Такой разный поролон…

Часть 3. Техника ловли с поролоновой приманкой

За долгую историю развития спиннинговой ловли выработано немало разных типов эффективных в определенных условиях приманок и оригинальных технических приемов работы с ними. А возможности поролона столь же широки, сколь и уникальны способы подачи его рыбе, что в итоге ведет к прогнозируемым поклевкам не только «записных» хищников, но позволяет пополнять рыбацкую сумку и «мирными» трофеями.

 Конечно, основным техническим приемом ловли спиннингом на огруженную в головной части поролоновую приманку является джиговая ступенчатая проводка. В общих чертах она выглядит так: после заброса на нужную дистанцию приманка на натянутом шнуре достигает дна, что отмечается по провисанию лески и характерному отыгрыванию кончика спиннинга, затем следует достаточно быстрая подмотка шнура двумя-тремя оборотами ручки катушки, после чего приманка вновь падает на дно – эти циклы «подмотка-пауза» повторяются на всем протяжении проводки или до поклевки, которая на спиннинг обычно передается как отчетливый стук и чаще случается на стадии падения приманки. Хорошей чувствительности всей снасти к ритмичному ходу приманки или к контакту с рыбой способствуют специально созданный под джиговую ловлю почти нерастяжимый плетеный шнур (плетенка) из высокомодульного полиэтилена и жесткое, «звонкое» спиннинговое удилище быстрого строя на основе углеволоконной ткани.

Однако на практике следование подобной стандартной технике ловли будет даже с правильно изготовленной поролонкой давать такой же посредственный результат, как и рыбалка с «примелькавшимися» рыбе приманками с почти одинаковой игрой, о чем уже говорилось вначале. В реальности и условия ловли на различных по типу водоемах разные, и набор объектов ловли довольно широк, и тот или иной хищник ведет себя неодинаково в зависимости от сезона, погоды, температуры воды, освещенности, времени суток, сытости, кормовой базы, его размера и много еще от чего. Поэтому, сделав ставку, к примеру, на щуку, нужно определиться не только с местом и временем выхода хищника на кормежку, но и попытаться смоделировать подачу приманки максимально близко к поведению ее потенциальных жертв.

Так, в один и тот же день щука на водохранилище может кормиться исключительно окунем, а на реке – мелкой плотвой. И в первом случае эффективной чаще бывает проводка в виде коротких протяжек-ступенек с невысоким отрывом от дна, желательно в замедленном темпе, а во втором – щука, вероятнее всего, станет реагировать на длинные и высокие пробежки приманки с затяжным «парашютированием» ее ко дну. Опять же, приведенные примеры техники хороши, когда высока активность относительно некрупной щуки, которая иногда организует некое подобие коллективной охоты, создавая скопления на удобной для хищниц локальной территории водоема, которые рыболовы образно называют «партсобраниями». Однако совсем другая задача – соблазнить на хватку матерую «зубастую», одиноко затаившуюся в засаде. Она вряд ли погонится за быстро промелькнувшей перед ней приманкой – зачастую такого тяжеловеса удается соблазнить поролонкой с предельно малым весом огрузки, которая вызывающе долго будет падать ко дну в поле зрения хищницы, представляя из себя легкую добычу.

Очень интересен технический вариант ловли щуки на поролон глубокой осенью по ледяной воде, буквально накануне ледостава, когда на берегах уже может не таять снег, а рано утром на воде образуются тонкие ледовые закраины. В эту нелегкую для рыбы и рыболовов пору в водоемах будто все замирает – хищник вялый, поклевки редкие и невнятные, клев в течение дня случается короткими периодами. Но как же все разительно и замечательно меняется, если вовсе отказаться от ступенчатой проводки. Вдруг поклевки начинают происходить едва ли не на каждом забросе, когда приманку просто очень-очень медленно тащить по дну, время от времени ее на короткое время вообще останавливая. Такие паузы полезны тем, что и мокрый поролон сохраняет плавучесть, и когда приманка замирает на дне, ее тело начинает медленно подниматься хвостиком вверх – тут-то обычно и следует отчетливый «тычок», при этом щука берет столь жадно и глубоко, что пасть вытащенной рыбы часто бывает полностью забита донным грунтом. С применением подобной техники проводки в пору предзимья не раз удавалось эффективно ловить не только щуку, но и матерых окуней, когда оба этих хищника совершенно не клевали при различных вариантах «ступеньки». Кстати, волочению приманки по дну, на котором всегда хватает и мелкого мусора, и коряг, очень помогает превращение поролонки в незацепляющийся вариант при подгибании крючков двойка к ее телу.

