как оставить машину перед высохшим озером, взять рыболовный скарб, еду, надеть сапоги и пройти 400 м, минуя высохшее озеро, лесок, камыш и прибрежный бурелом.

«Сбылась мечта идиота!»

Да. Это то самое место, за островом, напротив туристических баз в Вертячем. Из тропинок на условном полуострове – только звериные. По ним, собственно, мы и проламывались через стены камыша. На берегу ну просто очаровательный коряжник! Гладкие стволы уходят в воду, ниже них течение формирует заструги и обратки. Что еще судаку надо? Однако первой на черную поролонку соблазнилась щучка. Небольшая, граммов 800 вместе с застёжкой кукана. Села на крючки только с третьей попытки. А судак не хотел ловиться ни у меня, ни у Игоря, который безоговорочно составил мне компанию в этой авантюре. Течение не давало возможности ловить на груза меньше 25 г. Игорь быстренько перестроился на ловлю жереха и вот уже второго отпускает на волю. Сажать рыбу на кукан и мучить ее до вечера почему-то не хотелось в этот солнечный день, да и жерех был отнюдь не крупным. Игорь говорит, что были удары, по его ощущениям, килограммовых рыбин, но на крючки засекались только мелкие жерешата.

«Спой нам, ветер, про чащи лесные, про звериный запутанный след…»

А ведь ниже по течению есть яма глубокая! Там, дальше, может быть, и течение не такое сильное. Хотелось непременно пройти весь этот противоположный берег за островом, мимо которого столько раз проплывал с кем-нибудь на лодке. Ведь ловить с лодки и с берега – совсем разные рыбалки! Ну, мы и пошли. Однако не все так просто. Тропинок никаких нет, по кабаньим тропкам – хоть на четвереньках ползи, а ведь еще спиннинг с собой, который так и норовит зацепиться за ветки кустов и деревьев то тюльпаном, то катушкой. Тонкая упругая поросль так и норовит хлестануть по лицу или по спиннингу. Но разве это остановит? Вон там, за деревьями – яма. Воду крутит, поверхность воды то и дело вскипает интерференцией волн различной природы. На яме какой-то рыболов, бубня по нос проклятья, привязывает очередную приманку. Ага, значит, яма закоряжена! И вот уже на мою поролоновую рыбку кто-то «пристегнулся» без поклевки. Правда, так же и сорвался, самостоятельно. Не стал я мешать рыболову. По его словам, судачок поклевывает редко, но зацепов – просто жуть! Я иду дальше, туда, где несколько лет назад мы сидели по пояс в воде и ловили судаков вдоль заканчивающегося полуострова.

Дошли! И я, и Игорь. Устали, как «бобики». По дороге Игорь выловил судачка на зеленый твистер. Посидели, попили водички. А ведь еще идти назад!
Судак около заветной коряги не ловился. Да и не мудрено. Если сравнить тогдашний уровень воды и нынешний – сразу все становится понятно. Слишком мелко в той канавке, где он ловился несколько лет назад. Однако пора в обратный путь. Вдруг в голову пришла мысль, что ловить-то осталось совсем чуть-чуть времени! Пока вернемся в начало полуострова, пока половим, пока дойдем до машины через высохшее озеро, которые все равно обходить надо… Но на яме мы все равно решили поджиговать, ибо рыболов наверное все оборвал там уже и покинул это место.

 

Судачок из-под коряжки. Явно меньше 38 см.  

Буквально на его месте на второй проводке с четкой поклевкой ловлю судачка. Небольшой. Померил рукой – явно меньше 38 см, что является пределом для вылова в Донском бассейне нашей области.
Назад шли не по кабаньим тропкам, а вышли за лес и прошли вдоль высохшего озера, обойдя непролазные кусты и заросли камыша, заплетенные ежевикой.

«Уж Герман близится, а полночи – все нет!»

Как же не хочется уезжать! Солнышко неуклонно катится к горизонту. Туда, в сторону Песковатки. Оно еще греет, и гладкие стволы деревьев еще теплые. Игорь на одно такое сел и предался вдумчивой ловле жерешат. Ловил и отпускал, ловил и отпускал. Я собрался с силами, добрел сквозь густые камыши до самого начала полуострова, никаких окуней там не обнаружил, но в награду мне на глаза попалась целая семья вешенок. Ну вот, не с пустыми руками поеду домой! В зачете килограммовая щучка для какой-нибудь из бабушек у подъезда, половина пакета вешенок и много снимков осеннего Дона, на которых невозможно найти ни пластиковых бутылок, ни брошенных пачек из-под сигарет.

Игорь предался вдумчивой ловле жерешат  

Мы без проблем успели на последний паром и даже по темноте еще поджиговали с левого берега. Так не хотелось, что бы этот день заканчивался, ведь в воскресенье уже обещали мороз. Я залил в бачок стеклоомывателя незамерзающую жидкость, мы вдохнули полные легкие чистого осеннего донского воздуха и поехали назад, в город. 

Что еще почитать