Южные зимние караси

Все кубанские рыболовы-зимники знают, что короб (карась) клюет на глубине

Давно не верю россказням любого рыболова, что ловить зимних карасей он не любит. Все рыболовы любят ловить эту рыбу круглый год, если она к ним… благосклонна.

В моем активе более четырех десятков зимних сезонов, в основном посвященных охоте на крупного карася, или, по-кубански, короба. Может быть, накопленный опыт в чем-то даже уникальный, но в любом случае – это опыт. Мне уже не надо объяснять, подсказывать, что зимний клев короба, как правило, или хорошо предсказуемый, или совсем не предсказуемый. Изобилие разных сюрпризов, преподносимых этой привередливой рыбой любому рыболову-зимнику – это только нюансы текущих рыбалок. Да и привередливым, может быть, называют короба зря, и другие рыбы бывают зимой не отзывчивыми на рыбацкие «угощения»…

По-разному клюет карась и в разных водоемах или совсем не клюет. Да, есть такие водоемы в Ставрополье и на Кубани, где рыба зимой «мертвая» два, три, четыре десятка зимних сезонов – и вдруг «оживает» вопреки многолетним наблюдениям местных рыболовов. Почему?..

Зимняя охота на карася – всегда занятие из области искусства… правильной оценки слухов, домыслов, обманных маневров рыболовов с целью «отвода глаз» рыболовного сообщества от действительно клевых мест. Именно долголетний опыт позволяет рыболову ориентироваться в клеве зимнего карася с точностью до конкретного водоема, а слухи – это только индикатор начала клева.

С учетом ранее сказанного, можно смело утверждать, что в проточных прудах бассейнов разных рек Кубани короб ловится местными рыболовами с переменным успехом всю зиму. Клев рыбы замирает только в сильные морозы. В ветреную морозную погоду пытаться ловить короба-карася нет смысла. Как правило, клев отсутствует, но… не сюрпризы. Однажды в тихое морозное утро температура воздуха изменилась скачком в положительную сторону градусов на 12-15, подул сильный юго-западный ветер, и все это безобразие, типичное для климата Кубани, разразилось проливным дождем. Короб, ранее клевавший случайно, как будто сошел с ума – рыба брала сходу в любой лунке. Именно рыба: караси, сазаны, лещи, окуни, плотва. Несколько сравнительно крепких поводков запросто оборвали, может быть, крупные толстолобики или сазаны-«патриархи». Ясно, что для зимней рыбалки любые рекомендации можно смело называть условно правильными. В тот февральский день уловы рыболовов, не сбежавших со льда, превысили все ожидания…

В непроточных прудах Кубани короб также активен всю зиму, но где-то совсем не клюет, а в других водоемах, часто расположенных рядом, ловится вполне успешно, почти ежедневно, а в оттепели даже отлично. По сравнению с проточными прудами, наблюдаются три разницы: карась клюет значительно мельче, клев в сильные морозы не прекращается, а лишь ухудшается; фазы луны влияют на клев мало. По моим многолетним наблюдениям, среднестатистическая оценка изменения клева колеблется в пределах 30 процентов, что можно отнести и к изменениям погоды. На мой взгляд, клев остается вполне хорошим – 70 пойманных карасей мало отличаются от 80-100.

Зимой в любых прудах, в проточных и непроточных, наблюдаются странные особенности. Быстро подмечаешь их, если прудов в одном месте рыбалки много. К примеру, вблизи станицы Казанской (Кубань) рыболовы могут рыбачить в восьми прудах разных размеров и глубины, но клев, как правило, сразу во всех прудах никогда не наблюдался. Для этих прудов обычно периодическое перемещение рыболовов со льда одного пруда на лед другого. Какого? Готов утверждать, что выбор у природы или карасей не вписывается в систему, всегда случайный. Сегодня ловил карасей в большом пруду, а в очередной выходной день наблюдаешь толпу рыболовов на льду небольшого пруда, на удалении от прежнего клевого места до 1 км. Неизменным в этом «броуновском» перемещении рыболовов по льду прудов остаются только новые клевые места, всегда расположенные в северо-западных или(и) юго-восточных частях (углах) прудов, на расстоянии от берега до 20-50 метров, где глубина редко превышает 1,0-1,2 метра – нонсенс для любого проточного пруда бассейна любой реки Кубани. Здесь короб клюет зимой всегда на глубине от трех метров, выходя на мелководья только весной и в сильные морозы, когда он может быть обнаружен в зарослях водорослей. Может быть, таким способом крупные караси и сазаны весом до 3-4 кг защищают себя от холода. Можно предположить, что неактивной в холода рыбе легче найти корм в зарослях водорослей. Говоря честно, однажды обнаружив это явление, автор просто пытался ловить крупных карасей и сазанов на мелководье, в расчищенных от водорослей лунках.

