В период с пришедшими холодами охота за хищной рыбой не кончается, а скорее начинается и продолжается до первого льда. Только несколько меняются ее условия и способы.
Поскольку любая рыба теперь держится в зимовальных ямах или рядом с ними, то и хищники уходят вглубь за своей потенциальной добычей — мелкой рыбешкой.
Даже поверхностная уклейка теперь встречается у дна, нередко в глубоких местах. Хотя днем эти рыбки выходят еще погреться на солнышке, искрясь в тиховодье плесов и омутов с обратным течением.
Ловля спиннингом со дна и у дна ступенчатой проводкой становится теперь основной применительно для всей хищной рыбы.
Для такой рыбалки используются тяжелые колеблющиеся блесны, кастмастеры и пилькеры, а также джиговые силиконовые приманки со светящимся покрытием, так как ловля часто происходит на большой глубине.
Но кроме этих традиционных спиннинговых охот есть еще и рыбалка с лодки отвесным блеснением. Причем это не только ностальгия по зимней рыбалке, мол, скорей бы на лед с удильником и блесной, но и вполне успешный способ ловли, нередко более результативный, чем со спиннингом.
Эту рыбалку я открыл для себя в месте, казалось бы, совсем не подходящем, и было это скорее вынужденно или случайно.
Приехав как-то в начале осени на деревенский пруд, я по привычке начал оплывать на лодке все окуневые места, проверяя их вращающимися шестиграммовыми блеснами. Еще совсем недавно на эти вертушки отчаянно брали разнокалиберные окуни. Но в этот раз поклевок почти не было.
Как я понял, местные жители ловили на малька. Видно было, как они макали в воду подъемники, в которых время от времени что-то поблескивало. И потом также можно было заметить, что забрасывали они крючок с мальком уже не к берегу, где раньше держался окунь, а на чистый плес с русловой ямой.
Их удилища иногда сгибались, а на леске бился окунь, нередко довольно крупный. Это все происходило на глазах, и было уже досадно от своей неудачи.
Порывшись в припасах и ничего не найдя для изготовления подъемника, я сел задумчиво в лодке, почесывая, как это водится у российского человека, «репу», «тыкву», «кумпол», «котелок»… Но и этот процесс так и не внес чего-то нового в концепцию осенней ловли окуня. Тогда я взялся перебирать все, что было в разных коробочках и баночках.
Иногда, казалось бы, случайные вещи наводят на какую-то мысль. Так и вышло… Вскоре мой взгляд остановился на коробке с зимними блесенками. Я взял одну серебряную блесну и повертел ее перед глазами. А что, вполне сойдет за малька.
На тройничке и завлекалочка имеется в виде алых капелек. Бросать ее спиннингом не имело смысла — маловата…
Прицепив блесну, начинаю полоскать ею у лодки, проверяя игру. На резком подергивании вверх блесенка начинала суматошно юркать и торопиться куда-то в сторону. Теперь уже опускаю ее на дно и начинаю блеснить, как зимой. Подъем вверх, сброс, пауза… Стук о дно, снова подъем на этот раз более резкий, сброс, пауза, во время которой играю блесной, словно мормышкой. Тук!.. Взял!.. Наконец-то…
Кажется, в этот раз я даже обловил местных рыбаков, поскольку видел, как они показывают рукой в мою сторону и чего-то комментируют.
Окунь лучше брал на зимнюю блесенку, чем на малька, который оказался линьком. Это я узнал от местных уже позднее.
На следующей же рыбалке открыл еще одну особенность.
Мы собрались со спиннингами на зону затопления Чебоксарской ГЭС. Тогда еще лес стоял в воде почти как живой. Заплыв в затопленную березовую рощу, мы начали бросать блесны, кто во что горазд, но больше применяли тяжелые самодельные колебалки.
Щука брала вяло. Вскоре, когда солнце поднялось в зенит, хватки прекратились совсем. Пообедали… А потом я заметил в лодке ведерко с какими-то рыбками.
Выяснилось, что товарищ наловил у дома в деревне маленьких карасиков. Недолго думая, сажаем их на тройнички окуневых блесен и… начинаем таскать окуней-горбачей…
Причем окунь не брал неподвижную блесну, хотя на ней и была живая рыбка. Но стоило чуть поиграть обманкой, как следовал энергичный рывок, и горбач уводил леску под лодку, стараясь дотянуться до березового пенька… На голую блесну окунь в этот раз не брал. Наверное, мы просто его избаловали…
Отвесное блеснение с лодки схоже с зимним, но разница в том, что ловля происходит во время дрейфа лодки по ветру или по течению реки. Здесь имеются свои плюсы и минусы.
