Рыбалка у Белой скалы

Никто не может точно сказать, когда весна превращается в лето. Никто, кроме, пожалуй, рыболовов. Например, я считаю началом лета момент, когда судак и берш начинают ловиться с берега на Волгоградском водохранилище.

Когда Волжская ГЭС начинает сброс вешних вод, ниже плотины спиннинговая рыбалка заканчивается. Вода прибывает, течение усиливается, плывет мусор. Поскольку в весенний период можно ловить только лишь с берега, у волгоградских спиннингистов выбор невелик: малые голавлевые речки, Дон и правый берег Волгоградского водохранилища. Я живу на севере города, практически рядом с ГЭС, мне ближе всего – Волгоградское море, как мы называем водохранилище. Выехал из микрорайона – и ты уже на трассе Волгоград - Саратов.

Специфика джиговой ловли с берега Волгоградского моря заключается в необходимости дальних забросов и ловли на больших глубинах. Чтобы вы имели представление о глубинах, на которых мы ловим, скажу, что груз весом 32 г (с поролоновой рыбкой) при забросе на 60 м достигает дна примерно на 35-37 секунде. Это если течение слабое. Впечатляет, правда? Однако дальность заброса нужна не затем чтобы добросить до этих глубин, а чтобы добросить до судака. Сама по себе ближняя бровка – достаточно близко к берегу, но она каменная, и еще покрыта ракушками. Потери приманок неизбежны. Либо приманка отстреливается при силовом забросе из-за сильного износа плетенки, либо режется о ракушки. Вместе с расходом приманок происходит быстрый износ плетеного шнура. Через 10-15 забросов уже видно, как размахрилась плетенка выше приманки. Лучше перевязать ее, удалив потертый кусок шнура. Но это все потом… Сначала надо разведать обстановку на море. Можно ли пройти до клевых мест по сухому берегу, клюют ли судак и берш в пределах заброса.

Ждать или искать?

В этом году уровень Волгоградского водохранилище рекордно низкий. Это видно по оголившемуся песку на пляжах. В прошлом году до этого песка я доходил в вейдерсах, а в этот раз, не ломая ног о каменные насыпи, спокойно идем вдоль уреза воды. Снежная зима и весенние ручьи сильно изменили правый берег Волги. Некоторые приметные кусты засыпаны щебнем, рельеф утесов сильно изменился, однако мы без проблем находим своё прошлогоднее место. По каким-то причинам именно здесь судак клевал чаще и, в целом, крупнее.
Джиговой проводкой ощущается рельеф дна. Первое место – перемычка между двумя соседними ямками. Облавливать ее довольно сложно. Ориентиров на противоположном берегу нет совершенно. Левый берег очень далеко. Дальний заброс всегда «пляшет» +/- 5 метров из-за ветерка, который то и дело гуляет вдоль обрывистого берега. Отсчет секунд при падении приманки крайне необходим. Что есть силы забрасываю поролонку с грузом 32 г, закрываю дужку катушки и начинаю отсчет. Добрых полминуты любуюсь пейзажем, рассматриваю птиц, которые гнездятся на скалистом берегу… На 25-й секунде начинаю отслеживать по кончику спиннинга момент касания дна. Бывает так, что все поклевки происходят только на выбросах, поэтому надо быть бдительным уже при первом контакте с дном. Делаю привычные джиговые ступеньки. Одну, вторую… четвертую – вдруг ступенька растягивается во времени почти в два раза! Значит, я действительно стою на своем клевом месте. Поклевки должны начаться на выходе из этой ямки. И действительно, случается поклевка, которая ощущается бланком трехметрового спиннинга как глухой стук. После размашистой подсечки понимаю, что рыба сидит на крючке. Дерганий не ощущаю, их гасит большой запас плетенки, который выгнулся по течению. Значит, рыба некрупная. Возможно, берш.

Действительно, полосатый, пузатый бершик. Интересно, что при скоростном вываживании (чтобы миновать крутую острую бровку) у судаков частенько изо рта выглядывает воздушный пузырь, а у бершей – нет. Возможно, дело в строении глотки.

 

После поимки четвертого берша – отпускаю малыша. У моего компаньона поклевок так и нет, хотя он стоит на своем любимом месте. Бывали дни, когда он меня облавливал, не сходя с одного места, однако сегодня увидел только одну безрезультатную поклевку.
К обеду статистика показала, что мелкий судак и берш клюют далеко от берега. Хищник пока еще не локализован и клюет спонтанно. Это значит, что на одном месте стоять бесполезно. Нужно двигаться вдоль берега, облавливая все доступное пространство. При этом существует большой риск встретить коварную бровку – а что делать?!

У меня для борьбы с бровкой есть три способа. Первый – это регулярное осматривание плетенки выше узла. На определенном этапе ее износа я избавляюсь от потертого куска шнура. Второй – использование металлического поводка длиной не менее 30 см. В этом случае большинство встреч с ракушкой приходится именно на проволоку. Износ плетенки замедляется в разы, а на количество поклевок наличие поводка не влияет. Знаю, что многие спиннингисты придерживаются противоположного мнения, мол, металлический поводок отрицательно сказывается на результативности ловли, но моя практика показывает, что никакой корреляции между наличием поводка и интенсивностью клева нет. Длинный поводок обычно мешает забросу, но напомню, что я ловлю трехметровым спиннингом, который вполне допускает при забросе расстояние от тюльпана до приманки примерно 40 см.

В ожидании трофея

Нужно непременно сказать именно о морском волнении. Рыбалка на водохранилищах – всегда зависит от ветра. Часто даже при ветре небольшой силы прибой мешает ловить с берега. Сам по себе ветер не сильный, забросу практически не мешает, но вот брызги, летящие на рыболова – настоящая беда. Некоторые мои знакомые свидетельствовали, что при встречном ветре судак ловится лучше. Однако проверить это наблюдение я пока не могу. Комфорт в рыбалке для мене более важен, чем пулеметный клев. Я принципиально выбираю для рыбалок тихие дни, с ветром до 3 м/с.

Как я уже говорил, дорога на водохранилище проходит мимо моего дома. Частенько я хватаю спиннинг с поясом спиннингиста и прыгаю в машину знакомого рыболова. При этом всегда есть большая вероятность узнать новое место, посмотреть, каким образом другие рыболовы решают проблемы «морской» джиговой ловли. В очередной раз мы рыбачили чуть в другом месте и при большем волнении. Поклевок на выбросе практически не было. Удары происходили либо на полпути, либо под самой бровкой. Улов был не баснословный. У меня на кукане сидело 4 берша и 4 судака. Трех малышей я отпустил. Мы терпеливо ждали вечернего выхода, но я смог выловить двух самых крупных судачков одного за другим примерно в 20:30 вечера. Думал, что это и есть долгожданный выход, что сейчас, что называется, «пойдет руда»… но нет. До самых сумерек больше поклевок не было. Жалко, что не удалось встретить того судака, морского, который норовит рыболова затащить в воду, а не наоборот. Но не беда. Рыбалка на джиг с берега Волгоградского водохранилища еще только в самом разгаре и будет продолжаться аж до июля. С этого дня мой трехметровый спиннинг стоит в коридоре всегда наготове. Ведь судак ловится – лето наступило!