Все кубанские рыболовы-зимники знают, что короб (карась) клюет на глубине. На водоеме любой здравомыслящий рыболов устремляется в сторону клевых мест, подальше от берега…

В очередной раз разбуриваю лед на мелководье, пытаясь обнаружить в лунке густые водоросли и глубину более 1,5 метра. Расчищаю рогатиной пространство под лунками, с трудом поднимая на лед длинные пучки зеленых водорослей, которые в водоемах Ставрополья и Кубани не отмирают на зиму. Через 20-30 минут муть и взвеси оседают на дно – и начинается мало предсказуемый клев карася и сазана. Карась клюет весом 1,5-2,5 кг, сазан – до четырех. Поклевки редкие, но меткие. И никогда заранее не предскажешь, к примеру, поклевку карася.

Эта особенность водоемов Кубани для практики мало полезна, полагаю, к примеру, рыболовам из Подмосковья. Здесь водоросли отмирают на зиму. Может быть, в сильные морозы тут следует пытаться ловить карася вблизи пеньков и коряжника, поскольку автор часто обнаруживал в водоемах Ставрополья и Кубани зимние стоянки карася и сазана именно в таких местах.

Клев карасей в пригородных водоемах – это особая тема. Здесь караси быстро учатся уму-разуму: «учителей» на льду пригородных водоемов бывает много в любой зимний день, а в выходные дни тем более. Понятно, в лунки ссыпается всевозможная прикормка килограммами. Караси в таких водоемах клюют, как правило, отвратительно. Привыкшие подбирать со дна хлебные крошки и прочее, местные огромные короба на мотыля смотрят косо… Нет, иногда кое-какой клев бывает и на мотыля, но чаще водоемы часам к 15 пустеют. Значит, пришло и мое время. На вечернюю рыбалку беру всегда одну удочку длиной 3 метра. Удочка оборудована мотовильцами и состоит из двух колен. Ровные гибкие хлысты из орешника, проваренного в олифе и окрашенного масляной краской – это на порядок лучше пластика и на два порядка надежнее, как и леска, изготовленная из шелковой нити зеленого цвета, вытянутой из парашютной стропы. Снасть логично завершает поплавочек, на антенну которого надет «светлячок»; снасть завершают и крючок №14 и грузильце. Поводок не применяется. Простейшая и методика облова лунок: любая «брошенная» лунка – твоя, а поплавок находится в лунке не более одной минуты.

Сумерки быстро сгущаются над льдом пруда, и крупный карась подходит к лункам. На грубость снасти короба никак не реагируют – за час-два вечерней рыбалки удается поймать 3-6 коробов весом по 1,5-3,0 кг. Из одной лунки ловится только один короб. Рыболова здесь кормят ноги. Опыты доказали, что второй короб клюнет в этой же лунке, может быть, только ночью. Чем больше лунок обследовано, тем больше и коробов клюнуло. Моя снасть идеально подходит для вечерней рыбалки, когда рыба бесцеремонно «выкачивается» на лед секунд за 15. Кстати, подобным образом оборудованы удилища и для ловли короба и сазана в водорослях. Даже с сазаном весом около четырех кг долго «церемониться» не приходится. Странно, что сазаны и крупные караси толстую леску совершенно не замечают. Клев всегда уверенный, без опробываний наживки или насадки. Наживкой чаще является небольшой юркий красный червь, добываемый под шелухой от проса, где червей и зимой много. На втором месте находятся кисточки из мотылей. Третье место принадлежит катышкам из липкого ржаного хлеба, сдобренного соком чеснока или перемешанного с высушенным и растертым в пыль укропом. Обычно достаточно нанизать на крючок червячка.