При движении есть возможность облавливать различные участки водоема в довольно короткий срок, поскольку приманка играет непрерывно и каждый раз на новом месте. Хорошо, если место знакомо и рельеф дна примерно известен. В ином случае желательно «пробить» его грузиком или измерить эхолотом.
Если найдено уловистое место, то можно встать на якорь. Но, как правило, вскоре поклевки прекращаются. И приходится двигаться дальше, лучше по бровкам вдоль ямы или затопленного русла, если это водохранилище.
При слишком большой скорости дрейфа или сплава по течению приманка не сможет полноценно играть, так как леска будет изгибаться под напором воды.
Чтобы выровнять и замедлить движение лодки можно сделать водный якорь, представляющий собой металлический каркас, обтянутый полиэтиленовой пленкой или прочной тканью. Чтобы он не тонул надо закрепить на нем поплавок, к примеру, из пустой пластиковой бутылки. Тянущийся за лодкой водный якорь будет служить неким тормозом.
Также есть возможность замедлять движение при помощи груза, привязанного к лодке и скользящего по дну. Это может быть кирпич, булыжник, найденный на берегу, мешочек с песком, вес которого может подбираться под нужную скорость движения.
Ловить можно с любой лодки, но лучше, если это устойчивая дюралевая лодка. Понятно, что еще лучше подходят катера… Устойчивые эти лодки хорошо держат курс и меньше болтаются на волне. Мотор не обязателен, если место ловли рядом. Но большие дистанции лучше проходить только на моторе, иначе руки отвалятся…
Блеснение на малом газу, которое практикуют западные рыболовы, на мой взгляд, лучше применять, только когда невозможно двигаться иначе, если это, конечно, не троллинг. Или на морской рыбалке.
Для блеснения можно использовать зимние удильники, но лучше подойдет короткий одноручный спиннинг, оснащенный катушкой, можно — инерционной.
При ловле удильниками леска выбирается руками, а затем часто запутывается в лодке. К тому же, крупную добычу лучше вываживать при помощи удилища.
На кончике удилища следует закрепить жесткий кивок-сторожок, рассчитанный под тяжелые приманки. Но он должен достаточно чутко отмечать задевы и прикосновения приманки ко дну, а также показывать поклевку.
При выборе приманки надо ориентироваться на скорость дрейфующей лодки и глубину в месте ловли. Для быстрого движения и ловли в яме требуются тяжелые обтекаемые колебалки, трехгранки, пилькеры, кастмастеры, зимние тяжелые блесны.
Если же ловля совершается при медленном сплаве, то лучше всего будут работать больше мягкие приманки или живцы на джиг-головках, причем не обязательно живые.
К числу наиболее часто применяемых приманок во время медленного движения относятся рипперы, виброхвосты, твистеры, поролоновые рыбки, зимние балансиры.
Поскольку силиконовые приманки, расположенные горизонтально, часто закручивают леску при отвесном блеснении, то иногда их заменяют на различных «кальмарчиков» из силиконовых нитей, к примеру, как в спиннербейтах. Эти лохматые самоделки вырезают даже из резиновых шариков.
Часто выше основной тяжелой джиговой приманки ставят дополнительные мушки, стримеры, вабики из козьей шерсти. Но бывает, что самой удачной приманкой является простая тяжелая зимняя блесна с нарезанной тюлькой.
Для рыбалки с тяжелыми блеснами используют резкие, короткие взмахи удильником или кончиком спиннинга. Особенно важен короткий взмах при ловле на большой глубине, иначе приманка будет играть примитивно, как гвоздь.
Большое значение имеет пауза в нижнем положении. Нередко хватки случаются на затянутой паузе.
Для ловли в отвес лучше всего применять плетенку, так как она более чутка к поклевке и не требует размашистой подсечки, как тянущаяся обычная леска. К тому же. во время дрейфа лодки и ловли на большой глубине плетеная леска не дает лишней слабины, а значит, снасть будет более управляемой, чем с эластичной капроновой леской.