Другая крайность, где поролонка себя хорошо проявила – это охота на активного хищника в начале летнего спиннингового сезона, когда в водохранилищах и озерах после паводка еще высок уровень воды, а щука, окунь, судак, жерех разбойничают на таких мелководьях, где ступенчатая проводка невозможна даже с предельно легкой огрузкой. Здесь работает прямая равномерная или прерывистая проводка в толще воды, и поролон прекрасно ловит в этих условиях, в незацепляющемся варианте легко проходя сквозь редкую растительность, и даже затопленный кустарник ему не критичная преграда. Затем, уже в жару, когда на водоемах без течения образуется термоклин, судак, словно жерех, начинает бить уклейку и окуня на поверхности – тогда легкая поролонка, посланная «на всплеск», может принести не одного достойного по весу клыкастого хищника. Кстати, и на реках, богатых жерехом, поролонка часто ловила этих стремительных «бойцов», когда она после глубинной донной проводки на быстрой подмотке выходила на поверхность – тут и следовала мощная атака. На больших реках глубокой осенью отнюдь не редко поролонку на дне «находили» не только крупные жерехи, но и полновесные язь и голавль.

Опять же осенней порой, когда белая речная рыба на глубоких местах собирается в плотные стаи и, возможно, в данных условиях испытывает нехватку калорийного корма, не раз удавалось целенаправленно и успешно ловить на поролон леща и крупную густеру, создав очень узкую приманку с мелким двойником в ее теле. Тут вес огрузки определялся только глубиной ловли, силой течения и дальностью заброса – требовалось, в частности, чтобы поролонку не сильно тащило вбок потоком, поэтому лучше огрузка, превышающая необходимое значение. Для ловли этой рыбы тоже выработана своя техника проводки: приманка перемещается по дну, почти не отрываясь от него, короткими рывками – рукояткой катушки делается буквально лишь четверть оборота, причем резко. Поклевки «мирных» лещей или густеры постоянно регистрируются в виде отчетливых «тычков», но вот на крючки рыба садится не часто из-за нехищного устройства ее пасти. Следует отметить случаи ловли на компактные поролонки карпов и крупных карасей на осенних прудах, когда эти рыбы тоже, видимо, не прочь отведать «скоромного», однако такая рыбалка пока не приобрела системный характер.

В заключение осталось только рассмотреть относительно простую ловлю на поролон стайного окуня, судака или берша, которая обычна по еще теплой воде ранней осенью. Когда у этих хищников наступает активная фаза поглощения живой пищи, от рыболова требуется только одно – стать как бы участником данной скоростной и зачастую скоротечной охоты, то есть постараться поддерживать предельно высокий темп рыбалки. Тут понадобится подобрать поролонку, которая бы предельно быстро достигала нужной глубины и могла бы в высоком темпе (короткими «ступеньками») двигаться сквозь хищную стаю, изображая паникующую жертву, что дополнительно к скорости имитирует игра хвостика приманки с высокой частотой.

Определенное искусство ведения приманки понадобится при обнаружении скопления достойного по размеру окуня в густом коряжнике на малой глубине, что нередко ранней осенью в мелководных заливах водохранилищ, куда матерый «полосатый» загоняет, а потом беспощадно пожирает своего более мелкого, тугорослого собрата. Тут придется применить совсем мелкую поролонку с длиной тела всего 3-5 см и с головкой весом 2-8 граммов, у которой подходящий по размеру двойник загнут в незацепляющемся варианте. Так вот, зацепов почти не будет, если приманку буквально стремительно продирать сквозь коряги, а любая хватка окуня на такой скорости станет автоматически заканчиваться его самозасечкой. В данных условиях попытки ловить медленной ступенькой или мягким спиннингом неизбежно ведут к огромному количеству потерь приманок.