На чистых местах прудов и прудиков, конечно, ловить карася следует с применением тонких лесок и поводков, крючков или мормышек. Для «сковородочного» карася достаточно поводка диаметром 0,1-0,12 мм, поскольку изредка может клюнуть карась весом 300-500 гр. Боле весомые требуют применения поводков диаметром до 0,15-0,17 мм. Ловля зимнего сазана в оттепели с применением тонких поводков вообще невозможна. Предельным диаметром поводка следует считать леску 0,2 мм, потому что более толстые значительно менее уловистые. И леску, изготовленную из шелковой нити, на чистых местах рыба опасается.

По моим наблюдениям, лучшие приманки – это легкие мормышки из тусклого свинца (серые), применяемые для ловли плотвы. Даже короб весом около трех кг сломать такую мормышку не может, но сазаны весом 3-4 кг, бывает, ломают. Иногда крупные караси совсем игнорируют мормышку, предпочитая крючковые снасти. Бывает, крючковая снасть игнорируется, а мормышки работают превосходно. Как правило, карась предпочитает «стоячку», но помнятся сотни рыбалок, когда успех достигался при ловле над дном, даже на расстоянии от дна до 0,5 метра. Отзывчив карась и на шевеление наживки на дне, на периодические подергивания лески кончиком удилища.

В оттепели активность карасей увеличивается в разы, а в сильные продолжительные оттепели жор наблюдается даже вблизи берегов, но не на мелях. Обычно стаи карасей обследуют глубины от 1,5 метра. Но в мелководных прудах мне часто приходилось ловить «сковородочных» карасей с глубины около 0,7-0,8 м. Интересно, что попытки ловить рыбу в такие дни на глубоководье (около 2 метров) бывали всегда провальными. Особенно успешно рыбалка складывалась в местах, где в пруд втекали ручьи. Но такие места в оттепели и наиболее опасные для рыболова, поскольку часто к обеду возможны провалы под лед, а после обеда почти гарантированы. Южное солнце – светило жаркое, а южный лед – только на вид крепкий. Как правило, в оттепели местные рыболовы применяют надувные лодки, которые всегда находятся рядом с рыболовом.

В конце февраля бывают очень успешными рыбалки в ручьях и малых речках, втекающих в большие проточные пруды. Здесь в проводку на мотыля можно ловить карасей по аналогии с ловлей плотвы. Как правило, караси клюют вблизи редкого тростника. На чистых местах клева практически нет.

В феврале часто хороший клев карасей наблюдается и в разных каналах с глубиной от двух метров. Иногда клев в каналах лучше, чем в прудах, которые соединены между собой этими каналами. Клев в каналах почему-то лучше в отвес, когда наживка не доходит до дна до 20 см. Как правило, наживкой служит мотыль. Много обводных каналов прорыто вокруг лиманов и плавней. Их глубина не превышает 2,5-2,7 метра, но в лиманах и плавнях и такие глубины редки. Может быть, именно по этой причине стаи карасей перемещаются в обводные каналы, где живется им не очень сытно и где клев может быть умопомрачительным. К сожалению, теория не всегда подтверждается практикой. На обычные наживки клев в таких каналах не впечатляет рыболова, но стоит только применить кусочки креветки на крючках – и жор обеспечен. Особенно впечатляет клев в конце февраля и начале марта, когда каналы только освободились от льда.

Малые карьеры для зимней рыбалки не перспективны. Здесь могут быть глубины до десяти метров, но клева почему-то не бывает. До весны карась себя никак не проявляет, а ранней весной предпочитает не мотыля, а манку-болтушку на крючках, находящуюся вблизи дна. В период ранней весны (начало марта) некоторые караси с трудом проходят в лунку. Есть на что посмотреть!

Что еще почитать